8 мин.

Автопортрет Фриды

Предисловие

Обзор полюбившихся программ одиночниц в этом сезоне можно было бы смело вести под рубрикой "Сезон разбитых сердец". Когда на три российских квоты в олимпийской сборной претендует по меньшей мере 7 спортсменок, а помимо них в других странах мечтают победить ещё многие талантливые фигуристки, по итогам года абсолютно счастлив может быть только тот, кто изначально болел за ту единственную, кому суждено взойти на высшую ступень олимпийского пьедестала. И больше ни за кого другого.

Всем остальным предстоит пережить разочарования разной степени горькости - чья-то любимица поедет в Пекин, но уступит медаль. Чья-то не пройдёт отбор. Чья-то сойдёт с дистанции на середине. И кто окажется в какой категории - на самом деле не может сейчас предсказать никто. Сколько бы четверных ни включали в свои программы претендентки на попадание в сборную, какие бы оценки им ни ставили отечественные и зарубежные судьи - даже самые маститые специалисты, озвучивая сегодня свои прогнозы, как ни прискорбно, просто сотрясают воздух.

Предлагаю всем любителям женского одиночного катания, осознав всю безнадёжность нашего положения, отбросить бесконечные разборы раскладов и насладиться олимпийскими постановками, которые от старта к старту будут становиться всё более насыщенными, отточенными и эмоциональными.

Начнём с Фриды...

...потому что это короткая программа победительницы первого гран-при в сезоне - Александры Трусовой.

Фрида неспроста стала одной из самых обсуждаемых программ после контрольных прокатов - такой кардинальной смены образа никто не ждал, и, что ещё более важно, никто не ожидал, что новый образ сразу сядет так удачно - как идеально сшитый костюм.

Первым выходом из "зоны комфорта" - привычного атлетичного стиля - стали попытки попробовать себя в лирике. Попытки отнюдь не провальные - при должном внимании к хореографии Александра хорошо смотрелась и в образе Сольвейг, и под музыку Шуберта. Другой разговор, что на "лирическом поле" очень много игроков, для которых такая музыка естественна, как родная среда обитания, и на их фоне легко затеряться.

В олимпийском сезоне редко экспериментируют - чаще берут проверенные стили, которые гарантированно не будут мешать спортсмену во время самого главного соревнования в жизни. Если уж идти на такой риск, то ради чего-то действительно уникального в своём роде. После первого выступления стало ясно - риск очевидно оправдан.

На самом деле для Александры испанско-латиноамериканская тема - не совсем неизведанный мир. В сезоне 2016-2017 тренерский штаб примерял на неё фламенко - но с тех пор к подобному стилю они больше не прибегали, отдавая предпочтение образам воительниц, которые на тот момент ей больше подходили. Но вот девочка превратилась в девушку - и это преображение необходимо было как-то подчеркнуть.

У музыки и танцев испанского происхождения есть одно важное свойство - в ней эмоции часто передаются резкостью, чёткими акцентами. В такой музыке и хореографии природная порывистость Александры становится преимуществом, позволяющим ей выдерживать темп и эмоциональный накал.

Но дело не только в стиле - дело ещё и в образе. На мой субъективный взгляд, абстрактные темы Александре идут меньше, чем образы конкретных персонажей. Но этом году в основе образа не просто персонаж, новой ролью спортсменки впервые её в карьере стала историческая личность, - легендарная мексиканская художница Фрида Кало.

Фрида Кало - культовая фигура. Можно как угодно относиться к её творчеству, которое специалисты относят к наивному искусству, но её работы и её жизнь оставили особый след в мировой истории. Вы найдёте её в книгах, фильмах, на футболках, кружках, стенах домов и почтовых марках. После выхода в 2002 году биографического фильма с Сальмой Хайек в главной роли её образ стал частым выбором и в фигурном катании.

Во многом это заслуга композитора Эллиота Голденталя, которому музыкальное сопровождение к "Фриде" принесло вожделенную золотую статуэтку. Это очень простая, но при этом яркая и пронзительная музыка. Сам композитор считал, что сохранить дух Мексики и эту подкупающую простоту ему помог намеренно ограниченный набор инструментов - в большинстве случаев он использовал только акустические гитары. Кроме того, в фильме прекрасные вокальные партии, потому что Мексика без песен не Мексика.

Для программы Александры выбраны три композиции из саундтрека: "Benediction and Dream" ("Благословение и сон"), "The Floating Bed" ("Парящая постель") и "Alcoba Azul" ("Синяя спальня"). Первая и третья из них включают вокальные партии мексиканской певицы Лилы Даунс, вторая - чисто инструментальная, в программе она используется скорее как связующее звено между двумя песнями.

Benediction and Dream

Первая песня - вступление к фильму и к программе. Акапельное исполнение стихов о героине. К каждой строке подобрана своя хореографическая фраза (с контрольных прокатов больше фото, поэтому иллюстрации будут вперемежку)

И она — поднимающееся вверх пламя,
И птица, летящая
В ночи, когда загорелась Звезда темноты,
Что ищет во мраке Сладкий жар поцелуя.
Сгорает любовь на ее устах, Ад и есть это небо.

Alcoba Azul

Чувственное, эмоциональное танго - и уже нет прямой привязки к тексту. Зато есть явные отсылки к танго:

И немного фламенко, которое в Мексике также невероятно популярно:

В результате получаем насыщенную, разнообразную программу, в которой каждый элемент не случаен, и которая смотрится на одном дыхании.

Пара слов о платье: мне нравится, что оно не цитирует "в лоб" наряды Фриды. Всё-таки мексиканский народный костюм, который так любила художница, очень обязывает и не всем подойдёт. Вместо этого были выбраны яркие, сочные цвета - красный, сине-фиолетовый - которые и гармонируют с новым цветом волос, и подходят к музыке, и соответствуют цветовой гамме как картин, так и фильма. Закрытые рукава с перчатками прекрасно подчёркивают работу рук, плечи открыты - Александра признавалась, что с открытыми руками ей легче выполнять прыжки с риппоном. Узор, как мне кажется, отсылает к тропической растительности - частый мотив у Кало, и к звёздному небу, упомянутому в первой песне.

В фильме Сальма Хайек создала образ озорной, эпатажной, бунтующей, искренней, любящей девушки, затем женщины - талантливой и самокритичной, заставляющей зрителей сопереживать и сочувствовать. Была ли Фрида Кало действительно такой? Кто знает? Доподлинно не известно даже то, принадлежит ли голос на якобы единственной сохранившейся записи самой Фриде. Сегодня это настолько мифологизированная фигура, что её, как народную сказку, каждый интерпретирует на свой лад. В своих многочисленных автопортретах художница сама будто пересказывает себя - каждый раз заново.

Одно можно сказать точно: бунтарство, задор, неукротимая энергия - такой была женственность Фриды Кало и такая женственность Александре близка и идёт. И потому это отличная программа.