6 мин.

Замкадье российского футбола

О российском клубном футболе последних лет принято говорить с ощутимым налетом иронии и сюрреализма, которые отодвигают на задний план саму игру. Однако, больше тревожит даже не это, а то, что заявлениями многих руководителей и экспертов строится стена между финансово успешными и богатыми (читай – частными) клубами и остальными. И во всех этих словах (кроме, пожалуй, программы Федуна) часто игнорируется все, что ниже Премьер-лиги.  

За рассуждениями о финансовой стабильности и критериях допущения команд к играм без определенных достигнутых результатов часто забывается человеческий фактор, фактор болельщика-зрителя, а не экономиста. Клубы из Премьер-лиги, ФНЛ и пяти зон ПФЛ покрывают 51 регион страны. При этом в большинстве субъектов федерации только по одной команде (я не беру в расчет молодежные или дублирующие составы, выступающие рангом ниже, считаю их за структурные подразделения одного клуба). И в этих лигах происходит веселье – не платят зарплаты, нарабатывают долги, переносят место постоянной дислокации команды из одного места в другое (привет петербуржскому «Динамо») и прочее. Но ведь, скажете вы, в Премьер-лиге происходит то же самое. Да, но о проблемах клубов низших лиг (а иногда и о их существовании) не говорят вообще нигде.

Я специально просмотрел сетку всех телеканалов холдинга «Матча» - с момента возобновления российского футбола (с 3 марта) не было показано ни одной игры уровня ниже Премьер-лиги, хотя иных чемпионатов было хоть отбавляй. Например, матч Милан-Сассуоло показали 7 раз. Сразу оговорюсь, я не ханжа и обеими руками «за» показ иностранных чемпионатов и популяризацию футбола среди телезрителей, но при этом равняться на топ-чемпионаты и топ-системы и не пытаться быть похожими на них в мелочах – не совсем правильно.

Объясню: все знают про доходы европейских клубов от телетрансляций. И масштаб телетрансляций там действительно впечатляет. Помимо студий, топ-матчей и разнообразного контента, вся система футбола конкретной страны освещается очень плотно. Например, на канале Sky Bundesliga 1 (а всего их 10 – по дальнейшим номерам) только 23 марта показали три игры второй лиги – Хольштайн Киль-Эрцгебирге, Зандхаузен-Санкт Паули, Ян-Гройтер Фюрт. В последующие дни шли и другие матчи, а кроме того, были повторы этих. В Испании для LaLiga 1|2|3 существует отдельный телеканал, а в Англии трансляции ограничиваются отнюдь не только Чемпионшипом. Например, британский BT Sport 2 показывает матч четвертого (!) по значимости дивизиона Честерфилд-Саттон, а Sky Sport 23 марта показал игру Уолсолла и Барнсли, а с 29 по 31 марта покажет игры Вест Бромвича с Бирмингемом, Мидлсбро с Норвичем и Портсмута с Сандерлендом в финале Chekatrade Trophy. На этой игре хочется остановиться подробнее – она еще лучше показывает колоссальные различия в системах и отношении к низшим лигам.

Финал Chekatrade Trophy 2017 | www.efl.com

Chekatrade Trophy проводится среди команд английских Лиги 1 и Лиги 2 (3 и 4 дивизионы), с самого начала команды соревнуются в системе на выбывание и в результате двое финалистов встречаются на Уэмбли. С большой натяжкой (и с учетом разницы в масштабах развития футбола в странах) этот турнир можно сравнить с Кубком ФНЛ. Кто его выиграл? Кто в нем участвовал? Когда? Давайте будем честными, без гугла кроме мемоделов из ВГИКа, участников соревнования и преданных болельщиков, никто на это не ответит – ведь нигде его не показывал, не объясняли, что это вообще за турнир и с чем его едят.  И кстати, почему финал британского кубка играется на Уэмбли, а финал Кубка ФНЛ – на Кипре?

Вот и получается, что единственный способ команды ФНЛ (не говоря уже про команды ниже) попасть куда-то кроме бегущей строки в новостном блоке – столкнуться с «грандом» в Кубке страны.

Я сейчас говорю исключительно про телевидение (даже платные пакеты). Интернет с горем пополам транслирует ФНЛ – Яндекс.Эфир или старик Спортбокс. Однако, отсутствие регулярного показа, как по мне, рождает обратную реакцию. Не показывают – значит, нет необходимости обеспечивать достойную картинку. Нет картинки – нет зрителей.

И из этого вытекает вторая причина, на мой взгляд, изоляции низин российского футбола – отсутствие именно клубной работы для привлечения болельщиков. В России мысль о том, что футбольный клуб – это больше, чем игроки и тренер, приживается с трудом. Команды первой величины Премьер-лиги уже давно уяснили, что клуб – это целая система ресурсов и рычагов, способная приносить титулы и, что более важно, прибыль. Однако для этого нужно делать много вещей, особняком среди которых стоит работа с болельщиками.

На сегодняшний день – во время лайков, соцсетей и новых технологий – будни SMM-специалистов и пресс-служб несколько меняются. Однако, в России это пока очень сильно отстает – у многих клубов до сих пор в графе «активность» на сайтах и других клубных ресурсов числятся посещения школ, поздравления ветеранов клуба. Это безусловно, нужные и важные мероприятия, но давайте будем честными – это мало кому интересно, а куда больший фурор производили истории с ростовским ковром, ненастоящей формой «Енисея» (и их же твиттером), видео «Зенита» и входом на стадион «Локо», который расписал Покрас Лампас.

Самый яркий пример – сравнение (не совсем уместное по уровню лиг, но актуальное из-за территориальной принадлежности) команд из моего города – футбольной «Сибири» и одноименного хоккейного клуба.

Пока хоккеисты периодически взрывают акциями вроде игры на открытом льду в деревне, поддержкой Скибиди-челленджа и прочих крутых и интересных тем – о футбольном коллективе не слышно ничего. Поэтому ведущие городские информационные паблики «Вконтакте», пишущие про каждый матч хоккейного клуба, молчат про футбольный.

Реальность такова, что одной игрой человека не заинтересовать – нужен имидж и образ, сотканный из видеоконтента, мемов, социальных сетей и, что главное, актуальных и своевременных вещей. Мы не Туманный Альбион, у нас интерес к футболу меньше изначально и по умолчанию, необходимо прикладывать усилия.  Вот пример – официальный Инстаграм-аккаунт тульского «Арсенала» насчитывает чуть более 6 тысяч подписчиков, а аккаунт английского «Сканторп Юнайтед» (третий дивизион) - в два раза больше – 13,2 тысячи. При этом, население города Сканторп, где и базируется этот клуб – 82 тысячи (данные на 2016 год), а Тулы – на 400 тысяч больше.

Это не разговор об ущербности наших клубов, вовсе нет. Это разговор об усилиях, которые должны быть затрачены, об облике клуба, который должен быть сформирован в городе, в регионе, в стране, чтобы привести на стадион болельщиков. И в дальнейшем, данные усилия – сформированный медийный образ клуба, игра и наличие болельщиков, пришедших на этот образ и регулярно заполняющих стадион, должны привлечь инвесторов и спонсоров, что позволит быть в куда меньшей зависимости от государственных средств.

И надеюсь, перестанет твориться цирк в российских футбольных лигах, где команды создаются и умирают, деньги не платятся, разница между зарплатами клубов Премьер-лиги и низших лиг катастрофическая, клубы ФНЛ играют непонятно для кого.

Надеюсь, клубы сумеют привлечь зрителей. И зрители добьются того, что им эти клубы покажут.