7 мин.

Пол Джордж и Клэй Томпсон – звенья одной короткой и замкнутой цепи переходов

Все связано.

Подписание «Филадельфией» Пола Джорджа на 4-летний максимальный контракт и переход Клэя Томпсона по сделке «сайн-энд-трейд» из «Голден Стэйт» в «Даллас» – главные события стартовавшего межсезонья НБА.

Похожи ли эти переходы? Разве что возрастом двух игроков – обоим 34. Но Пол Джордж все еще получает самый большой контракт из возможных, в то время как Клэй будет зарабатывать в три раза меньше Джорджа. Томпсон всю карьеру провел в «Голден Стэйт», превратился из сына экс-игрока, неловкого снайпера из небольшого университета в легенду клуба, 4-кратного чемпиона, будущего члена Зала славы баскетбола. Пережил с клубом и триумфы, и падения, восстановился после серии чудовищных травм – но так и не обрел прежнюю уверенность. Расставание было болезненным.

В то же время Пола Джорджа и 5 лет назад в момент перехода в «Клипперс» воспринимали как элитного «наемника» (не ищите тут негативного смысла), человека, который будет помогать Каваю, как до этого – Уэстбруку. И если следующий такой этап его карьеры связан с другой командой – что ж, так тому и быть. Так то и будет: «Филадельфия» тоже вряд ли рассматривает Джорджа как потенциальную легенду клуба. Настоящей легендой он мог стать только в «Индиане», это уже нужно признать.

Окей, не похожи. Взаимосвязаны ли эти переходы? Тоже нет – в сделке по переходу Джорджа вообще никто больше не задействован, «Сиксерс» его подписывают как свободного агента с открытого рынка, «Клипперс» не получают компенсации. А в «сайн-энд-трейде» Клэя Томпсона «Даллас» отдает молодого свингмена Джоша Грина, причем даже не «Голден Стэйт», а в третью команду – «Шарлотт».

Но связаны ли эти переходы?

Как оказалось на вторые сутки межсезонья, да. Два других звена связывают эти переходы в единую цепь:

Замкнутость этих четырех переходов является случайностью только на первый взгляд.

Приглашение Джорджа и Томпсона соответственно вынудило «Филадельфию» и «Даллас» расстаться с надеждами на переподписание Мелтона и Джонса.

В то же время именно уход Джорджа и Томпсона позволил их старым командам подписать Мелтона и Джонса.

По новому Коллективному соглашению НБА правила для неэкономных команд ужесточаются с каждым годом. А «Голден Стэйт» и «Клипперс» – жуть какие неэкономные, «Уорриорз» в прошлом сезоне потратили рекордные 400 млн в зарплатах и налоге на роскошь, их соседи по штату отстали ненамного: 350 млн (третьи в рейтинге транжир, «Санз», отстают уже на 90 млн, чемпионы «Селтикс» потратили лишь 225 млн, финалисты «Мэверикс» – 170).

Одно из ограничений: такие сверхдорогие команды могут теперь добавлять игроков в состав только одним из четырех способов:

• драфт

• минимальные контракты

• продление контрактов своих игроков

• обмен дорогого игрока на более дешевого

Драфтпиков, под которыми можно было выбрать сильную и перспективную молодежь, у ЛАК и ГСВ не было (46-й и 52-й номера драфта). На минимальные контракты трудно рассчитывать как на укрепление состава, как и в обмене с понижением зарплаты обычно получают более слабого игрока, а не усиливаются. Ну а при продлении контрактов – с теми же Джорджем/Томпсоном –клубы еще глубже рухнули бы в налоговую бездну, пробивая отметку в 500 млн долларов за сезон.

«Клипперс» даже не скрывают, что именно новые правила заставили их серьезно задуматься над тем, имеет ли сохранение Пола Джорджа практический смысл. В официальном оправдании клуба (заявление об уходе игрока – какая-то чудная редкость в НБА, но вот мы тут) сказано: «В это межсезонье наш состав был собран вокруг трех игроков старше 33 [Джордж, Ленард и Харден], двое из которых могли стать свободными агентами. Мы хотели сохранить их на соглашениях, которые позволили бы нам, исходя из ограничений нового CBA, продолжать строить команду.[…] Мы будем скучать по Полу, но в то же время нас захватывают новые доступные возможности, включая большую гибкость по правилам нового CBA».

(«Уорриорз» не стали писать такую объяснительную записку по поводу ухода Клэя, но руководствовались теми же мотивами).

О какой же гибкости речь?

Убрав из платежки дорогостоящие контракты Джорджа и Томпсона, ГСВ и ЛАК упали ниже черты «первого жесткого потолка». Это открыло для них возможность подписать игрока за полное исключение среднего уровня – контракт до 12.8 млн. Иначе у них было бы – в лучшем случае – доступ к пятимиллионому контракту для свободных агентов. В лиге, где ветеранский минимум – 3,3 млн, это практически ничто.

Игрок за 12.8 млн не заменит Пола Джорджа. Даже, вероятно, Клэя Томпсона. Но когда ты уперся в тупик, и требуется перезагрузка, это единственный вариант для укрепления состава без полного разрушения. И калифорнийские команды нашли нужных им игроков на эти возникшие у них 10-12-миллионные слоты: «Голден Стэйт» получает одного из лучших оборонительных гардов в лице Де’Энтони Мелтона, «Клипперс» добавляют атлетизма, подписывая ярко проявившего себя в плей-офф прыгучего форварда Деррика Джонса.

Мелтон и Джонс оказались свободными для ГСВ и ЛАК именно потому, что их прежние клубы погнались за Клэем и ПиДжи.

Из всех ролевых игроков прошлогоднего состава, у которых истекал контракт, «Филадельфия» хотела оставить именно Мелтона. У Де’Энтони концовка сезона была омрачена травмами, но за два года в команде его связка с Макси в бэккорте показывала отличную синегрию – выход Тайриза на новый уровень был связан и с тем, что Мелтон снимал с него почти всю нагрузку в защите, при этом в нападении не забирал мяч. Но чтобы освободить место под потолком зарплат на выдачу максималки Джорджу, «Сиксерс» пришлось отказаться от прав Берда на всех своих свободных агентов – от Харриса и Батюма до Мелтона и Ковингтона. Эти права тоже отнимают место под «кепкой», причем обычно даже больше, чем фактические контракты.

Когда оказалось, что «Филадельфии» нужен еще и запасной центровой (Драммонд), Пол Джордж согласен только на максимум, а самому Мелтону предлагают на рынке больше, чем оставшиеся у «Филы» 8 млн (их дали Убре), время уже играло против «Сиксерс». И Мелтон выбрал годичный контракт с «Голден Стэйт» на те самые 12.8 млн, которые открыл уход Томпсона и отчисление Пола.

Для подписания Клэя «Далласу» не пришлось вычищать платежку, как «Филадельфии» ради Джорджа – Томпсон вообще переходит де-факто в обмене на Джоша Грина. Но такая сделка включает жесткий потолок на уровне 178 млн. Когда Дончич-Ирвинг отнимают 84 от этой суммы, не так просто вписать Клэя даже за 16 – тем более сложнее сделать это одновременно с переподписанием Джонса.

Переподписание это было затруднено по двум причинам. Первая – Деррик играл в команде один год за минимальную зарплату, у него не было никаких прав Берда, и подписывать его нужны было на тех же условиях, что подписывают чужих свободных агентов. За Джонса «Даллас» боролся с другими претендентами на равных условиях, еще и с собственными ограничениями.

И второе – Джонс резко сменил агентство прямо перед стартом межсезонья, но профсоюзные правила запрещают новому агенту представлять игрока раньше, чем через 15 дней после его ухода от старого агента. У Джонса не было представителя в момент открытия рынка, и когда «Далласу» нужно было продумывать сложные сделки с Клэем, ориентироваться на рынок, думать о платежке – например о том, что до жесткого потолка у них всего 8-9 млн – Джонс, такой полезный и сыгранный, просто оказался слишком сложным вариантом для переговоров.

Проще было согласовать контракт с игроком, у которого был агент – с Наджи Маршаллом из «Нового Орлеана», который и получил остававшиеся у «Далласа» 27/3. Деррик же, видимо, претендовал на чуть большее – чуть большее он и получил от «Клипперс»: 30/3.

И цепь переходов таких разных игроков замкнулась.

Фото: Ringo Chiu/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages.ru/Harry How, Tim Nwachukwu