13 мин.

Москва субкультурная: фанаты и скинхеды

«Фанатская культура обладает зачастую имплицитной нормативной̆ структурой, кодируемой в терминах класса, расы или гендера. Пестрота того, что есть норма, определяет политику и ограничивает тех, кто может принадлежать к сообществу, носить те же цвета и вообще презентовать фанатское коллективное. Эта нормативная структура воплощена в рекурсивных паттернах фанатской̆ культуры, выраженной̆ в обычных ритуалах, поведении во время матча, социальных связях, спортивном юморе и сплетнях, в определении и репродукции коллективной̆ памяти и экологии конкретных городских условий.» 

Караваева Д.Н. «Английская идентичность и её дискурс»

Печатный станок законодателей и смена поколений практически уничтожили дух субкультур, оставив место лишь для облика, позёрства, имитации. Уходят старые, а новые уже не приходят. У молодёжи изменилась среда обитания, вместе с тем интересы. Обладатели широких штанин и хозяева тяжёлых ботинок больше не караулят друг друга после концертов, драки между представителями субкультур не практика, а исключение.

Одна из причин видится в доступности и разнообразии атрибутов- раньше человек прикладывал усилия, чтобы окружить себя тем, что могло бы указывать на его причастность к движению, а после приобретения становился избранным, посвящённым, участником таинства. Сейчас секретов нет. От «Садовода» до ЦУМа и обратно. На любой вкус. Бомбер, кофта (которую свитшотомязык не повернётся назвать) с надписью «Питбуль», тяжёлые ботинки, подтяжки. Найдётся всё.  Только вот ищут подобные наряды всё реже. Но, как говорит моя мама, выход есть всегда. Дабы гардероб короткостриженого фаната не покрылся пылью, придётся на некоторое время перенестись в прошлое.

Сегодня мы прогуляемся по московским изогнутым улицам и посмотрим, где проводили время представители неформальных движений. Эти места поражали своей энергетикой и контингентом случайно забредших обывателей. В отличии от большинства мест, устроивших в столице хаотичный круговорот открытий и закрытий, места со спецификой появляются редко, а их исчезновение образует пустоту. Причин этому много, но основная - избирательность подобной публики.

Дмитрий Фрэнк у «Сильверса»

Карту злачных мест, где собирались те, кто готов биться за свои взгляды, составил яркий делегат той самой субкультурной Москвы. Дмитрий «Фрэнк», представитель легендарной группировки футбольных фанатов «Red-BlueWarriors», ведущий проектов «МыМаяк», «Честный Фрэнк», «С дивана» и многих других, поделился адресами опустевших мест.

 

«СЕРНА»

Где: Пятницкая, 6

Кто: место тусовки разных субкультур (альтернативщики, сноубордисты, панки, фанаты, скинхеды)

Когда: в конце 90-х

 

основа «коней» в Серне

Дешёвое пиво - прекрасный маркетинговый ход для привлечения любителей дешёвого пива. «Серна» уверенно и умело смогла втиснуть в свои стены художников, татуировщиков, скинов и металлистов, скейтеров, растаманов и многих- многих других, кого случайный прохожий мог обозвать отребьем, сбродом. Здесь они становились членами закрытого клуба, чем-то напоминавшего сквот. Прокуренное помещение с общим туалетом, парой телевизоров, репродукциями картин на стенах и хозяином Рудольфычем за директорским столом у входа (с холодильником пенного под боком).

Нескончаемое ощущение праздника окутывало вместе с дымом курящих, всех входящих.

Люди пили, общались, устраивали дебоши, влюблялись. Несмотря на то, что цель посещения подобных заведений обычно - залить глаза, народ шёл на Пятницкую за движем, тусовкой, общением.

«Серна» на несколько лет стала этаким агломератом столичных неформалов.

Вечность можно лицезреть лишь окунувшись в космос закрытых глаз, понятие вечного праздника - всегда метафора. Постепенно люди, создававшие настроение, стали расползаться, этому способствовало и увеличение количества всякого рода распивочных и популярность места - чад кутежа привлёк много «левых» людей.  Атмосфера начала угасать, Рудольфович поднял цены на пиво, а позже и вовсе продал заведение. «Серна» превратилась в обычное кафе.

 

 

«Репа»

Где: парк Репина. 

Кто: место тусовки фанатов и скинхедов 

Когда: 90/00-е. 

 До «Серны» меньше 10 минут пешком, потому в особо погожие деньки товарищи- неформалы проводили здесь время за распитием и общением.

В один из таких дней произошло событие, внёсшее локацию в список мест исторических сражений.

Летом 2001 года спартаковская бригада «Flint’s Crew» устроила заварушку, неожиданно навестив армейцев. Ничего не подозревающие KIDS праздновали день рождения друга, как вдруг, незваные «Флинты», организованной группой, насчитывающей порядка ста бойцов, ворвавшись в разгар пиршества, надавали тумаков собравшимся.

Пикантность ситуации заключалась в том, что «пиратам» в тот день противостояли и члены ОБ-88, неонацистской группировки, присутствовавшие на пирушке.

Несмотря на то, что данной встрече предшествовал конфликт этих групп («флинты» отказались брать с собой на футбол в Питер ОБ-88, мотивируя решение отсутствием дисциплины и возможным сливом информации со стороны скинов. Такая формулировка не понравилась бритоголовым.  Схлестнувшись, стенка на стенку, в лучших традициях масленичных гуляний, ребята выявили победителя, но с оговоркой- фанатов было меньше, потому проиграли), спартаковцам пришлось делать заявление - ничего против скинхедов они не имеют, так как сами придерживаются схожих взглядов, а основной целью были подвыпившие армейцы.

 

 

«От Винта»

Где: на Арбате

Кто: фанаты ЦСКА, скинхеды и, частично, тусовка «Серны»

Когда: конец 90-х / начало 00-х.

 

История Фрэнка: «У меня был первый фанатский бар в России, мама пыталась делать кафе, не получилось, и я решил, что фанатская история будет поинтересней... Несмотря на то, что поилось и угощалось много народу, бизнес был в плюсе, и закрылся бар по другой причине...

Там и так пятое отделение вешалось. А тут ещё совпало: день рождения одного известного товарища, и Билл Клинтон по Москве проезжал. Усиление всюду. К нам один наряд приехал, второй, но всё нормально, уезжали. Пока не приехала вся милиция ЦАО и мы вдесятером не оказались в наручниках на полу, как в 90х члены Ореховскойгруппировки. Там ещё ОМОН приехал, мы не сразу им сдались! - Дмитрий разводит руки в стороны, показывая чистоту намерений - Давай, сволочь, стреляй в русского человека! Но они поступили, честно говоря, подло, они залили нас перцовым газом, а это уже не честно.

В тот год появилась партия «единая Россия», помещение мы снимали у видного деятеля, у него был рядом ресторан «Барвиха». Александр Зайцев, если не ошибаюсь. Ну, собственно, у него там своя тусовка, у нас своя. Мы ни в коем случае не менялись публикой.

У них случилось мероприятие, отмечали праздник, очередную какую-то регистрацию свою. Один деятель напился, узнал, что тут фанаты тусуются, и решил посмотреть, депутат ж. И вот он свысока зашёл (там вниз такая ступенечка была), свысока посмотрел на парней из Тушино, свысока что-то им бросил. Парни из Тушино с низов дали ему <...>. Опять приехали представители 5го отделения ОВД Арбат, и сказали: «Это всё, вот по-хорошему» - Фрэнк изобразил руками крест- и я понял, да, это всё. Так закрылся первый фанатский бар в России.»

 

Кафе «Выставочное»

 Где: ВДНХ

Кто: место обитания основы скинхед движа

Когда: 97-98

Кто -то при упоминании этого места вспоминает кудесницу тётю Лену, отличавшуюся умением использовать обе руки при разливе пива по стаканам. 

Другим запомнилась тряпка, сдерживающая туалетную дверь от открытия, когда пользование последним ещё не было внесено в прейскурант.

Романтикам до сих пор мерещится «Жигулёвское» по 5 рублей.

Помимо прочего, «Выставочное» - место тусовки «основы» правых скинхедов и сочувствующих фанатов. Здесь появилась запрещенная ныне в РФ группировка «ОБ 88».

 Словно дело было на Угрешке, бритые затылки, частоколом окружившие столики, беседовали о своём, скинхедском. Синтез кафе и субкультурных посетителей в нём не отпугивал обывателей. Перехватившие по дороге домой «пару пив» мужики в мохеровых шарфах, отряхивая в прихожей шапку- формовку от снега, а рукав дублёнки от подъездной побелки, рассказывали жёнам об общении с молодёжью. В их рассказах не было высокомерного пренебрежения. Наличие в Москве подобных групп- данность. Уже не реднеки, но ещё не милостивцы. Собственно, народ не противился контркультуре. 

Сальвадор Дали в автобиографии написал: «Клоун на самом деле не я, а наше страшно циничное и бесчувственное общество, так наивно играющее в серьезность, что это помогает ему наилучшим образом скрывать собственное безумие». Кажется, знаменитый подвижник сюрреализма довольно точно определил человеческую сущность - поиски смыслов, классификация всего и вся, развешивание, словно новогодней гирлянды, ярлыков.

Люди с вращающимися, словно на вертеле, головами, постоянно ищут в какую стаю им прибиться. Примкнув же, с апологетической рьяностью начинают хаять антагонистов. Сплошное фрондёрство! Принятие того, что человек лишь симбиоз молекул, а смысл жизни- просто жить, должно облегчить существование особо серьёзных особей.

 

«Парапет»

Где: Смоленская

Кто: место тусовки КИДС, «Торпедо- ЗИЛ» и других модников. 

 

Несмотря на «клубную» вражду, Смоленскую и прилегающие дворики, помимо красно-синих KIDS (считается, что именно здесь «дети» и образовались), облюбовали так же представители торпедовской «WorkingBoys Front». Такой союз некоторые осуждали, но на общение ребят это никак не повлияло. 

Локация была удобна расположением вблизи ныне закрытых пивзаводов «Хамовники», «Бадаевский», и  какотправная точка в другие «центровые» тусовочные места.

 

Ремарка Фрэнка: «Именно на этом месте, в далеких 90-х, будущий редактор очень модных журналов и клубный промоутер, в составе группы лиц и по предварительному сговору избивал целующихся гомосексуалов.»

 

 

 

  

«Chesterfield»

Где: Земляной Вал, 26

Кто: фанаты, в основном «мясо». 

 Созданный небезызвестным канадцем Дагласом Стилом, бар не раз менял название, но запомнился всем именно как Честер. Заведение использовало для привлечения публики метод проверенный временем - дешёвый алкоголь.

Итак, внимание, акции: понедельник- “Countdown” (при заказе 1 напитка получали 4), вторник - “пивной день” (платишь за вход и пьёшь пиво сколько влезет), по четвергам “женский день” с коктейлями, и, конечно же, счастливые часы каждый день!

Немудрено, что скоро и здесь люди начали ощущать передозировку серотонина. Публика, заполнявшая кабак, была разношёрстной. За соседними стульями у барной стойки могли находиться проститутка и футболист, студент и директор крупной фирмы, иностранный турист и ещё одна проститутка. Ну а в понедельник хулиганы московских улиц заполняли помещение, чтобы вдоволь насладиться акциями. Соседство вокзала добавляло атмосферы, и безудержное веселье нередко заканчивалось приездом милиции. 

 

 

«Сильверс»

Где: Тверская 5/6

Кто: место тусовки «коней»

Когда: с конца 90-х до середины 10-х.

 

Один из первых ирландских баров в Москве. С 1999 года в паб начали стягиваться фанаты ЦСКА, в частности, представители группировки KIDS.

Небольшое подвальное помещение забивалось быстро, в тесноте питейного заведения официантки становились центром притяжения взглядов.

Фанаты ЦСКА не раз сокрушались, что каждый день в этом баре можно было встретить знакомого. Всегда кто-нибудь, да выпивал. Некоторые, в связи с этим, конечно, в шутку, шли в паб с целью заменить «засидевшегося». 

Сдружившись со Стивом, заправлявшим там ирландцем, по субботам угощавшим всех своим коронным рагу, футбольные фэны окончательно оккупировали паб , и, распространяя слухи о том, что заведение - единственный поставщик ( в желудок, естественно) НАСТОЯЩЕГО Guinness, не покидали его до переезда.

Празднование взятых чемпионств или побед над заклятыми соперниками- все тянулись в Сильверс.

 

 

“ORIGINALS Pub”

Где: Столешников переулок,11

Кто: футбольные фанаты, правые, сочувствующие

Когда: Середина 10-х

«Последнее место силы»

 

В августе 2014 года, в Столешниковом переулке, открылся «Ориджиналс». Заведение превратилось в этакий английский паб во время футбольных матчей. Сплошь модники, в руках пинты пива, на экранах футбол, какой-нибудь рок забористый играет, пепельницы летят, смех, мат, перемах.

Место для озорной компании, где каждый хоть через одно рукопожатие, но знает друг друга. Собственно, людям нужно где-то собираться. Обсуждать «какие дела», дурачиться, показывать, каким красивым вырос. «Орига» заполнила на время пространство, где встречаются люди, которым дома не сидится, на улице холодно, а хочется встретиться, пива выпить. Ничего особенного, никаких изысков. Но, собравшаяся публика единомышленников, соблюдая все фанатские ритуалы, превратила это место в очаг веселья.

Просуществовал недолго, в 2017 лавочку прикрыли.

Провожали ярко. Множество зажжённых файеров, песни всю ночь напролёт, небольшой погром, и грусть, что опять придётся ждать чего-то нового, такого же озорного и радостного. Ведь радость - искренняя улыбка, смех- именно то, чего своими действиями, подсознательно или явно, добиваются все- скинхед и фанат, панк и водопроводчик, проститутка, банкир, да и все остальные. Методы достижения такой цели разные, но, в определённые моменты, места, где можно пообщаться на общие темы и выпить вина, являются неплохим подспорьем.

 

. . .   

 

Конечно, не только обозначенные выше места становились пристанищем для неформальных сборищ. Каждый, в зависимости от ареала обитания, находил свой шалман. Список таких мест велик, но не всем, как например, бульвару на Чистых прудах, впитавшему в свою землю килотонны крови, алкоголя и мочи, суждено стать знаковыми.

Культура общения, которая складывалось в конце 90-х -начале нулевых, исчезла из московского мегаполиса. Зачем открывать рот, если есть социальные сети. Общение, знакомства, возгласы несогласий – вся жизнь онлайн, а люди в ней как боты. 

Перемены всюду, и процесс этот естественен. Ненужное вроде как само отваливается. Но очень бы хотелось, чтобы москвичи, в этом вялом течении постоянно ускоряющейся жизни, могли находить что-то своё, при этом не теряя сущности, самобытности.