9 мин.

Черный Властелин. Эл Хэймон захватывает бокс

Алексей Сукачев – о человеке, который в самом скором времени задвинет на второй план престарелых Боба Арума и Дона Кинга и поставит Оскара Де Ла Хойю себе на службу. Если его не остановят.

Степенные главы семейств в странах загнивающего капитализма Запада имеют обыкновение начинать утро с просмотра свежей прессы. Я же перелистываю странички интернет-порталов, пишущих о боксе. Несколько новостей приковывают мое внимание. Вот Мигель Васкес надеется на реванш против Микки Бея. Вот Дэвид Хэй заявляет о своем расставании с Адамом «Остаканили!» Бутом. Наконец, вот и Питер «Шоколадненький» Куиллин, который оставил титул WBO в среднем весе вакантным для Матвея Коробова и Деметриуса Андрейда. Три новости – все разные. Все связаны с одним человеком.

СУДИ ПО ПРИЗНАКАМ

… Картина была знакомой. Боксер – теперь уже экс-чемпион мира IBF в легком весе Мигель Васкес – был недоволен. Причины для этого были самыми уважительными: Васкеса только что ловко прокинули в очередной защите его пояса (а удерживал он его с августа 2010-го года – дольше 4-х лет), отдав победу бесталанному Микки Бею, который не то что побеждать (он проиграл на деле 115-113 или 116-112), а и выходить на титульный поединок никакого права не имел. Но вышел, достоял до конца, а там судьи нарисовали сколько нужно (один выставил 119-109 – в пользу Бея, от силы выигравшего 4 или 5 раундов).

Васкес был недоволен, но не очень. Стоявший за ним улыбчивый негр – его, кстати, зовут Сэм Уотсон – и два молодца одинаковых с лица существенного беспокойства не высказывали (для проформы Сэм схватился за голову, наверняка не переставая улыбаться)…

Сэм и его сыновья – 31-летний Брэндон и 28-летний Маркус – верные признаки двух обстоятельств:

• Боксер, в углу которого они находятся, не проиграет (выполняется в 99% случаев). Если он все-таки проигрывает – таков хитрый план;

• Этот боксер продал свою душу Элу Хэймону – самому могущественному человеку в индустрии бокса.

Сам Хэймон почти никогда не появляется на людях. Его фотографии редки, мало кто знает, как он выглядит в настоящий момент. Но его боксеры заметны всегда – потому что вокруг них находятся универсальные служаки-Уотсоны. Кстати, фотобомберство – это не единственная их обязанность. Как ни странно, они еще помогают обеспечивать жизнь и быт своих друзей-подопечных.

ПОЛТОРА МИЛЛИОНА В МУСОРНОЙ КОРЗИНЕ

Как и Васкес, Куиллин – боец Хэймона. Совсем недавно Питер оставил вакантным титул чемпиона мира WBO и, тем самым, фактически отказался от гонорара в 1.4 миллиона долларов за защиту против обязательного претендента Матвея Коробова.

Обратите внимание: 1.4 миллиона долларов! Не за бой против Флойда Мэйуэзера или даже Сауля Альвареса. Не за бой с Котто или Головкиным – нет, за бой против Матвея Коробова. Для информации: максимальный гонорар GGG на данный момент – 600 тысяч вечнозеленых. Я с симпатией отношусь к «Мэтту», я уважаю его любительские достижения – но, простите, в профессионалах Коробов почти что никто. Его главное достижение – победа над ранее не проверенным Хосе Ускатеги, и он не очень убедительно смотрелся в том бою. Возможно, он был бы серьезным противником для Куиллина, которого самого никто толком не протестировал, но, извините: «Полтора ляма!» Причем за бой с обязательным претендентом, с показом по ТВ, на своей арене.

Куиллин кинул все это в тартарары и остался без титула и без боя, только лишь с туманными перспективами встретиться… А с кем, кстати? С Мигелем Котто? Но он боксер Арума, с которым Хэймон не работает. С Джермейном Тэйлором? Так за тот бой заплатят, только если Тейлор будет с поясом, а он вместо ринга пока тщится не оказаться за решеткой. С Дэниэлом Джэйкобсом? Так там топить будут уже его.

В принципе нет никаких рациональных объяснений произошедшему. Но есть объяснения эмоциональные. Торги на поединок Коробова с Куиллином выиграла только появившаяся на свет Roc Nation – промоутерская компания популярного рэпера Jay-Z. Он, конечно, не «Полтинник», но решил, что «могёт», и пошел по скользкой стезе. В личности самого Jay-Z и кроется ответ на вопрос: «Почему?» Некоторое время назад Jay-Z давал серию выступлений, а промоутером тура был Хэймон. И, говорят, что рэпер не получил обещанного.

«ЭК, ПАРЕНЬ, ТЕБЕ НЕ ПОМЕШАЛ БЫ ХОРОШИЙ СОВЕТНИК»

Две новости из трех, что заинтересовали меня, оказались негативными в своей сути. Васкес проиграл бой после его проведения, Куиллин – еще до. Говорит ли это о каких-то деловых качествах, способностях Хэймона? Ответ дает третья новость: Хэй уходит от человека, де-факто вылепившего его, именно к Хэймону.

Важно понимать, что Хэй не один. Все чаще боксеры заявляют о грядущем сотрудничестве с таинственной, но могущественной силой. Деонтэй Уайлдер, Ванес Мартиросян, Лео Санта Крус, браться Питерсон, Стивенсон и далее, далее, далее – и даже Томоки Камеда. Хэймон с увеличивающейся скоростью раскидывает свои сети по всем странам и всем весам. К нему плывут сами.

… Сэм Саймон, один из создателей мульт-сериала «Симпсоны», никогда не считал бокс источником дохода. «Ни в коем разе! Но я очень серьезно отношусь к своим обязанностям, я стараюсь выполнять их максимально добросовестно», – говорил Саймон в свою бытность менеджером тяжеловеса Лэймона Брюстера. Он стал «наводчиком» Брюстера в 1999-м, а через пять лет Лэймон завоевал титул чемпиона мира, нокаутировав Владимира Кличко. И тогда раздался звонок от Хэймона.

Сложите все слагаемые, и вы получите дьявола во плоти. Но к Хэймону идут боксеры, бегут боксеры

«Хэймон не был тогда столь могущественным, как сегодня, – вспоминал Саймон несколько лет спустя. – Но его modus operandi – манера действовать – была такой же. Он набрал Лэймону – я не знаю, как он узнал его телефон – и заявил: «Эй, парень, тебе бы не помешал хороший советник».

Через несколько месяцев Саймон уже не был менеджером Брюстера. Еще через полтора года Брюстер проиграет Сергею Ляховичу, получив до боя отслоение сетчатки глаза – травма, после которой выступать в ринге становится опасным для здоровья. Еще через год с небольшим с отслоенной сетчаткой Брюстер отправится в Германию на избиение к Владимиру Кличко. Еще через два он окончательно превратится в героя «Куска мяса» или еще какого-либо жалостливого рассказа и будет получать деньги за пропущенные удары и стойкость в проигранных в одну калитку боях. А потом завершит карьеру фактическим инвалидом.

Сложите все слагаемые, и вы получите дьявола во плоти. Но к Хэймону идут боксеры, бегут боксеры. Потому что он дает деньги и разлагает их морально, выставляя в мисматчах и продавая втридорога телеканалам то, что нормальные люди побрезгуют покупать. Собственно, делая то, что и должен делать дьявол.

КТО ТАКОЙ ЭЛ ХЭЙМОН

Кто такой Эл Хэймон? Выпускник Гарварда, влиятельный музыкальный промоутер и продюсер, деятель бокса. Деятель? Хэймон не является официально промоутером. Для ряда боксеров он не является даже и менеджером. Он – «советник» (Exclusive Advisory Agreement). Ни к чему не обязывающая позиция (он и берет зачастую меньше, чем менеджер), но не связывающая руки. По Закону Мохаммеда Али (см. параграф 5) один и тот же человек не может иметь и менеджерскую, и промоутерскую лицензию. Потому как интересы промоутера и менеджера зачастую являются противоположными – как разных бизнес-сторон.

Закон Мохаммеда Али в свое время связывал руки и Дону Кингу, и Бобу Аруму. Они находили различные способы уйти от его прямого выполнения. У них были для этого возможности. Они есть и у Эла Хэймона, который пока не промоутер. Впрочем, только «пока». Не далее как этой весной в штате Невада было зарегистрировано новое «ООО»: Haymon Sports LLC.

Эл Хэймон не озвучивает свои планы, поэтому никто не может поручиться за то, что он будет заниматься промоутерским бизнесом. Может и не будет. Но вот какой интересный момент: в разных штатах боксерское законодательство немного различается. Те бойцы, для которых Хэймон – менеджер, получали свои лицензии в Неваде. Но их немного. Многие другие, для которых он – «советник», имеют лицензии в Нью-Йорке, Флориде, Техасе, Калифорнии и других штатах.

Хэймон отлично чувствует слабость контрагента: инстинкту убийцы в нем позавидовали бы и Тайсон, и Пакиао, и Валеро. Он влиятелен. Он не оставляет следов. Когда один из обиженных им промоутеров нанял частного детектива для поиска информации по Хэймону, тот не нашел ничего, кроме того, что иногда тот действует под псевдонимом. Ни-че-го! Грег Бишоп из New York Times, который пытался раскопать что-то о Хэймоне, проведя собственное журналистское расследование, столкнулся со стеной непонимания: люди, которые раньше легко давали ему свои комментарии по любым и даже острым событиям, не брали трубки, другие таинственно уезжали. Когда статья была, наконец, готова и до публикации в редакцию пришли бумаги от Хэймона… Статья вышла существенно сглаженной, потеряв всю остроту.

В последнее время Хэймон увеличил активность. Боксеры переходят к нему все более быстрыми темпами. Уже сейчас бойцов у Эла больше, чем можно разместить во всех слотах телеканала Showtime – того, с которым он работает сейчас (хотя поднялся он на спине HBO). Говорят, уже почти подписано многомиллионное соглашение между Haymon Sports и NBC (и не только кабельным NBC Sports, но и общенациональным NBC). Хэймон все чаще договаривается за спиной промоутеров с телевидением о гонорарах своих боксеров, выкручивает руки другим менеджерам и промоутерам, подбирает себе титулы и места в рейтингах по желанию.

Хэймон становится Демиургом. «Спасибо Господу Богу за эту победу, за этот бой на Showtime», – говорит Куиллин, и, видя улыбку Уотсона, мы понимаем о каком Боге говорит Питер.

МАНИЯ КОНТРОЛЯ

В чем конечный план Хэймона? Как и все диктаторы и завоеватели до него, Хэймон – маньяк. Но с манией контроля. Он хочет контролировать все.

В разных весах стратегия Хэймона различна. В одних он владеет звездами (в его руках главный актив мирового бокса) и тем самым контролирует все входы и выходы. В других загоняет звезд в западни, из которых им невозможно выбраться. Представьте себе ситуацию, при которой Тейлор становится чемпионом мира IBF в среднем весе. Здесь же у Хэймона есть «просто чемпион» WBA Дэнни Джэйкобс. Тут же и Куиллин (допустим, что с титулом) – и вот у Геннадия Головкина уже связаны руки, а Хэймон может делать турниры среди своих ребят. И так везде.

Как и все диктаторы и завоеватели до него, Хэймон – маньяк. Но с манией контроля. Он хочет контролировать все

Конечно же, с ним борются. Main Events, совместно с Бернардом Хопкинсом, провели отличную контр-операцию, расстроив планы Хэймона в полутяжелом весе и оставив его с носом Адониса Стивенсона. Но Стивенсон-то по-прежнему чемпион (и не только по WBC), а, значит, контроль все еще возможен. Как и в других весах.

За всю историю бокса ни один человек – ни Текс Рикард, ни Фрэнки Карбо, ни Дон Кинг, ни Боб Арум – не подминали под себя бокс. Никто не подошел к этому даже близко. Но пример UFC и Дэйны Уайта говорит, что такое возможно в принципе. Получится ли это у Хэймона – покажет время. Пока же, смотря на то, что он делает сейчас, остается только надеяться, что у него ничего не выйдет.