7 мин.

Леклер заявился в Ташкент – фанаты встречали транспарантами. Как он попал в Узбекистан – еще и перед тестами «Ф-1»?

Самый неожиданный визит всего межсезонья.

Разобравшись с презентациями и обкаткой новых болидов, пилоты «Формулы-1» получили короткую передышку накануне предсезонных тестов, которые стартуют уже 21 февраля в Бахрейне. И пока большая часть гонщиков предпочла еще немного почилить перед рекордно длинным чемпионатом из 24 этапов, звезда «Феррари» Шарль Леклер отправился с внезапным визитом в крайне экзотичную для «Ф-1» локацию.

Днем 18 февраля в соцсетях Федерации автоспорта и картинга Узбекистана начали появляться сториз со встречи Шарля и болельщиков в Ташкенте. В городских телеграм-каналах писали о том, что гонщик прилетел на бизнес-джете чартерным рейсом из парижского аэропорта Ле-Бурже:

Чуть позже новость добралась и до спортивных медиа России: один из фанатов, побывавших на мероприятии, прислал фотографии в паблик «Гаснут огни» многолетнего «российского голоса «Формулы-1» Алексея Попова.

Шарль Леклер стал первым действующим пилотом главной гоночной серии мира, публично посетившим Среднюю Азию (до него в Алмату с шоу «Ред Булл» приезжал уже завершивший карьеру Дэвид Култхард). Правда, судя по фото и видео в атриуме нового торгового центра Tashkent City Mall монегаска встречало всего пара десятков поклонников. По местной достопримечательности, которую еще не открыли для широкой публики, будущий напарник Льюиса Хэмилтона гулял с немного растерянным видом:

№16 любезно сфотографировался по несколько раз со всеми немногочисленными гостями, а затем раздал счастливчикам автографы. Например, маленькому фанату расписался на шлеме...

болельщице на куртке...

а кому-то на целом полотне, иллюстрирующем знаменитые пит-стопы «Феррари»:

Для создания атмосферы на площадку, где проходила автограф-сессия, даже притащили гоночный симулятор в виде красного формульного болида в натуральную величину. Но вообще утреннее мероприятие обошлось без ажиотажа, если не учитывать небольшую свиту из фоторепортеров – ведь о нем никак не предупреждали ни организаторы, ни сам Леклер, ни вообще кто-либо.

В ходе визита встречу тоже не особенно продвигали и рассказывали о ней только те, кто и так все знал и ждал сториз – потому шумиха возникла лишь среди внезапно узнавших Леклера в городе. Да и сколько человек поверили в реальность Шарля? Вдруг парень просто похож!

Отсюда и неловкие моменты – в сети можно найти кадры, как явно не выспавшийся звездный турист, после раздачи автографов отправился на экскурсию в фитнес-клуб в том же торговом комплексе.

Просто цель и продолжительность пребывания Леклера в солнечном Узбекистане официально не сообщались, хотя «Чемпионат» инсайдил о возможном прибытии гонщика по приглашению местной федерации. Позднее эту информацию подтвердила в своих соцсетях одна из участниц встречи с Шарлем, поблагодарившая чиновников за возможность увидеть кумира вживую. В 2019 году структура, отвечающая за узбекский автоспорт, официально присоединилась к ФИА, а 14 июня этого года в стране состоится ее внеочередная Генассамблея. Форум примет второй крупнейший город Узбекистана и его исторический центр Самарканд, поэтому для его рекламы федерация пригласила известного гостя.

Забавно, что к первому в истории страны визиту гонщика «Формулы-1» оказались не готовы даже узбекские СМИ, где до сих пор не вышло ни одной заметки о знаковом событии.

А что в Узбекистане с автоспортом? Гонщики ездят на полузаброшенном полигоне с бэнкингом (почти как в Монце) и по дну высохшего моря

Достижения среднеазиатской республики в гонках пока весьма скромные. В отличие от соседнего Казахстана, где в 2024 году надеются наконец принять этап MotoGP на достраиваемом автодроме Sokol, в Узбекистане до сих пор нет современных треков. В последние годы власти и просто энтузиасты заявляли о планах открыть новые комплексы для дрифта и кольцевых соревнований, а еще запускали петицию с предложением провести Гран-при самой «Формулы-1»!

Однако, как и на протяжении последних 30 лет, главной ареной у местных гонщиков остается полигон в Пскенте, также известный как «Южный». Трасса с лихим бэнкингом, словно скопированным с американских овалов или исторической версии Монцы, расположена недалеко от Ташкента. Трек построили в последние годы Советского Союза в качестве филиала Дмитровского испытательного полигона и сейчас его практически в первозданном виде – без нормальных барьеров, трибун и в целом какой-либо инфраструктуры – используют для редких гонок национальных серий.

Овал длиною 4,5 километра с огромными прямыми и внутренней трассой также принимает заезды дрэг-рейсинга, а еще в 90-е здесь можно было услышать моторы «Эстоний» – самых массовых формульных болидов СССР. Первые для независимого Узбекистана соревнования устраивал основатель Ташкентской автомобильной федерации и культовая в местной гоночной среде личность – Сергей Мукурдумов. Наравне с Пскентом ему даже удавалось несколько раз перекрывать центр столицы для проведения «городского» этапа кубка Узбекистана. В такие дни горожане могли наблюдать уникальную картину: туринговая и формульная техника летела на полной скорости по так называемой «президентской трассе». Это протяженное шоссе в сердце Ташкента используется для движения правительственных кортежей и потому асфальт на нем всегда самого высокого качества.

Еще одна «изюминка» узбекского автоспорта – ралли по дну погибшего Аральского моря. Внутренний водоем, большая часть которого находится на территории Каракалпакстана (входит в состав Узбекистана на правах автономии), начал стремительно мелеть в конце 80-х из-за использования питавших его рек для полива хлопковых полей. В результате четвертое по величине в мире соленое озеро почти полностью высохло. Теперь на месте экологической катастрофы – пустыня с лунными пейзажами, где снимают клипы Pink Floyd и проходит Rally Muynak.

Тем не менее даже в таких условиях автоспорт в стране пытается выходить на мировой уровень. Например, с 2022 года маршалы из Узбекистана работают на гонке «Формулы-1» в Баку, а местному юниору Исмаилу Ахмедхаджаеву не так давно удалось пробиться в чемпионат Эмиратов на машинах «Ф-4». Кстати, он же должен выступить на предстоящих «Играх будущего», автоспортивная часть которых пройдет в начале марта в Сочи. Да, еще и в одном экипаже с экс-пилотом «Маруси» Роберто Мери! В общем, на спонтанном визите Леклера автоспорт в Узбекистане явно не закончится.

Только вот почему про него почти никому не рассказывали среди местных? Ведь по логике таких визитов знаменитостей о них должны кричать из всех углов, а не полупартизански проводить по едва открытому ТЦ?

Казахстан заполучил этап ЧМ по мотогонкам. Зачем ему MotoGP? Там есть настолько продвинутый трек?

Команде Ротенберга удалось вернуться в мировые гонки – с бывшими пилотами «Ф-1» и даже флагом в трансляции! Но как?

В Россию возвращаются гонки «Формул»! На самых медленных болидах 10-летней давности – и что же дальше?

Фотографии: nafk.uz, соцсети, karakalpakstan.travel.uz