3 мин.

Зачем нам «маленькие»?

Manor F1, он же как бы пока Marussia, таки сумел выйти на старт Гран-при Малайзии, пусть и одной машиной, более того – Роберто Мери даже увидел клетчатый флаг, что весьма обрадовало "формулическую" публику. Не секрет, что "маленьким" командам в современной "Формуле-1" выжить крайне непросто, в прошлом году мы уже увидели две гонки вообще без них, да и две недели назад Manor присутствовал в Мельбурне чисто номинально.

Если честно, те два этапа (Остин и Интерлагос) с чисто спортивной стороны были, наверное, лучшими за все последнее время – именно потому, что реальная борьба в квалификации начиналась с первого же сегмента, вопрос о 107% вообще не стоял, да и в самой гонке не было откровенных статистов, все до единого гонщика претендовали на очки. Еще б не доминирование "Мерседесов" – получился бы прямо Индикар.

И тем не менее, мы хотим видеть "маленьких" на старте – в основном, конечно, питая надежду, что вдруг из очередного частного проекта вырастет приличная команда во главе с настоящим энтузиастом гонок вроде Эдди Джордана, Фрэнка Уильямса или Петера Заубера. Правда, таковых давненько не появлялось, разве что Виджей Малья, в то время как из SuperAguri, Midland, Spyker, HRT, Virgin, Marussia, Lotus-Caterham так ничего и не вышло…

Но за командами-аутсайдерами предполагается еще одна "всемирно-историческая" функция – они должны давать возможность молодым пилотам, у которых мало шансов прийти сразу в Ferrari или McLaren, дебютировать в "Формуле-1" и набраться опыта участия в Гран-при, чтобы потом продолжить карьеру в команде посерьезнее. Однако, попытавшись как-то на досуге прикинуть, а для кого же за последнее время "маленькие" команды стали карьерным трамплином, кроме Маркуса Эрикссона, я никого и не вспомнил.

И в самом деле, из 25 пилотов, выступавших в последние три сезона за конкурентоспособные команды, дебютировали:

- 5 в Williams (Баттон, Росберг, Хюлькенберг, Мальдонадо и Боттас);

- 5 в Sauber (Райкконен, Масса, Перес, Гутьеррес и Наср);

- 5 в Toro Rosso (Феттель, Вернь, Квят, Ферстаппен и Сайнс);

- 2 в McLaren (Хэмилтон и Магнуссен);

- 2 в Minardi (Веббер и Алонсо);

- по 1 в Renault (Коваляйнен), Lotus (Грожан), Force India (ди Реста), Midland (Сутиль), Caterham (Эрикссон) и HRT (Риккьярдо).

Итого: двое в Minardi лохматых годов и трое после, из которых один – Сутиль, никуда фактически не переходивший (Midland превращался сначала в Spyker, потом в Force India, а Адриан просто оставался в этой же команде), второй – Эрикссон, который в Sauber пришел не потому, что хорошо себя проявил в "маленькой" команде, а потому что принес Монише спасительную соломинку в виде своего спонсорского бюджета, а третий – Риккьярдо, которому, как вы прекрасно понимаете, совсем не HRT открыла путь в Red Bull, и не подвернись тогда этого варианта, он все равно дебютировал бы полгода спустя в Toro Rosso.

Таким образом, по факту ни одна "новая" команда после Minardi ни одному молодому гонщику дороги в "Формулу-1" не дала, т.к. за них выступали либо пилоты, списанные в утиль командами посильнее (Глок, Трулли, Коваляйнен, Петров, Кобаяси, Б.Сенна, Картикеян, Дэвидсон и др.), либо рента-драйверы, деньги которых были необходимы, чтобы не склеить ласты (Чилтон, Эрикссон, Пик, д’Амброзио, ван дер Гарде). Наверное, первым исключением должен был стать Жюль Бьянки, но этого мы, к сожалению, уже не узнаем… И в чем же тогда смысл существования этих команд, если они тратят по меркам F1 крохи, а на самом-то деле огромные деньги, только чтобы выжить, и все равно в конце концов умирают, не принеся "Формуле-1" никакой пользы, а только мешая на трассе бороться тем, кто реально борется?

Теперь вот у нас есть Роберто Мери, который хотя и выступает в Manor за спонсорские и сам не знает, на сколько Гран-при их хватит, все же очень талантливый пилот (в Стивенса, если честно, я верю гораздо меньше), так не хочется его потерять… Но сможет ли он сделать то, что не успел Бьянки? К сожалению, от него зависит ничтожно мало. Остается лишь надеяться на боссов F1, что в один прекрасный день они вспомнят, что их предприятие – это еще и спорт, который должен развиваться именно как спорт, т.е. соревнование в мастерстве, а не в размере кошелька, и сделают наконец такой регламент, который позволит и технологии развивать, и бороться в чемпионате, не имея мультимиллиардов в кармане. Хочется только, чтобы эти мужики перекрестились раньше, чем грянет совсем уж сильный гром.