Федерация сама спровоцировала моторный скандал с «Феррари» нелепой работой с оборудованием. И решила его космически топорно
Некомпетентность на 250 тысяч долларов.
Одной из главных тем «Формулы-1» 2020 года (помимо гребаного коронавируса и переноса старта сезона до конца мая) стало тайное соглашение Международной автомобильной федерации (ФИА) и «Феррари» по результатам расследования вопроса потенциальной нелегальности мотора Скудерии в 2019-м. В процессе изучения дела и силовой установки технические делегаты не добыли неопровержимые доказательства нарушения правил командой из Маранелло, но и ответчик не развеял сомнения в собственной невиновности – вышла патовая ситуация с неясными перспективами в случае судебных тяжб. В итоге стороны пришли к завершению процесса через сделку – «Феррари» обязалась помочь ФИА с контролем за соблюдением регламента и разработкой нового биотоплива.
Из-за режима полной секретности и отсутствия хоть какой-то огласки по деталям сделки и расследования конкуренты Скудерии предсказуемо разъярились – и потребовали объяснений, подробностей, дисквалификации команды из Маранелло и увеличения призовых.
Пока в противостоянии нет новостей (за исключением выхода «Мерседеса» из альянса) – конкуренты Скудерии все еще ждут ответа и оценивают перспективы судебного процесса. «Ред Булл», похоже, твердо намерен довести дело до конца.
Однако в скандале есть еще один занятный аспект: причины его возникновения. О них практически не говорят – совсем мало и как-то вскользь, словно не замечая вопиющей некомпетентности ФИА и откровенно глупых шагах технического подразделения.
Для начала стоит разобраться с толчком к самому расследованию: его начали не из-за подозрений в адрес «Феррари» со стороны гоночных чиновников, а после запроса в федерацию от «Ред Булл» насчет работы датчика, контролирующего расход топлива в болиде. Там команда из Милтон-Кейнса подробно описала возможность обмана девайса ФИА.
Суть в принципе работы сенсора: он замерял поток горючего в силовой установке около 2200 раз в секунду – но делал это циклично (то есть через равные промежутки времени). И команда (обладавшая полным доступом к нему) могла написать и настроить софт на электронном блоке управления таким образом, чтобы между замерами поток бензина увеличивался и снижался только перед новым циклом, скрывая от проверяющих органов перерасход топлива.
Подобная схема и правда могла дать моторное преимущество примерно в 50 л.с. – подтверждено авторитетным журналистом Дитером Ренкеном из Racefans после консультации с компетентным техническим специалистом из «Формулы-1».
ФИА закономерно выпустила директиву, уточняющую нелегальность подобного решения, и даже конфисковала мотор «Феррари» для изучения процесса его работы. В то же время скорость Скудерии на прямых просела сразу после запрета трюка с датчиком – но на последней гонке сезона в Абу-Даби команду поймали на несоответствии реальной и заявленной топливных загрузок (на машине Шарля Леклера обнаружили перевес в 5 кг). Итальянцев оштрафовали на 50 тысяч евро за нарушение процедуры подачи данных и отпустили, но большая часть конкурентов окончательно уверилась в использовании топливного читерства.
Следующим шагом ФИА по решению проблемы стало внедрение в болиды нового датчика – ради него даже повысили лимит массы на 1 кг. До недавнего времени никто не знал, как он будет работать – но 16 марта разработчик девайса из компании Sentronics раскрыл карты в интервью Racefans.
«Новый сенсор снабжен античитерской технологией и полным шифрованием данных, – рассказал инженеры Sentronics. – Суть античитерской технологии – в выборе случайного момента времени замера. Благодаря ему становится невозможным синхронизировать работу датчика и возможные изменения объемов используемого топлива. Полное шифрование гарантирует честность данных – доступ к ним есть только у ФИА».
И да, при этом второй (ранее несработавший в вопросах контроля) датчик все равно остался стоять на болидах. Команды (особенно «Феррари») в то же время явно пользуются другим, альтернативным источником данных – так зачем тогда он нужен? Просто для увеличения массы машины на 1 кг?
Вопрос, кстати говоря, не просто риторический: по деталям тендера ФИА каждый девайс должен стоить 6100 долларов и отработать как минимум гарантийный срок в 100 часов. С учетом среднего времени каждого уик-энда в 6,5 часов для всего сезона нужно закупить как минимум 40 комплектов датчиков для каждой машины пелотона – итого улетает впустую уже 244 тысячи долларов.
В то же время такие бесполезные для истинного контроля расхода топлива сенсоры ставятся в машины уже два года подряд – с момента розыгрыша тендера в 2017-м. Команды имели возможность обманывать регламент на 40+ Гран-при – хотя ФИА сразу могла закупить сенсоры с рандомизированным временем замера (только не надо уверять, будто два года назад таких космических технологий не существовало!) и принципиально исключить любую возможность читерства.
Более того, именно случайные замеры и проверки – и есть основа контроля в «Формуле-1». Вспомните взвешивания по жребию в квалификациях и после гонки, а также рандомные исследования каждого узла машины до и после Гран-при – ФИА знает и четко соблюдает это правило на трассе, но при заказе важных контролирующих деталей почему-то выбрала путь цикличности и предсказуемости.
Что это, если не некомпетентность?
Похоже, под сомнениями альянса шести команд в способности федерации осуществлять грамотный и полноценных технический контроль есть реальные основания. Делегаты перестали полноценно справляться с работой еще несколько лет назад – и теперь «Формулы-1» просто пожинает плоды.
Фото: globallookpress.com/firo Sportphoto/Christopher Neun, HOCH ZWEI
Напомню, что даже при незначительной мощности акустических колебаний возникнет вибрационное и кавитационное разрушение системы подачи топлива.
Короче, этим ребятам бы гиперзвуком заняться, да чего там, сразу телепортаций, квантовыми скачками и путешествиями во времени, а то они зря тратят время на эфодину.
Интересные ребята работают в ФИА и в формульной журналистике.
И при этом молишься чтоб другая электроника не пострадала от этого датчика помех.
Теоретически, думаю, можно сделать подобную систему (с полной переработкой системы подачи топлива и т.д.), но как она уберется под кожух моторного отсека - не представляю. И какую мощность будет потреблять - тоже.
> Напомню, что даже при незначительной мощности акустических колебаний возникнет вибрационное и кавитационное разрушение системы подачи топлива
Евангелисты не поймут. Надо проще: гидроудары порвут нахрен топливопровод.
> Интересные ребята работают в ФИА и в формульной журналистике.
Там, видать, лука с выдроботом удаленно шабашат на 0.5 ставки, компетентность примерно такая же.
Подробнее: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80
Я не прав?
Известно когда датчик замеряет расход (по всплеску потребления)
В этот же момент с небольшим лагом или опережением идет импульс на соленоид(форсунку)
Дальше по результатам датчика смотрится какой должен быть лаг или опережение чтобы потребление было максимальным при корректных показаниях датчика.
Немного похоже на угол опережения зажигания и датчик детонации.