9 мин.

Сефардское фламенко Алины Загитовой

Завершающий пост о постановках этого сезона квартета "4А" был подготовлен с большим трудом - хотелось сделать нечто особенное, но техника подводила на каждом шагу. Наконец, ваша покорная слуга её таки "дободала", и потому с двойной радостью представляет на ваш суд обзор короткой программы Алины Загитовой.

Две недели весь мир ФК был взбудоражен дебютом Алины Загитовой на этапах Гран-при. Волноваться было от чего: на соревнованиях во Франции состоялось первое на взрослом уровне очное состязание между двумя прекрасными представительницами "4А" - Алиной и Алёной Косторной. Обе девушки отличаются очень компонетным катанием, артистичностью, изящными линиями и высоким мастерством, но при этом на льду предстают в абсолютно разных по эмоциональной окраске образах, и потому наблюдать за их выступлениями было невероятно интересно.

Во Франции зрители также впервые увидели короткую программу Алины в соревновательном режиме - до этого она демонстрировала её только на шоу. В качестве музыкального сопровождения хореограф группы Даниил Глейхенгауз выбрал очень необычную музыкальную композицию: песню израильской певицы Ясмин Леви "Me voy" - невероятно эмоциональная мелодия, надрывный вокал и проникновенные стихи, сочинённые самой Ясмин. Предлагаю вам, дорогие читатели, ознакомиться с историей творчества этой певицы, поскольку, как мне кажется, она даст ключ к более глубокому пониманию этой композиции и всей постановки в целом.

Ясмин Леви происходит из семьи известного израильского этномузыковеда и фольклориста сефардского происхождения, который всю жизнь собирал народную сефардскую музыку еврейских диаспорах Турции, Андалусии и Балканского полуострова. Сефарды - еврейская народность, сформировавшаяся на территории Испании и Португалии, представители которой в конце XV века были изгнаны из этих стран и именно тогда получили своё название ("сефард" на иврите - "испанец", т.е. выходец из Испании). Считается, что именно в песнях сефарды сохраняли свой древний язык - ладино, число говорящих на котором сегодня составляет всего около сотни тысяч человек.

Опубликованные отцом Ясмин сборники сефардского фольклора позднее легли в основу творчества певицы, продолжившей и развившей дело родителей. Её мать, тоже обучавшаяся вокалу, часто пела песни на ладино под аккомпанемент дочери. В подростковом возрасте юная Ясмин начала изучать испанский язык и музыку фламенко, что в дальнейшем навело её на мысль объединить древнюю песенную культуру сефардов с более "современным" фламенко. В её альбомах вы можете встретить как баллады на ладино, так и песни на испанском её собственного сочинения с использованием элементов фламенко в акустическом сопровождении ближневосточных народных и современных инструментов.

В некотором смысле идея объединить фламенко и ладино продолжает историю этих музыкальных направлений. Фламенко - это народное искусство пения (cante) и танца (baile), зародившееся на территории Южной Испании в XV веке - то есть примерно тогда же, когда из Испании были изгнаны сефарды. Современные исследователи считают, что фламенко возникло в результате сплава народной испанской, цыганской, мавританской и сефардской музыкальных традиций. Пожалуй, наиболее существенное влияние на этот стиль оказала цыганская музыка - до сих пор именно испанские цыгане считают себя истинными носителями культуры фламенко. Даже для традиционного платья танцовщиц фламенко (bata de cola), украшенного оборками и воланами, прообразом послужило цыганское платье.

В отличие от иврита, ладино - язык сугубо бытовой. Дома и по праздникам сефардские женщины часто исполняли на этом языке простые любовные песни без всякого аккомпанемента. Стилистика песен Ясмин Леви близка к этой традиции - её чувственные песни рассказывают о любовных переживаниях с откровенностью и простотой, присущим народному фольклору. Хотя "Me voy" написана на испанском, она соответствует традициям сефардской музыки.

EDIT: как выяснилось, гуляющие по интернету переводы "Me voy" дают неверное представление о смысле песни. Zontag, Capitolina Delovaya, Lucee Liu, WinterSun, спасибо большое за замечания в комментариях (надеюсь, никого не забыла).

В песне повествование ведётся от лица влюблённого мужчины, с болью в сердце расстающегося со своей любимой (так что это не Алина куда-то уходит, она изображает покинутую девушку).

Программа Алины Загитовой поставлена таким образом, чтобы движения фигуристки шли в унисон с каждой отдельной фразой - после каждой строчки певица делает драматическую паузу, и Алина замирает вместе с ней. При этом все прыжковые элементы расставлены так, чтобы не "перебивать" голос. По сути, хореографию в этой постановке можно разобрать на отдельные строфы:

Quiero olvidar el aroma de tu cuerpo (Хочу забыть аромат твоего тела)

Quiero olvidar el sabor de tus labios (Хочу забыть вкус твоих губ)

Quiero tener, por una vez (Хочу на этот раз иметь)

...Una vida feliz... Por eso, me voy... (...Счастливую жизнь... Поэтому я ухожу...)

Gracias por todo lo que me diste (Спасибо за все, что ты мне дала)

Gracias, gracias por amarme (Спасибо, спасибо, что любила меня)

Pero no tengo ilusión Que tú eres mi razón (Но у меня нет иллюзий, что ты для меня всё)

Por eso, me voy... (Поэтому я ухожу...)

И, конечно, невероятно музыкальная дорожка шагов во второй половине программы: вот, например, зубцовые шаги, идеально попадающие в ритм гитарного проигрыша:

И финальный жест, мольба "Не уходи..."

Образ фигуристки, как всегда, тщательнейшим образом продуман. Для платья выбрана традиционная для фламенко чёрно-красная гамма, но основной цвет всё же чёрный, подчёркивающий трагизм выбранной темы. Платье представляет собой чёрное боди с вырезами по бокам и на спине, поверх которого - чёрный полупрозрачный гипюр. В этом наряде нашли отражение те детали, которые дизайнер уже успела опробовать в костюмах Алины из прошлого сезона, например, мы уже могли в прошлом сезоне убедиться, как Алине идёт чёрное кружево и асимметричный вырез на юбке. Как многие заметили, со времени первой демонстрации на шоу на платье прибавилось страз - теперь ими полностью отделана линия декольте, вырез на спине, добавлена дорожка из страз на боку, переходящая в кисть на бедре, однако блеск получился очень изысканным и сдержанным, во многом благодаря тёмному оттенку красных страз.

Нельзя не отметить также великолепную работу визажистов Shiseido, которые разработали макияж для новых постановок своего глобального амбассадора. Фламенко невозможно представить без ярких, драматических акцентов на глазах и губах, но при этом выбранные средства не скрывают природный румянец Алины, и потому тон кожи выглядит максимально естественно.

Конечно, впечатление от прокатов на соревнованиях в Гренобле было несколько подпорчено странными судейскими решениями, о которых уже немало было сказано и которые затронули и Алину, и Алёну, и выступившую неделей позже Анну Щербакову. К распределению мест никаких претензий лично у меня нет. Во всей ситуации расстраивает другое: во-первых, выходит так, что всем трём фигуристкам, вышедшим из юниоров в этом году, нужно убиваться о сложнейшие элементы, чтобы получать просто нормальные баллы - нормальные, а не запредельные, на которые можно было бы рассчитывать при более объективном судействе. Во-вторых, сложилась прелюбопытная (в нехорошем смысле) ситуация с действующими чемпионами мира. Напомню, их всего 6 человек и все они уже успели выступить на прошедших этапах Гран-при. Всех их оценивали более чем благосклонно: пара Суй Вэньцзин-Хань Цун получили поистине чемпионские компоненты, танцевальный дуэт Габриэла Пападакис-Гийом Сизерон установили новый мировой рекорд, Нейтану Чену простили падение с тройного акселя. Всех, кроме Алины Загитовой, которой не только ничего не простили, но и придрались ко всему, к чему могли, даже к простигосподи опущенной руке. Это выглядит особенно странно, если учесть, что из всех перечисленных только она является ещё и действующей Олимпийской чемпионкой. То есть всем титулы помогают, одной ей мешают. Опять же, никаких претензий к обозначенным спортсменам нет, они сами тут ни при чём и вообще отлично выступают - но уж если ставить оценки по репутации, то всем сразу.

Воодушевляет недавно вышедшая новость о том, что ФФКР всё же решила выразить ISU свои претензии по поводу судейства. На моей памяти это первый случай за несколько лет, что доказывает, что ситуация действительно патовая, раз уж даже такая неповоротливая организация, как ФФКР, отреагировала. Будем надеяться, что это даст свои плоды, а Алине пожелаем продолжать кататься в своё удовольствие и на радость любителям ФК, чтобы мы могли снова и снова любоваться её блестяще поставленными программами и их вдохновенным исполнением.

Надеюсь, скоро мы будем вспоминать всю эту ситуацию с таким же искренним беззаботным смехом...

И напоследок полюбуемся на хореографическую карту программы, созданную командой Figure Skating Maps:

Читайте также:

Обзор произвольной программы Алины Загитовой