8 мин.

Александр Жданов — о футбольных 90-ыx, ветеранах московского «Спартака» и футболе на снегу

Эпоха 1990-ых – период одной из крупнейших трансформаций в российской истории. С тех пор прошла маленькая вечность, которую редко вспоминают добрым словом. Но одним из самых приятных моментов теx лет является футбол, ставший для маленького Моршанска эпидемией. Одним из людей, подаривших городу сотни минут счастья, является организатор команды «Строитель» Александр Жданов, с которым я с радостью побеседовал.

— Пару лет назад Вы неплохо играли в любительской лиге. Сейчас, к моему сожалению, Вас на поле не увидеть. Почему?

— Травмы, травмы.

— От ветеранов футбола вашего поколения частенько слышу, что здоровье уже не то. Футбол 25 лет назад был жёстче и контактнее?

— Нет, как раньше играли жестко в пределах правил, так и сейчас играют. Помню, мы приехали в Анапу на сборы и в свободное время смотрели предсезонные матчи. Со стороны наблюдаешь, и страшно становится от такого футбола! Стыки, столкновения. А потом на поле выходишь и забываешься: начинаешь сам так играть и внимание уже на это не обращаешь.

— Может ли футбол существовать без травм?

— Футбол и травматичность – вещи неразделимые. У многих, кто играл в «Строителе», переломы, порванные мениски. Кто-то вообще с шурупами в кости. Для меня один из самых запоминающихся моментов, связанных с травмой, относится к участию в Кубке Коваля (прим.: Кубок администрации Тамбова по мини-футболу). В одном из эпизодов Валерий Васильев получил удар по ноге, и у него просто голеностоп повис. Страшная картина!

— Насколько сильно изменился футбол, если взять временной промежуток, в котором Вы активно играли, и сравнить его с современным периодом?

— Нужно признать – футбол на месте не стоит. Раньше давали больше времени подумать с мячом. Сейчас игра стала мобильнее. Ну, и, конечно, изменилась сама тактическая мысль.

— Принимаете ли участие в ветеранских турнирах?

— Бывает иногда в Тамбове играю в первенстве среди ветеранов. Даже первое место занимал. Правда, в последнее время в Моршанске команда не собирается, поэтому выступаю за сосновскую «Спарту».

— Несколько лет назад Вам довелось принять участие в турнире, в котором Вы играли против ветеранов московского «Спартака». Каково ощущение играть, например, против лучшего вратаря мира?

— Турнир был организован в честь юбилея Вячеслава Кадомского. Он находится в тёплых отношениях со многими спартаковцами, поэтому московская команда с радостью согласилась приехать. «Спартак» собрался таким составом, каким даже в Москве собирается редко (прим.: Олег Романцев, Ринат Дасаев, Георгий Ярцев, Вагиз Хидиятуллин, Федор Черенков, Геннадий Морозов, Борис Поздняков, Александр Кокорев, Валерий Кеченов)! Вышли против них играть, а они в таком порядке! Остановочки, передачки, подыгрыши. Одним словом, мастера. Мы старились относиться к ним бережно. В итоге они заняли первое место.

 

Ветераны тамбовского футбола и московского «Спартака»

— Как они себя показали вне площадки?

— Мы общались после турнира, и точно могу сказать — у них не было никакого зазнайства. Было ощущение, что мы знаем друг друга не первый день. Хидиятуллин вообще душа компании! У спартаковцев был свой стол, так он к нам пришел и сказал: «Да что я их не видел никогда что ли? Я лучше к вам». Больше всего поразил Черенков. Я не ожидал, что он настолько скромный. О нём сложилось впечатление не только как о выдающемся футболисте, но и как о прекрасном человеке.

— Кто лучше всего из спартаковцев проявил себя на поле?

— Федор Черенков в том турнире показал отличную игру. Тогда я в деле увидел его необычайную технику. Мяч принимает, а он у него к ноге прилипает. Как будто магнит там. Он вроде бы на месте стоит, а сам разворачивается, отдает, где надо корпусом закроет. Мастерство чувствуется. То же самое и с Дасаевым. Уже думаешь, что мяч сейчас залетит, а он уже пустой угол закрыл. Сумасшедший опыт и мастерство!

— Забавное что-то на этом турнире было?

— О, была одна ситуация такая. У нас футболист один захотел сфотографироваться с Романцевым, а Олег Иванович это дело особо не любит. Ну, уговорили кое-как, встали для фото. В это время к ним третьим под шумок становится Женя Дегтярёв. Фотоаппарат уже наготове, и тут Дасаев мимо проходит. Женя ему: «Ринатик, давай вместе сфотографируемся». А Романцев на это ответил: «Иди вон всю команду собирай и фотографируйся». Взял и ушел. Остался народ без фотографий, но зато посмеялся вдоволь.

***

— Многие ветераны моршанского футбола называют Вас человеком, который стоял у самых истоков «Строителя». Какую роль Вы сыграли в появлении клуба?

— Я закончил в Тамбове институт, и так получилось, что жизнь занесла меня в город Моршанск. Устроился работать в ПМК-3 (прим.: передвижная механизированная колонна, учреждение, осуществляющее строительные, монтажные или ремонтные работы), где уже я и начал собирать команду «Строитель». Изначально мне это название не нравилось, я хотел называть коллектив «Спартаком», но организация была строительная, поэтому мой вариант отпал. Сразу же в первый год мы заняли второе место в первенстве города, xотя конкуренция была запредельной. На второй год мы были еще ближе к чемпионству, но в переигровке за первое место проиграли 2:1 «Текстильщику» — бессменному лидеру моршанского футбола того времени.

 

— В чем заключалась основная цель проекта?

— Как и у любого участника спортивных соревнований цель была одна — побеждать. Конечно, у других команд условия были на голову и на две лучше. Для Моршанска наши матчи были сродни празднику. К нам приезжало много команд со всей России. Чего стоит только один московский ЦСКА. 

— Когда создавали клуб, могли себе представить, что сможете добиться таких успехов?

— Ну, особо и не думал сначала, но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Были бы условия чуть лучше, кто знает, может и еще чего-то большего добились. А так ведь начинали с футболистами исключительно из Моршанска, которые бились за родной город.

— Сколько нужно денег, чтобы содержать клуб в то время?

— Этот вопрос больше к Соседову. Спасибо ему, что столько времени нас держал. Да и у всеx клубов разные условия были. Вот как сейчас в РФПЛ: кто-то снимается с чемпионата, а кто-то миллионные покупки делает. Помню, с нами играла в чемпионате ульяновская «Волга». Понятно, что в скромный клуб бывшие игроки московского «Торпедо» не пойдут, а у них их в составе было человек 7. Вот и сравнивай, что они себе могли позволить, а что мы.

— Чем запомнились футбольные 90-ые?

— Если конкретно говорить про город Моршанск, то отношением к футболу. Сколько болельщиков на матч собиралось! Всегда полный стадион. Когда команда играла на выезде, люди дни считали до домашних матчей. А перед игрой так вообще заранее приходили места занимать. В городе царила атмосфера футбола. Постоянно все обсуждали: кто куда перешел, кто как сыграл.

— Матч, который Вам запомнился на всю жизнь?

— Таких много. В первую очередь, матч против ЦСКА. Не каждый день обыгрываешь такую именитую команду, которая приехала с такой долгой продолжительной победной серией (прим.: «Строитель» - ЦСКА 1:0. Армейцы до этой встречи выиграли 14 матчей подряд). Еще запомнился домашний матч против рязанского «Спартака». У них в составе тогда играло два темнокожих парня. Для местных жителей это была экзотика.

— Тамбовский «Спартак» был самым принципиальным соперником для «Строителя»?

— Думаю, да.

— «Строитель» не выигрывал в чемпионатах у «Спартака», но побеждал в Кубке России и зимнем первенстве. Про победы в Кубке более-менее все понятно, а вот что из себя представляло первенство по зимнему футболу на снегу?

— Это был один из планов подготовки к новому сезону. Для тамбовского «Спартака» мы всегда были раздражителями. Конечно, летом конкурировать с ними было сложно, исполнители у «Спартака» были посильнее. В чемпионате мы им проигрывали и 2:0, и 2:1, и 4:0, а вот зимой их и по 5:0 прибивали. Ковылин от этого в бешенстве бывал. Как это так Тамбов Моршанску проигрывает? А у футбола на снегу своя специфика. Играем мы на первенство области против всё того же «Спартака» тамбовского на стадионе «Пигмент». Снег по колено, языки уже на плечаx, умираем все. Так вот в «Строителе» бегает Проxорский Андрей, а в «Спартаке» наш моршанский Толя Пятаxин. Валера Арчаков мяч берет и не знает кому ввести, а ему все: «На Проxора кидай!». Тот как даст из-под снега, не видно куда мяч летит. Ну а потом спартаковский вратарь в обратную сторону на Пятаxина. И так всю игру, а мы остальные стояли и в центре только подыгрывали им.

 

Футбол на снегу. Матч между тамбовским «Спартаком» и моршанским «Строителем»

— Еще что-то связанное с тамбовским «Спартаком» можете рассказать?

— Встречались мы на «Ревтруде» со «Спартаком» в первенстве, не помню уже в какой лиге. Андрей Проxорский у нас играл по правому краю ближе к трибуне. А он лысый, выделяется на фоне других. Вот он на фланге носится, как электричка, туда-сюда, туда-сюда. Здоровья на десять человек. А болельщики спартаковские сидят и говорят: «Глянь, что лысый делает. А если бы он был помоложе?». А ему в то время 20 лет!

— Прошло уже 15 лет с момента расформирования клуба. Как Вы думаете, появится ли в Моршанске когда-нибудь новый «Строитель»?

— Верится с трудом, но будем надеяться. Раньше все зависело от одного человека, да и сейчас тоже. Вот был энтузиаст-любитель Анатолий Васильевич Соседов — был и «Строитель». Кто знает, может в Моршанске когда-нибудь снова появится такая личность, которая возродит традиции и вернет большой футбол в наш город.