13 мин.

Как хореография за 150 лет изменила фигурное катание?

Тренировки – тренерам, фигуры – фигуристам, постановки – хореографам? Такое распределение труда в фигурном катании появилось относительно недавно, а поначалу ни о какой хореографии в этом виде спорта речи вообще не шло.

 Отпочковавшись от скоростного бега на коньках, дисциплина, которую с конькобежцами роднил только лёд, сначала была сухой и сугубо технической. Мастерство спортсменов состояло в рисовании лезвиями коньков на льду разнообразных фигур – восьмерок, троек, петель, крюков, скобок, и т.д.

 Основным двигателем технического прогресса фигурного катания была Англия, где в XIX веке в клубах фигуристов развивалась теория катания, придумывались и описывались «фигуры», издавались учебники и популярные статьи. В других странах фигурное катание также развивалось, особенно высок интерес был в Канаде и в США, но именно «британский» стиль долгие годы насаждался как эталонный.

 Фигурное катание было ещё очень далеко от того, что мы привыкли видеть в этом виде спорта. Скажем откровенно, первые соревнования фигуристов были довольно скучным мероприятием. Но участники и не претендовали на какой-либо зрительский интерес: в то время спорт был уделом элиты, которая могла себе позволить выезжать для тренировок и соревнований на горнолыжные курорты, где также заливались катки.

 Катание чопорных англичан отличала прямизна постановки тела, развернутые плечи, движение на прямых ногах, прижатые к телу руки и сближенное положение ног. «Кочерговая элегантность», а также то, «что этот стиль имеет характер напыщенный, деревянный и лишенный всякой грации» привели к тому, что фигуристы из других стран пошли своим путем и изобрели так называемый «небританский», международный стиль катания, на который в начале ХХ века перешли и многие английские спортсмены.

 Революционеры

Первым отошел от британских канонов американец Джексон Хейнс. Обладая не только конькобежной, но и балетной подготовкой, он перенес танец на лед, создавая художественные программы под музыкальное сопровождение. Он же первым стал не просто закреплять лезвия ремнями на обуви, а намертво прикручивать лезвия в подошве сапог, чтобы обеспечить себе большую устойчивость и свободу движений.

Стиль катания Хейнса не был принят в Америке, а вот в Европе шоу американца под живую музыку встречали с восторгом. После выступлений Хейнса стало понятно, что фигурное катание – не только удел мужчин-одиночников, что танцевать на льду можно и в парах. Хейнс умер от туберкулеза в возрасте 35 лет, в 1875 году, успев за 11 лет предопределить дальнейший путь любимого вида спорта. Через сто лет, в 1976-м, имя фигуриста-революционера было внесено в Зал славы мирового фигурного катания.

 Перед Первой мировой войной фигурное катание находилось уже на достаточно высоком уровне развития, спортсмены продолжали изобретать новые элементы и выразительные средства, а имена Ульриха Сальхова, Вернера Риттбергера и других фигуристов превратились в нарицательные.

После 1921 года во всех видах  фигурного катания начали доминировать австрийцы, но автором следующего качественного прорывом стала одиночница из Норвегии Соня Хени. Отец девочки хотел сделать из нее спортивную знаменитость и нанимал для дочери  лучших специалистов. Соня имела великолепную подготовку, она занималась не только фигурным катанием, но и плаванием, беговыми лыжами и теннисом, а также училась классическому балету у прославленных педагогов.

Разностороннее физическое развитие, невероятный для того времени технический арсенал, перенос балетной школы на лед, целенаправленное применение хореографии в программах,  симбиоз спорта и искусства сделали из Сони не просто знаменитость, а сенсацию в мире фигурного катания. В 15 лет в 1928 году Хени выиграла свою первую Олимпиаду, и позже к этой медали добавятся еще два олимпийских «золота» (1932, 1936). Также Соня десять раз становилась чемпионкой мира с 1928 по 1936 год. Также именно Соня Хени стала первой фигуристкой, начавшей выступать в короткой юбке.

Соревнования одиночников, мужчин и женщин, включали в себя техническую программу –исполнение более четырех десятков обязательных фигур на льду без музыкального сопровождения, а также произвольную программу, где фигуристы могли демонстрировать фигуры, скольжение, прыжки и вращения.

В катании пар высоко ценилась синхронность движений партнеров и слаженность при исполнении фигур. Вообще, парное катание тогда считалось видом «для пожилых», в основном нужно было красиво, плавно и в унисон скользить. Но именно в период 20-30 годов началась борьба «трюкистов» и «антитрюкистов», которая через несколько десятилетий разделит выступления дуэтов на две дисциплины - танцы на льду и парное катание. А тогда передовые пары только изобретали прообразы современных поддержек и выбросов, но чаще не находили благосклонности у судей.

«Золотой век»

После почти десятилетнего перерыва, связанного со Второй мировой войной, в конце сороковых годов соревнования по фигурному катанию возобновились и продемонстрировали удивительный прогресс спортсменов.

Американцы, переосмыслив новаторский подход Сони Хени и взяв на вооружение хореографию, технически усложнили свои программы, наполнили их многооборотными прыжками, зрелищными элементами и стали доминировать на мировой арене. Цельные, динамичные программы с невиданными трюками нравились публике гораздо больше академичного выписывания фигур, и болельщики заполняли трибуны.

Американская школа фигурного катания могла еще долго продолжать диктовать моду, но страшная авиакатастрофа изменила расстановку сил. В 1961 году команда США, создаваемая с прицелом на Олимпиаду-1964, погибла, направляясь на чемпионат мира-1961. На борту находилось 18 фигуристов, пять тренеров, трое судей и менеджер сборной. По стечению обстоятельств,  чемпионат США-1961  по фигурному катанию стал первым в истории, который транслировался по телевидению на всю страну, Америка увидела, полюбила и тут же потеряла своих любимцев.

Новая революция

 С 1952 года на чемпионатах мира соревнования дуэтов были разделены на два самостоятельных вида программы, а среди танцевальных пар доминировали спортсмены из Великобритании. В начале шестидесятых лидерами в танцах на льду становятся представители Чехословакии Ева Романова/Павел Роман. Для своих программ пара выбирала латиноамериканские ритмы, под которые четырежды стали чемпионами мира 1962-1965.

В это же время в парном катании в борьбе за мировую корону вступает советская пара Людмила Белоусова/Олег Протопопов. Вместе со своим тренером Игорем Москвиным дуэт идёт по пути одновременного технического усложнения катания, увеличения скорости движения, постоянной сменой ритма, и одновременно наполнения программ художественным смыслом. Музыкальное сопровождение перестает быть фоном для исполнения фигур, музыка определяет характер танца и образы фигуристов, используется для усиления эмоционального эффекта от катания, создает атмосферу и акцентирует внимание на сложных элементах.

А в СССР чемпионка страны Мила Пахомова уже выбрала себе нового партнера для танцев, сутулого бесперспективного перворазрядника Сашу Горшкова. За спиной Пахомовой уже были не только спортивные успехи – в 1965 году она поступила на балетмейстерский факультет ГИТИСа, чтобы приобрести специальные знания. Классический танец девушке без специальной подготовки давался тяжело, но Людмила упорно шла к своей цели и впитывала ценнейшие знания – хореографию, режиссуру, актерское мастерство, а потом делилась этими приобретениями с партнером. Александр Горшков так вспоминал то время: «Нам пришлось засучить рукава и тренироваться по 12 часов в день. Признаться, я много размышлял над тем, сумею ли ликвидировать ту пропасть, которая была между нами. Мила уже была чемпионкой страны, имела опыт выступлений на крупнейших турнирах, а я только начинал изучать танцы. Но Мила твердо решила, что мы будем чемпионами. В работе она была фанаткой, бросила все, обучала меня танцевальному мастерству. Мила была исключительно сильной личностью, заразившей своей силой, фанатизмом…»

Пара Пахомова-Горшков начала тренироваться в группе у Елены Чайковской в 1966 году, но от пары никто ничего не ждал, и Елена Анатольевна далеко не сразу начала уделять им внимание. Стоит отметить, что Чайковская тогда уже закончила балетмейстерский факультет ГИТИСа, первой в СССР официально стала «балетмейстером на льду» и искала возможность по-настоящему соединить  танец и лёд.

Татьяна Тарасова, которая в то время тренировалась в группе Чайковской, так описывала творческие поиски: «Работали Пахомова и Горшков так, что это время даже нельзя было назвать тренировкой. Они с утра до вечера разучивали обязательные танцы на полу. Они приседали вместе, шагали вместе, дышали вместе и овладели полной синхронностью движений. Впервые они вышли вместе на лед в Горьком, где находилась вся команда Чайковской. В этот город приехал и муж Лены – Анатолий Чайковский. Он посмотрел наши новые программы и сказал: «Ленуся, у меня есть любимый танец «Кумпарсита», прошу, сделай мне его в подарок». Чайковская начала ставить «Кумпарситу». Пробовали этот танец все. Мы пребывали в таком творческом задоре, что танцевали «Кумпарситу» даже парники. Чайковская, например, проверяла некоторые элементы на мне, конек у меня был неплохой, и я бегала, крутилась, исполняла все зубцы – специфический элемент в танцах. Пахомова с Горшковым время тоже не теряли, разучивали позиции, и когда впервые вышли с этим танцем на соревнования, то сразу же произвели фурор. «Кумпарсита» оказалась новым и свежим ветром в танцах…»

Чайковская увидела потенциал пары Пахомова/Горшков и переключила на них всё свое внимание. Год за годом тренер и её подопечные ищут свой стиль, ищут другие способы конструирования обязательных и оригинальных танцев, уходят от английского стиля катания, переосмысливают танцевальные па и ледовые фигуры.

 В 1968 году на Олимпиаде танцам на льду дали возможность быть представленными в виде показательных выступлений с прицелом на возможное включение в олимпийскую программу. СССР представляла пара Людмила Пахомова и Александр Горшков.  За три года работы Чайковской удалось создать со своей парой «русский» стиль живого катания, поставив программы «Соловей», «Озорные частушки» и «Вдоль по Питерской», а Пахомова и Горшков демонстрировали катание, которое до них считалось для танцоров невозможным.  В 1970 году они выиграли чемпионат мира, а затем еще пять раз поднимались на высшую ступень пьедестала.

Фигуры

 Шли годы, видоизменялись коньки, фигуристы постепенно перебирались на крытые катки, а одиночники тем временем продолжали на каждых соревнованиях исполнять обязательные фигуры, судьи всё также выходили на лёд с циркулями и линейками и оценивали оставленные следы. Телевидение не показывало эти соревнования, да и вживую они проходили при пустых трибунах. Тем не менее, «школа» давала многим фигуристам значительный перевес в  итоговых суммах оценок и позволяла «чертежникам» обыгрывать тех, кто исполнял прыжки и другие сложные и зрелищные элементы катания. 

Ситуация начала меняться после того, как двукратной чемпионкой Европы и мира и олимпийской чемпионкой 1972 года стала австрийская фигуристка Беатрикс Шуба. Существующая система оценок позволяла ей набирать огромное преимущество в технической программе, и практически ничего не показывать в произвольном прокате.

С 1973 года у одиночников была введена короткая программа, сумма баллов стала складывать из трех результатов, а доля оценок за техническую программу была понижена с 50 до 30%. Мужское и женское катание пошло по более атлетичному пути развития, окончательно же соревнования в выписывании фигур были отменены в 1991 году.  В настоящее время в России обязательные фигуры являются частью соревнований в детских возрастных категориях, а с возраста юниоров фигуристы исполняют уже не три, а две программы, как и взрослые.

Новые горизонты 

В каждом поколении фигуристов были новаторы, изменяли свой вид и всё фигурное катание в целом. Перечислять можно огромное количество имен, а каждая из программ-событий заслуживает отдельного рассказа, будь то «Болеро» Джейн Торвилл и Кристофера Дина, «Кармен» Катарины Витт, «Набат» Оксаны Грищук и Евгения Платова, «Зима» Алексея Ягудина, «Девочка в красном пальто» Юлии Липницкой или другие великолепные постановки, не обязательно становившиеся олимпийскими победами, как, например, «Симфония «Манфред» Юко Кавагути и Александра Смирнова.

Отдельно академически совершенное скольжение, как и отдельно сложные многооборотные прыжки перестали быть ценными сами по себе. Сейчас система судейства, хоть и делит элементы на «дешевые» и «дорогие», но идет по пути поиска сбалансированного катания и создания мотивации для фигуристов и тренеров развивать как техническую, так и художественную сторону вида спорта.

Сегодня при постановке программ решаются те же задачи, которые 150 лет назад решал первопроходец Джексон Хейнс, чьи взгляды на фигурное катание высоко оценил первый российский олимпийский чемпион в обязательных фигурах 1908 года Николай Панин-Коломенкин: «Самая большая заслуга Хейнца была в том, что он, как истинный художник, вполне обладал чувством меры, категорически преграждавшим ему путь к крайностям; он понимал, что эстетическая сторона не должна подавляться чисто спортивно-технической, что точность, уверенность и быстрота должны сочетаться с красотой, свободой и естественностью, и сумел поднять своё исполнение на ступень действительного искусства, непреодолимо заражавшего зрителя своей эмоциональностью. Благодаря этому он показал изумленным европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела...»

Те постановщики, тренеры и хореографы, кому удается в программах найти этот баланс, по-прежнему приводят публику в изумление, а своих учеников – к спортивным вершинам. В перечне этих истинных художников много советских специалистов: Елена Чайковская, Татьяна Тарасова, Илья Авербух, Александр Жулин, Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин, Николай Морозов, Марина Зуева, Наталья Линичук, Петр Чернышев, Ирина Жук и другие. Постановщики программ уже давно стали почти такими же звездами, как фигуристы и тренеры, потому что там, где казалось, уже показано всё и удивить уже нечем, хореографы заставляют нас вновь и вновь удивляться.

 В подготовке каждой программы спортсменов сейчас участвует множество специалистов. Конкуренция чрезвычайно высока и никто больше не может себе позволить исполнять одни и те же программы несколько сезонов подряд. Из смешения разных школ катания, тренерских подходов, балетных и танцевальных традиций, а также высочайшего уровня подготовки фигуристов каждый сезон на льду рождаются настоящие шедевры, превращая соревнования в невероятное шоу. И мы перед началом каждого сезона с нарастающим нетерпением ждём, что нам приготовили все те, кто знает, как танцем попасть прямо в душу, и остаться там навсегда.

то mir-znaniy.com