Трибуна
7 мин.

«Сумерки» Алены Косторной

В фигурном катании (как в любом виде спорта и искусства) важно всё делать вовремя. Вовремя выходить на пик формы, вовремя принимать стратегические решения, и, конечно, вовремя выбирать образы себе под стать. Вспомним, например, как прошлогодний произвольный танец американкой пары Мэдисон Хаббел – Захари Донохью вызвал недоумение и много упражнений в остроумии по поводу несоответствия партнёров роли юных Ромео и Джульетты – и дело даже не в том, что они по возрасту значительно старше своих героев, просто они оба слишком взрослые, и внешне, и внутренне, а шекспировская история всё же про то, как «друг друга любят дети главарей». Особенно ярко это бросалось в глаза на том же финале Гран-при, где также выступала в образе Джульетты (правда, ещё по юниорам) Алёна Косторная, на которую роль села, как влитая.

Вообще тренерский штаб Этери Георгиевны Тутберидзе, ученицей которого является Алёна, уже много сезонов подряд доказывает, что «юниорское катание» – это вовсе не недостаток, и «вчерашняя юниорка» – не уничижительные слова, если правильно подобрать образ, соответствующий возрасту исполнительницы. «Девочка в красном пальто», «Девочка на шаре», «Девочка с воздушным змеем» – всё это роли, специально созданные для юных фигуристок, которые никто, кроме них, не смог бы воплотить на льду со столь трогательной детской непосредственностью.

Выбор образа для Алёны в этом году, по моему мнению, обусловлен теми же соображениями. Если уж и кататься под музыку из экранизации романов о «подростках для подростков», то делать это тогда, когда тебе 16, ты хороша собой, веришь в любовь и чудеса, и тебе самой нравятся такие романы. Именно поэтому, как бы зрители ни относились к выбранному материалу, многим из них нравится эта программа – потому что Алёна сама получает удовольствие от этой роли, этой музыки и хореографии.

Программа эта, как известно, выросла из показательного номера, который Алёна впервые представила в конце прошлого года на шоу Этери Тутберидзе «Чемпионы на льду». Даниил Глейхенгауз не в первый раз ставит такие удачные шоу-постановки, что их превращают в соревновательные программы: та же судьба была у «Анны Карениной», поставленной в олимпийский сезон для Евгении Медведевой. Алёна отмечала, что изображает роль главной героини «сумеречной саги» Беллы Свон, хотя мне лично в концертном макияже и костюме она больше напоминала вот эту барышню из фильмов:

После превращения показательного номера в произвольную программу её структура стала больше напоминать историю выбранного персонажа. Добавленная первая часть под лирическую фортепианную тему «Новолуния» («New moon»), сочинённую одним из известнейших современных кинокомпозиторов Алексанром Деспла, посвящена истории «запретной любви» юной героини. Для Алёны эта тема уже хорошо знакома, и она прекрасно с ней справляется, отыгрывая каждый жест:

Завершается первая часть вращением «кольцо», после которого вступает характерный гитарный проигрыш из второй звуковой дорожки: песни «Eyes on Fire» датской электронной рок-группы Blue Foundation. Лично мне эта часть программы нравится больше всего: у солистки Кирстине Стуббе Теглберг очень интересный вокал, в песне есть сильные акценты, особенно на припеве, куда как нельзя лучше вписался каскад флип-тулуп – здесь он настолько музыкально оправдан, что смотрится почти как элемент хореографии:

Ещё мне нравится, как хореграфически обыгран текст песни, например, здесь на слове «gaze» («взгляд»):

В целом Алёне очень идёт это мрачноватое трип-хоповое звучание, её пластика, кажущаяся лёгкость, непринуждённость движений, характерная для большинства направлений современного танца, позволяет как нельзя лучше выразить музыку.

В последней части программы преобразившаяся героиня танцует, наслаждаясь новообретёнными способностями, под одну из самых известных композиций всей серии фильмов – «Supermassive Black Hole» («Сверхмассивная чёрная дыра») столь любимой фигуристами группы Muse. По словам солиста Мэттью Беллами, для создания этого танцевально-рокового трека он смешал несколько разных музыкальных стилей, в том числе R&B, альтернативный и фанк-рок. В этой части лучше всего видно, насколько вампирша Алёны сильно отличается от главной героини «сумеречной саги» – тихой, неприметной девушки, типичной «girl next door» («соседской девочки»). Образ, задуманный постановщиком, больше подходит к характеру и внешности фигуристки: яркий, дерзкий (без пошлости), задорный. В конце программы Алёна показывает динамичные растанцовки и связки на большой скорости без тени усталости, заряжая энергией весь зал:

Платье для этой программы никак не отсылает к нарядам героини из фильмов (что, по-моему, хорошо так одежда у ней в 80% случаев так себе), но хорошо подходит ко всем трём музыкальным отрывкам. После премьер платьев-трансформеров Анны Щербаковой и Александры Трусовой многие ожидали, что костюм Алёны тоже будет «с сюрпризом», однако ТШ не стал повторяться трижды. С концертным красно-чёрным образом новый наряд тоже ничего общего не имеет (кроме, пожалуй, открытой спины). Дизайнер (судя по всему, это была Ольга Рябенко) придумала платье в готическом стиле с открытыми плечами, чёрной кружевной отделкой на лифе, «рваной» юбкой и недвусмысленным намёком на «вампиризм» в виде капель крови. Чаще всего в одежде этого стиля используется чёрный цвет, но нередко встречаются и сочетания чёрного с насыщенными оттенками фиолетового, лилового.

Разумеется, главным моментом в программе, из-за которого выступление Алёны в Финляндии произвело эффект «разорвавшейся бомбы», стала премьера двух тройных акселей.

Не могу знать, что происходило в душе Алёны после контрольных прокатов российской сборной, когда она единственная из всех подруг по тренерской группе каталась без элементов ультра-С, даже без «младших» ультра-С – риттбергеровых каскадов. Не могу знать, но подозреваю, что это было что-то невообразимое. В любом случае, Алёне удалось (не без помощи ТШ, разумеется) весь этот термоядерный коктейль эмоций направить в самое правильное русло. Нельзя не отметить, что коварный аксель вернулся, как в песне «Eyes on Fire» – «just in time, in the right place», в момент, когда он больше всего нужен Алёне, в самый ответственный сезон выхода во взрослые. С таким оружием она готова бороться за место в сборной в условиях нашей жесточайшей конкуренции, и теперь исход этой борьбы предсказать совершенно невозможно. Да и не нужно. Нужно пожелать всем выступить на максимуме своих возможностей, получить заслуженные оценки, и пусть победит сильнейшая.

Читайте также:

Обзор короткой программы Алёны Косторной

Обзор произвольной программы Александры Трусовой

Обзор произвольной программы Анны Щербаковой

И другие разборы постановок: в блоге «Смешение жанров»

Фото: globallookpress.com/Yutaka/AFLO, Kiyoshi Sakamoto/AFLO; РИА Новости/Алексей Даничев