5 мин.

Как создать новую спортивную индустрию и превратить 2 млн. долларов в 4 млрд. за 15 лет

На прошлой неделе прошел наверное самый резонансный бой за всю историю смешанных единоборств. Скучнейшая возня и победа удушающим- вот и весь поединок. Но все, что было после и конечно же до боя, вот это настоящее шоу. Месяцы трэш тока, взаимных оскорблений, пощечины, нападения на автобус. И вот вам лучшая вывеска всех времен: Нурмагомедов - Макгрегор. На десерт массовая драка в октагоне и вне его. Самое крутое во всей этой истории- промоушен. Позвольте представить вам главных героев:

Дэйна Уайт и братья Фертитта

После отчисления со второго курса из университета Бостона, Дэйна Уайт начал свою предпринимательскую деятельность с компании "Dana White Enterprises", под эгидой которой разработал тренировочную программу, своего рода коктейль из бокса, аэробики и гимнастики. Уайт открыл 3 зала и вскоре отошел от дел, получая пассивный доход. Юноша предпочел сосредоточиться на боксе и промоутерской деятельности. В те годы мир боксерских поединков в Бостоне был неразрывно связан с криминальном миром и однажды на Уайта в баре было совершено нападение. Несколько человек избивали его 15 минут и нанесли серьезный ущерб здоровью. 

Помимо нападения Уайту пришлось закрыть свои залы из за больших проблем с налоговой службой. Оставшись с без средств, с подорванным здоровьем и угрозой жизни, Дэйна решает навсего покинуть Бостон и перебраться в Лас Вегас, где процветал бизнес его школьных друзей Лоренцо и Фрэнка Фертитта.

В студенческие годы братья Лоренцо и Фрэнк работали на своего отца, который построил игровую империю в Лас Вегасе. Отец успешно строил объекты, открывал казино и сотрудничал с мэром Вегаса. В 1993 Фертитта старший отошел от дел, доверив управление сыновьям. Братья вскоре провели IPO семейной империи и привлекли 294 миллиона долларов. 

Вскоре в городе появляется Дэйна Уайт, друг детства братьев, который планировал заниматься боксерским промоушеном и даже подписал контракт с несколькими спортсменами. В конце 90-ых индустрия бокса, особенно в Вегасе, была поделена между крупными игроками и Уайту было очень тяжело найти для себя место. На то, чтобы заработать имя и репутацию могли уйти годы. Тогда Дэйна обратил внимание на более молодые виды единоборств. Несмотря на проблемы со здоровьем, Уайт начал сам заниматься бразильским Джиу-Джитсу, познакомился с бойцами и вскоре понял, что будущее спорта это вовсе не бокс. 

дана

Молодой Дэйна Уайт

 

UFC

В 1993 году калифорнийский бизнесмен Арт Дейви при поддержке семьи Грейси организовал первый турнир для представителей разных стилей единоборств. На турнире выступили боксер, каратист, кик боксер, сумоист и прочие. Мероприятие посетили 2800 зрителей, также бои транслировали на платном телевидении, где аудитория превысила 80 тыс. человек. Так началась история "Абсолютного борцовского чемпионата"  (UFC). После успеха первого турнира организаторы решили проводить состязания на регулярной основе, но к 2000 году так и не смогли добиться настоящего признания и уже испытывали серьезные финансовые трудности. 

Дэйна Уайт работал с несколькими бойцами, которые начали выступать в UFC и верил, что смешанные единоборства ждет успех. У Уайта возникла мысль выкупить организацию и заняться ее раскруткой, цена проекта составляла 2 миллиона долларов. Дэйна обратился к своему другу Лоренцо и убедил его, что "бои без правил"- это золотая жила.

дана лоренцо

Дэйна Уайт и Лоренцо Фертитта начинают свой путь в ММА

 

Несмотря на скептицизм отца, в 2001 году братья Фертитта основали компанию Zuffa и выкупили UFC. Лоренцо стал председателем правления, а Дэйна Уайт был назначен на должность президента. Лоренцо обеспечил организацию лицензией на проведение боев в Неваде, Нью Джерси и Калифорнии, также поспособствовал созданию единого свода правил для проведения турниров по смешанным единоборствам. Дэйна, в свою очередь, проделал огромную работу по популяризации ММА: заключил контракты с лучшими бойцами и привлек внимание множества СМИ.

С новым менеджментом UFC пришли на большие арены (Taj Mahal, MGM Grand) и вернулись на платное телевидение. Вскоре в организации появились собственные звезды (Тито Ортиз, Чак Лиделл и другие),  раскрутка их боев была уже не менее резонансной, чем в боксе. С ростом популярности UFC начал поглощать конкурентов. Сначала организация объединилась с калифорнийской WEC, а затем выкупила одного из главных конкурентов Pride. 

Фертитта Тито ортиз

Лоренцо Фертитта и первые популярные бойцы UFC

 

В 2008 году Лоренцо Фертитта покинул семейную корпорацию и полностью посвятил себя UFC. Он организовал дополнительные источники дохода и наладил отношения с мировыми телевизионными компаниями. Компания запустили свое реалити шоу Ultimate Fighter, заключила партнерские соглашения с EA electronics, Burger King, Harley Davidson  и другими. В США была открыта сеть из 135 клубов смешанных единоборств под брендом UFC. Сейчас организация и ее турниры разрешены в 50 штатах США, а трансляции боев проходят в 150 странах мира. 

UFC остается непубличной организацией. Они не публикуют отчетность и тщательно контролируют доступ к финансам. Агентство Standard&Poors работает с UFC, но не имеет права разглашать информацию. Компания оценивает финансовые результаты и дает лишь общую картину (ликвидность, прибыльность, прогноз на дальнейшее развитие). 

Несмотря на отсутствие полной прозрачности нашелся ряд инвесторов готовых приобрести Zuffa и бренд UFC. В 2016 году Лоренцо, Фрэнк и Дэйна приняли предложение инвестиционной группы WME-IMG о продаже организации за 4.2 миллиарда долларов. 

братья Фертитта дана уайт

Дэйна и братья Фертитта

 

Итог:

Братья Фертитта покинули индустрию смешанных единоборств и основали частный инвестиционный фонд  Fertitta Capital с уставным капиталом 500 миллионов долларов. 

Дэйна Уайт сохранил пост президента организации и небольшую долю в компании  (по некоторым данным около 9%).

Новое правление UFC по слухам собирается не только обойти по популярности бокс, но и захватить его. Как именно пока не известно, но первой ласточкой в этом направлении стал бой Флойда Мэйвезера и Конора Макгрегора. Также компания хочет заключить партнерские отношения с боксером Энтони Джошуа и рассматривает возможность проведения боя ветеранов Андерсона Силвы и Роя Джонса.