13 мин.

Мужчины затмили девушек, Коляда довел зрителей до слез: Итоги Открытых прокатов

12-13 сентября. Дни, которые мы ждали с момента отмены Чемпионата мира. Большой сезон в фигурном катании начался! Хотя насколько масштабным он будет до сих пор неизвестно. Как минимум оставшееся полугодие фигуристы проведут на стартах в России. Но зрители от этого ничего не теряют, а даже наоборот! Открытые прокаты показали, что у нас есть, на что посмотреть во всех видах.

Первыми свои программы презентовали танцоры. В отсутствие главных звезд сборной - Синицыной-Кацалапова и Степановой-Букина, пожалуй, это был наименее зрелищный вид. Многие пары оставили прошлогодние постановки, особенно это касается ритм-танца.

В первый день наиболее запомнился новый дуэт — Елизавета Худайбердиева и Егор Базин. Они уже сейчас катаются так, будто давно работают вместе. Но ярче всех выступили Тиффани Загорски и Джонатан Гуррейро. Они танцевали последними и своей постановкой под «Величайшего шоумена» затмили всех. Своим мастерством, лоском и харизмой Тиффани и Джонатан дали понять, что не собираются отказываться от своего места в тройке лучших танцевальных пар России.

 

Во второй день дуэты показали более разнообразные и запоминающиеся постановки. Все-таки из-за паттерна наши пары немного слились друг с другом и смазали впечатление — видение мюзикла не то, чтобы сильно различалось у постановщиков.

В произвольном танце Тиффани и Джонатан уже не выглядели уверенными лидерами. Здесь дуэт так же оставил прошлогодний танец, который уже немного приелся. Впечатлила страстная мрачноватая постановка Софьи Шевченко и Игоря Еременко, наполненная необычными поддержками и яркими элементами. Также зацепили трогательной историей пожилой пары Елизавета Худайбердиева и Егор Базин.

 

Даже несмотря на отсутсвие лидеров в танцах было, на что посмотреть. И если первые два места все еще кажутся зацементированными, то за следующие будет развиваться серьезная борьба.

Далее программы презентовали мужчины. Наши одиночки уже в посткарантинное межсезонье начали шокировать изучением новых ультра-си, хотя все предрекали долгий набор формы и тяжелое начало сезона. Ну и по традиции, ожидания от мужчин были не самыми высокими. Возможно, это и к лучшему, ведь тот эффект, который произвели выступления парней, оказался невероятным.

Начнем с Александра Самарина. Фигурист показал диаметрально противоположные программы — душевную русскую «Полюшко-поле» и лиричную духоподъемную «Keeping Me Alive». Причем в обоих Самарин смотрелся очень гармонично. Александр с каждым годом прогрессирует: это проглядывается и в технике, и в хореографии, за которую фигуриста часто критикуют. Но работа над этим явно ведется, хотя все еще видно, что выучить новый прыжок для фигуриста легче (на прокатах Самарин продемонстрировал четверной риттбергер), чем прибавить в пластике.

Прогрессирует и чемпион мира среди юниоров Андрей Мозалев, вышедший на взрослый уровень. На открытых прокатах он произвел одно из сильнейших впечатлений. Уверенные прыжки, яркие современные постановки и гармоничные образы формируют серьезную заявку на сезон — Андрей претендует на лидерство и среди взрослых.

 

Прошлый сезон у Романа Савосина не задался, но сейчас он выглядит очень хорошо. Во-первых, в глаза бросилось то, как спортсмен повзрослел и возмужал. Во-вторых, Роман удивил выбором музыки для программ — в этом сезоне он предпочел итальянские и испанские мотивы. Ну а короткая программа Савосина наверняка зайдет фанатам сериала «Бумажный дом».

 

Заметно повзрослел и Петр Гуменник. Помимо высочайших баллов на ЕГЭ спортсмен продемонстрировал и прекрасную подготовку к сезону — квады и лутц-риттбергер на месте. Хоть «Лунная соната» и «Призрак оперы» в фигурном катании уже приелись, Гуменник отработал образы на все 100%.

 

Четверной риттбергер — один из самых сложнейших в фигурном катании. На соревнованиях его исполняли только 3 фигуриста — Нейтан Чен, Юдзуру Ханю и Даниэль Грассль. А на открытых прокатах помимо Самарина его показал и Макар Игнатов. Правда в произвольной такой риск обошелся фигуристу травмой копчика, которая расстроила весь дальнейший прокат. У Макара большой потенциал как технически, так и хореографически, но проблемы с ОФП (этим страдают обычно все фигуристы Рукавицына) никуда не исчезли.

 

Ну и главный триумфатор открытых прокатов, причем среди всех видов — это, конечно, Михаил Коляда. Казалось бы, сколько еще можно верить в этого фигуриста? Ведь Миша нещадно время от времени разбивает нам сердца, стоит только в него поверить. Даже сейчас тревожно возлагать на него хоть какую-то надежду. Но прокаты Коляды не могут ее не внушать. Уверенные, высокие, красивые прыжки сочетаются с невероятной музыкальность, компонентностью и артистизмом. Особенно потрясла произвольная программа Миши — трогательная история артиста балета Рудольфа Нуриева. Зал встал еще до окончания вращений, а музыка растворилась в аплодисментах. Мы вспомнили, что Миша так может. И несмотря на не самый сильный прыжковый контент, равных Коляде в эти дни не было. Если фигурист сможет исполнять больше квадов, то он сможет стать конкурентом для Нейтана Чена и Юдзуру Ханю. Но пока что это все мечты. Главное, чтобы такие выступления были не единоразовой акцией, а вошли для Миши в привычку.

 

В целом, мальчики так и остались главным впечатлением открытых прокатов. Возможно, повлияло то, что от них мы обычно меньше всего ждем, в то время как к девочкам, например, у нас завышенные требования. Эти дни показали, что мужское катание в России живо и кризисным этот вид точно не назовешь. Пока что у нас есть нереализованный, но огроменный потенциал. И это мы еще не видели триумфаторов Чемпионата Европы — Дмитрия Алиева и Артура Даниеляна. Бесконечно грустно, что квоты на Чемпионат мира только две — вот за что будет настоящая бойня.

Хорошее впечатление осталось и от прокатов спортивных пар. Здесь мы не досчитались Евгению Тарасову и Владимира Морозова, зато посмотрели на талантливую молодежь.

Переход в школу Тамары Москвиной очень хорошо сказался на Анастасии Мишиной и Александре Галлямове — яркие программы, наполненные необычными фишками и заходами на элементы, появившийся лоск и величественность, уверенное исполнение сложной техники. У ребят еще осталась прежняя «юниористость», хоть и не в том количестве, в котором она была раньше, а также между ними не хватает химии, но все это приходит с возрастом.

 

Если говорить о химии, то она появилась у Александры Бойковой и Дмитрия Козловского. Особенно это проглядывалось в их произвольной программе на тему Джеймса Бонда, которую партнёры оставили на второй год. Ребята выглядели очень уверенно, они очень повзрослели, что хорошо видно в их исторической короткой программе про декабриста и его возлюбленную. Они ярко и чувственно показали историю последней встречи двух влюбленных. Возможно, не хватило какого-то развития или кульминации в музыке, чтобы усилить впечатление и развитие истории, но сами ребята очень хорошо отыграли драму.

Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин запомнились рискованными акробатическими трюками. Ребята стали выглядеть взрослее и сплочённее. Раньше создавалось ощущение, что на льду они будто сами по себе, но сейчас они стали едиными. Пара прибавила и в хореографии — заслуга ли это Бетины Поповой, которая начала сотрудничать с дуэтом — пока не ясно. Но в этом сезоне Дарья и Денис уже больше похожи на взрослую скатанную пару, хотя прежняя «юниористость» до конца не исчезла. В своих программах Павлюченко и Ходыкин показали совершенно разные образы. В короткой они катались под заводной джаз, а в произвольной поразили лиричной «S.O.S. D’un Terrien En Detresse». Если в первой акробатичной программе ребята выглядели гармонично, то во второй им чего-то не хватило. Было ощущение, что музыка пока что пересиливает пару. Им все ещё не хватает нежности, чтобы катать такую мощную лирику.

Ну а теперь перейдём к женщинам. Если во всех остальных видах была дружественная и умиротворенная атмосфера, то перед выходом на лёд девочек сразу почувствовался накал и напряжение. Конечно, во многом это связано с активной трансферной компанией в это межсезонье. Ожидания от всех фигуристок были очень большими, но в целом, особенно, по сравнению с мальчиками, программы женщин померкли на общем фоне. 

Начнём с девушек, которые показали только короткие программы. 

Софья Самодурова выступила только в первый день, далее она снялась из-за болезни. Конечно, возникают вопросы, почему в такой нестабильной эпидемиологической ситуации спортсменку вообще допустили выступать с температурой и находиться рядом с пожилыми тренерами и лучшими фигуристами России. Федерация внимательно следила за журналистами, но к фигуристам отнеслась безответственно. Что касается программы, то в этом сезоне Соня предстаёт в интересном образе инопланетянки и выглядит в нем очень интригующе. По крайней мере, программа Самодуровой очень выделялась среди остальных и выглядела интересно — а это, к сожалению, было редким явлением.

Лишь одну программу показала и Алена Косторная. Фигуристка выступила под песни Билли Айлиш «Не время умирать» и «Ты должна увидеть меня с короной на голове». По словам девушки, эти песни хорошо описывают то, что сейчас происходит у неё в жизни. Однако сама программа Алёны оказалась очень тусклой. Это явно не то, чего хочется видеть от фигуристки ее уровня. Косторной явно очень нравятся современные подростковые образы, но от спортсменки с таким уровнем катания и интерпретации хотелось бы увидеть чего-то серьёзного. Возможно, мы дождемся этого от произвольной программы, которую будет ставить Ше-Линн Бурн. А так единственное, чем запомнилась Алена на прокатах, это откровенным интервью.

Совершенно новые образы показала Елизавета Туктамышева. Пока что программы вызывают немного противоречивые эмоции — фигуристка ещё не до конца их обкатала. Но в случае с Лизой радует то, что она постоянно экспериментирует. Лиричная греческая богиня в короткой программе против дерзкой птички в произвольной. Немного подпортили впечатления костюмы Туктамышевой — они ее полнят, а оранжевая сетка дешевит образ. 

Ученицы Этери Тутберидзе в этот раз впечатления не произвели. Есть ощущение, будто у Даниила Глейхенгауза назрел творческий кризис, так как программы были очень похожие и блеклые.

У Анны Щербаковой две лиричные постановки, которые не особо сильно различаются между собой. В обеих программах музыка медленная и минорная — Аня будто бы обыгрывает одну и ту же роль. Короткая программа чем-то напомнила прошлогодний «Парфюмер», правда, более слабую версию. Произвольная выглядела лучше, но было обидно видеть Аню одинаковой. Она отлично справляется с разными образами, та же «Жар-птица» отличный тому пример. Щербакова хорошо откатала и эти программы, Аня очень хорошо слышит музыку и будто живет ею, но из-за блеклых программ талант фигуристки будто заходит в тупик. Также показалось, что у Щербаковой прыжки стали более неуверенными и низкими и сама Аня очень выросла. Возможно уже в этом сезоне фигуристку накроет пубертат.

Не впечатлила и Камилла Валиева, которую активно продвигают как новую сенсацию. Короткая программа у юниорки была интереснее, чем, например, у Ани, но музыкальное сопровождение осталось в том же лирично-медлительном духе. Произвольную программу «Болеро», по слухам, готовят с прицелом на Олимпиаду. И если это так, то здесь ещё явно предстоит много работы. Постановка выглядела очень слабо — Камилла не чувствует этот образ. Музыка существовала отдельно от нее. В какие-то моменты ловились флешбэки загитовской «Кармен», причём опять же, выглядело это гораздо слабее. Что хотели этим сказать хореограф и фигуристка — непонятно. Активный пиар Камиллы как главного уникума российской одиночки не идёт ей на пользу. Спортсменка очень нервничает на выступлениях и в интервью. Ее испуганный взгляд убивает все задатки артистизма и образы смотрятся пустыми. Ожиданий на Камиллу уже возложено больше, чем на кого-либо и это идёт ей только во вред. Большой вопрос: сможет ли вообще Валиева добраться до Олимпиады.

Новоиспеченная ученица Тутберидзе Евгения Медведева показала лучшие постановки среди девушек. Форма Жени вызывает большие вопросы. Ей не хватало сил выкатать программу, была видна слабая физическая подготовка, волнение, но сами постановки имеют огромный потенциал. Захватывающие и наполненные дорожки, обыгранные акценты и красивая хореография могут сделать «Маскарад» и «Алегрию» лучшими программами Жени при условии чистого исполнения. 

Ну и очевидной победительницей открытых прокатов стала Александра Трусова. В короткой программе Саша открыла свою новую грань — лирическую. Кто бы мог подумать, что фигуристка будет так органично смотреться под нежную «Appassionata». У Трусовой еще осталась прежняя атлетическая грубость, но ее мягкие руки и плавная хореография показали, что спортсменка может обыгрывать не только сильных воительниц. Это была другая, новая Саша. Но в произвольной, увы, все осталось по-прежнему. Даже сама постановка по стилю очень напомнила творчество прежнего хореографа Трусовой Даниила Глейхенгауза. Мощная музыка, много резких движений и катание от прыжка к прыжку. Если бы мы не знали, что фигуристка сменила тренерский штаб, то по такому прокату никогда бы и не догадались. Но, возможно, с четверными по-другому кататься и не получись бы, так как прыжки ультра-си слишком трудозатраты. А у Саши с техникой на старте сезона все очень хорошо, даже несмотря на то, что она выросла.

Ну и напоследок хочется просто порадоваться тому, что сезон все-таки начался. Мы прожили полгода без фигурного катания и как оно будет дальше пока что непонятно. Так что давайте наслаждаться каждым спортивным событием, будь то Кубок России или Первенство водокачки. Этого всего могло бы и не быть.

Фото: Евгений Семенов, Sport24