Система охлаждения – ярчайшая зона битвы новой «Ф-1». «Феррари», «Мерседес» и «Уильямс» выкатили по уникальной инновации
Каждая машина чем-то поражает.
«Формула-1» переходит на революционный регламент ради повышения количества обгонов – антикрылья, подвески и аэрообвес значительно упростились, машины «ужались» в размерах, запретили несколько зон с дополнительными россыпями рассекателей для генерирования нужных воздушных потоков. Потому после публикации регламента в паддоке боялись, что с ограничениями немного перегнули и новые болиды окажутся плохо различимыми близнецами – примерно как в «Индикаре» или в прототипах для «Ле-Мана».
Но волна презентаций доказала: не стоит недооценивать ум, изобретательность и талант инженерных штабов «Формулы-1». Теперь здесь еще больше разнообразия: техника теперь максимально отличается, различные решения поджигают споры в стиле «что же сработает лучше?», а вал инноваций даже с предтестовых версий поражает.
Особенно здорово новая техническая война проявилась в главной видимой зоне – боковых и верхних отсеках для охлаждения. Команды представили все возможные комбинации форм и размеров входных отверстий, направления и объема радиаторов, а также способа использования горячего воздуха для генерирования прижимной силы. А «Мерседес», «Феррари» и «Уильямс» уже совершили по маленькой революции – как минимум концептуальной.
Давайте же насладимся всеми идеями – от перестраховочного гигантизма до агрессивного минимализма!
Самые большие радиаторы – у «Астон Мартин»
Бывшая бюджетная «Рейсинг Пойнт», прославившая в последние годы почти точным копированием чемпионских болидов «Мерседеса», теперь пошла совершенно собственным путем. Английский бренд первым презентовал реальную машину – и она прямо удивила размерами радиаторов:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/d1/0d4f28a5241be84f2468406076009.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/34/a56c5dabc4ba398fbdac316a8f907.jpeg?f=webp&q=90)
Хотя входные отверстия и не смотрятся сильно широкими, возможно, они просто теряются на фоне монcтруозной боковой части под корпусом. Идея понятна: максимально поднять и «спрямить» радиаторы, чтобы открыть туннель для воздушного потока именно внизу.
Следите за желтой полосой – воздух должен пойти именно туда:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/c2/51e5d42484145a3474ded50b80446.jpeg?f=webp&q=90)
«Альфа Ромео» – практически копия «Астон Мартин»
Нет, правда: разница лишь в небольшом наклоне и другой форме воздухозаборников:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/36/a7b4383b74168865b060bf942ce01.jpeg?f=webp&q=90)
«Альфа Таури»: длинные радиаторы с умным расположением
Посмотрите на машину-сестру «Ред Булл»: кажется, будто система охлаждения у нее меньше, чем у «Астон Мартин»:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/e7/8e0c781b74d2f85eeaa22c24910d0.jpeg?f=webp&q=90)
Но это обман зрения из-за наклона корпуса. На самом деле длина примерно такая же – а вот площадь действительно чуть меньше:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/77/36a5161294967a7aa4f26f27d03e9.jpeg?f=webp&q=90)
Скорее всего, примерно такую же схему выберет и команда Ферстаппена: все-таки они с «Альфа Таури» используют один и тот же мотор, и многие детали формально закупают у технологического подразделения «Ред Булл». Вообще Макс уже тайно обкатывал новую машину, но снимков в качестве пока нет.
«Макларен»: короткий радиатор, входное отверстие – для очищенного воздушного потока
Второй клиент «Мерседеса» пошел на грандиозный риск – и перешел на уникальную подвеску ради спуска дополнительной стойки вниз. В итоге инновация позволила сконструировать маленький воздухозаборник и питать его исключительно чистым воздухом – сравните конструкцию с дизайном «Астон Мартин»:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/52/ce37da7bb4b43821fc8321e6088cb.jpeg?f=webp&q=90)
Потому англичане, должно быть, и перешли на небольшие радиаторы – а также выдвинули входные отверстия максимально вперед для более удобной развесовки и баланса.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/69/958b12989480c87f428b680d9291a.jpeg?f=webp&q=90)
Это тоже «эффект подвески» – ведь для понтонов обычно ищут самую компромиссную точку, в которой забираемый поток уже достаточно «успокаивается» после контакта с пилонами (чем дальше от передних колес – тем слабее вихри, а для охлаждения нужен чистый поток), но сами радиаторы не слишком перевешивают машину назад. «Макларен» теоретически получает аэродинамический бонус и лучшую компоновку, но справится ли новая подвеска?
В новой «Ф-1» наконец сюрпризы: невиданная подвеска «Макларена». А еще «пушечный» выхлоп
«Феррари»: длинные радиаторы экстремальной формы. «Хаас» – то же самое, но без «туннеля» для отработанного воздуха
Скудерия тоже проявила новаторство в структурировании системы охлаждения: взяла примерную форму воздухозаборников «Макларена» – но радиаторы чуть приподняла, чтобы создать туннель для горячего воздуха прямо под заднее антикрыло:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/99/221e8ba4c40b89549267372099857.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/5d/98304b39d41c9842e0df68e740a44.jpeg?f=webp&q=90)
Суть в направлении горячего потока:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/77/ebcf52cef4dbfb4129d79f2d29c15.jpeg?f=webp&q=90)
Между двумя пластинами задуманы области перепадов давления, и заднюю часть потому прижмет к асфальту сильнее. А «тунеллирован» поток специально для исключения возможности рассеивания – так его объем задействован эффективнее.
Потому вся конструкция F1-75 так поднята вверх по сравнению даже с «Маклареном» – чтобы реализовать концепцию туннелирования с минимальными потерями:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/ac/19822031b42d3b00be52c62c474c9.jpeg?f=webp&q=90)
Реальный «Хаас» пошел тем же путем, но не осмелился на вырезы: длинная форма под небольшим углом со слабой «подрезкой» внизу:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/80/6e955fbdc42c7a789466048aa9a41.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/cc/5fd1f284343db8b262576ba2f1fdc.jpeg?f=webp&q=90)
«Альпин»: попытка совместить лучшее от «Астон Мартин» и «Феррари» в одном дизайне
С одной стороны, входные отверстия очень маленькие и вроде бы занимают не так много пространства...
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/bb/494a37bf1446589c6c63f533f6e4e.jpeg?f=webp&q=90)
А с другой, их общая площадь поспорит с зеленым китом «Астон Мартин» – самой большой машиной «Ф-1»:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/5c/b8dc13d22419bae65647d5c812973.jpeg?f=webp&q=90)
Решетки на моторном отсеке очень даже логичны (тунеллируют горячий воздух по корпусу под заднее антикрыло – у «Феррари» и «Хааса» такие же), а несколько прорезей именно на боковинах выглядят не слишком-то продумано. Вроде поток от них теоретически тоже может следовать под заднее антикрыло (но к внешней кромке), а с другой стороны, они расположены слишком близко к входным отверстиям – потоку предстоит большой путь и есть риск рассеивания.
Кажется, французские инженеры попытались совместить радикальный подход «Феррари» к туннеллированию горячего воздуха под заднее антикрыло и одновременно создать «подрезку» с обтеканием а-ля «Астон Мартин».
Весьма рискованно – хотя, может быть, французы решили просто сразу строить шасси вокруг возможного развития в любом направлении, а не концентрироваться на одном. То есть если не сработает одна идея – просто забить и перейти полностью к другой. Если так – это крайне смелый подход для эры ограничения бюджетов.
«Уильямс»: экстракороткие радиаторы под невиданным углом
Легендарная английская команда выбрала путь из перестройки с максимальным риском: ее боковой корпус – максимально скошенный и небольшой:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/1d/18cc3bc59438cae1f24b845f1954a.jpeg?f=webp&q=90)
И у них – своя идея туннелирования:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/9f/85dbc574d42868a0682abf21ee2af.jpeg?f=webp&q=90)
Для того и нужно огромное отверстие воздухозаборника вместе с высоким расположением: чтобы поток сверху направлялся точно под крыло.
«Мерседес»: опасный ультраминимализм
Можно ли быть одновременно новатором и консерватором? Как удивить всех, просто сохранив старые идеи?
«Мерседесу» – удалось. Восьмикратные чемпионы мира по сути просто продолжили логику развития предыдущих болидов – но довели форму и компоновку радиаторов до невероятного минимума. Почти как у «Уильямса» – правда, менее смело и рискованно:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/28/2423097ab48d6bf4228a36d537634.jpeg?f=webp&q=90)
Все-таки немцы не пошли изучать неизведанное, а просто сильно продвинули давно разработанную концепцию. Вышли очень короткие и компактные радиаторы:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/c7/ede8db13b42a8946f0909a3b812fa.jpeg?f=webp&q=90)
Сравните с «Феррари»:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/f4/a913143cb432092003010b294aa6a.jpeg?f=webp&q=90)
Вот насколько они меньше в объеме, чем у F1-75:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/fc/2efd875d242008dd68f1a16d08b6b.jpeg?f=webp&q=90)
Начинаются намного дальше (специально чтобы грязный воздух не мешал, но основная масса приходится ровно на центр машины – баланс не пострадает!
Отверстие чуть глубже, чем у «Макларена», но общая компоновка все-таки меньше:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/f0/5c677336d4909a5eaeadfe95cc524.jpeg?f=webp&q=90)
Нет, серьезно: на треть меньше по площади:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/3e/a1c62826a475c83fd7b3140b98caa.jpeg?f=webp&q=90)
А теперь сравните с зеленым китом:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/8f/6e2249fde486698a7db4bc0f21d06.jpeg?f=webp&q=90)
У «Мерседеса» точно вышло произведение искусства – Льюис Хэмилтон получит интригующее оружие возмездия. Главное – чтобы система все-таки выдержала нагрузки.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/17/3a1d94c4c4195ac6fc5a32991b346.jpeg?f=webp&q=90)
Красота же!
«Рад как ребенок!» Первое видео с борта революционной «Ф-1» – и реакция Хэмилтона на новый болид
«В этом сезоне увидите лучшего меня!» Хэмилтон вернулся в «Ф-1», заговорил и пообещал реванш
Фото: mclaren.com/; astonmartinf1.com; ferrari.com; twitter.com/HaasF1Team; twitter.com/MercedesAMGF1; redbullracing.com