7 мин.

Прощание по-пекински, итоговый по-лондонски

Главной интригой турниров этой недели, неважных, прямо скажем, турниров, являются рейтинговые очки, приближающие теннисистов, расположившихся за первой восьмеркой, к заветному билету на итоговый чемпионат. На данный момент теоретических шансов на попадание туда не потеряли игроки, стоящие в гонке с шестого по двадцатый, то есть начиная с Роддика, Энди и заканчивая Ферреро, Хуаном Карлосом. Из этих пятнадцати в пятницу на корт вышли семеро – Вердаско, Содерлинг, Давыденко, Тсонга, Чилич, Монфис и Хьюитт. Учитывая, что Давыденко и Чилич играли друг с другом, кампанию можно признать в целом успешной.

Жо-Вильфред Тсонга и Эрнест Гулбис играют друг с другом вторую неделю подряд, и второй раз подряд француз выигрывает в трех сетах, проиграв первый. Правда, неделю назад в Бангкоке все было еще драматичнее – что ни сет, то тай-брейк. В этот раз обошлось попроще, по брейку в каждом сете.

Странно, конечно, говорить, что Тсонга выиграл матч за счет надежности – обычно это он либо выдает фейерверки, либо проваливается с треском. Но тем не менее именно так и случилось, когда Жо встретился с игроком еще фееричнее себя – и в хорошем смысле, и в плохом. На противника он внимания обращает мало – обыгрывать Тсонгу, сведя игру и подачу под лево, это не для него. Хотя бы посмотреть перед ударом, где находится противник, это часто тоже не для него. Такое впечатление, что латышу важнее, выиграет ли он красиво каждое конкретное очко, чем общая победа в матче.

Неважная же форма Тсонги с прошлой недели никуда не делась. Он медленно двигался, много ошибался с задней линии, иногда выглядел просто растерянным, например, в том розыгрыше, когда он в каком-то странном прыжке проиграл свою подачу в первом сете. Но несмотря на это, он продолжает-таки вымучивать и выгрызать матчи где только можно. Лондон близится, и в данный момент для всех игроков, которые надеются туда попасть, нет таких слов, как «лишние очки».

Все-таки, несмотря на проблемы обоих, это был красивый и быстрый матч. Оба отменно подавали, при первой возможности обостряя игру – Гулбис с задней линии, Тсонга у сетки. Но у француза за спиной все же есть класс и надежность, а у латыша, увы, нет, и если он все так же будет выцарапывать у фортуны каждый четвертьфинал, то и не будет. Замкнутый круг: чем меньше уверенность в себе – тем больше поражений – тем ниже рейтинг – тем раньше встречаешь классных игроков – тем больше поражений – тем меньше уверенность в себе. Вырваться из него Гулбису невозможно, по крайней мере пока. Обыграть игрока десятки, даже находящегося не в лучшей форме, делая двойные на сетболах – это из области фантастики. Выползать из 0:40 – это особое умение, которого талантливый латыш пока что напрочь лишен.

Соперник Тсонги по полуфиналу определялся в матче еще одного француза, не потерявшего надежду на путевку в Лондон, Гаэля Монфиса со Станисласом Вавринкой, и этот матч отличался от предыдущего, как небо от земли. Швейцарский номер 2 проводит, мягко выражаясь, не лучший сезон – только на одном-единственном турнире АТР (в Монте-Карло) он прошел дальше четвертьфинала, а единственную победу одержал на Челленджере в Лугано. Монфис, напротив, только неделю назад выиграл свой первый титул с незапамятного 2005 года – в Метце.

По началу матча, однако ничего этого сказать было бы нельзя. Монфис то ли не настроился на матч, то ли не принял соперника всерьез, то ли не успел размяться, но начало было с его стороны невероятно пассивным, ленивым и откровенно непонятным. На чужой подаче он атаковать полностью отказывался, на своей проявлял хоть какие-то признаки жизни только на брейк-пойнтах. Даже своя первая не выручала – а уж после того, как Вавринка сделал брейк во втором гейме, вообще началась игра (довольно характерная для француза, впрочем), при которой так и тянет спросить – «Молодой человек, а не ошиблись ли вы профессией? Может, лучше сразу в цирк – самовыражаться?». Первый сет ушел к Вавринке без напряга.

Понятно было, что долго так продолжаться не может – в Лондон хочется, а слив в четвертьфинале на голубом глазу этому никак не способствует. Станислас же и сам не из стабильных, тем более что первая подача к нему так и не пришла (по итогам матча со скрипом вытянул на 50). Монфис же после проигрыша первого сета ушел с корта и вернулся другим человеком.

Подача заработала (или он просто скорректировал направление Вавринке под лево), игра стала агрессивнее и главное осмысленнее. Появился план. На своей подаче француз стал часто бегать вперед, пользуясь не бог весть какими обводками противника, на чужой – разводить по задней линии, играя все больше под право. Несколько раз швейцарец его за это дело наказал, приняв жестко в ноги и остановив сеточные наскоки, но Монфис этот план все-таки удержал, и получил за это победу.

Сеты 2 и 3 прошли уже при заметном преимуществе Монфиса – и в активности, и в подаче, и в настрое. Хотя своеобычные катания по корту также наличествовали. Монфис – живой пример того, что с толком и со вкусом исполненные, они нисколько не вредны, и даже полезны – растянувшись как следует в пятом гейме третьего сета, Монфис начал едва ли не свой лучший отрезок игры за весь матч, который, собственно, этот матч ему и выиграл.

Во втором полуфинале в Токио встретятся Ллейтон Хьюитт, легко разобравшийся с главной сенсацией турнира Роже-Васселином, и Михаил Южный, обыгравший прошлогоднего победителя Томаша Бердыха.

На турнире в Пекине остаются в строю еще два претендента на места в лондонской восьмерке – Содерлинг и Чилич.

В первом четвертьфинале сегодняшнего дня Чилич подтвердил, что является неудобным соперником для Николая Давыденко (ранее в 2007 году, хорват уже выиграл у россиянина два матча). Хотя в каждом из сетов Николай делал брейки первым, проблем это Марину не создало. В обоих случаях он отыгрывался по горячим следам, и уже ближе к концу сетов сам выигрывал подачу Давыденко, чего ему и хватило для весьма рутинной победы. Впрочем, Николай, располагающийся сейчас в рейтинге АТР на восьмой строчке, а в гонке – на десятой, вполне еще может рассчитывать на попадание на итоговый чемпионат.

В еще одном четвертьфинале в Пекине Новак Джокович в пятый раз подряд обыграл Фернандо Вердаско, в матче, до боли напоминавшем их недавнюю встречу в четвертьфинале US Open. Тот матч хотя и мог бы считаться одним из претендентов на звание «худший матч года», все-таки был любопытен как пример аксиомы – при прочих равных игрок с большим запасом тактических схем выигрывает. Эта же аксиома показала личико и в Пекине – развитие матча было очень похожим на нью-йоркское, хотя существенные детали все-таки разнились. После того, как Вердаско, поймав ветер, выиграл навылет второй сет, Джокович перестроился, перевел игру с диагоналей на линии, и эффективность обратного кросса слева (главного оружия Вердаско в этом матче, да и вообще по жизни) исчезла, как сон златой. Серб выиграл решающий сет с тем же счетом, с каким проиграл второй – 6:1.

Далее по курсу его ждет еще один из питающих надежды на итоговый турнир – Робин Содерлинг, который разобрался с Иваном Любичичем не то чтобы легко, но и не сказать, что с большими трудностями. Здесь в дело вступает еще одна интрига, кроме лондонской. Поскольку Энди Мюррей на днях заявил, что не будет играть на шанхайском «Мастерсе» (который в расписании заменяет мадридский прошлого года), то обыграв завтра шведа, Новак 18 октября заберет обратно третью строчку рейтинга. Разумеется, история Джоковича, когда дело касается матчей за рейтинговые места, оптимизма не внушает – в начале нынешнего сезона он имел возможность стать вторым и умудрился проиграть соответствующий матч не кому-нибудь, а Яркко Ниеминену. Но может быть, волны и водовороты нынешнего сезона его чему-нибудь научили?

А последний матч дня в Пекине ни к рейтингу, ни к Лондону отношения не имел. Первый номер турнирного посева Рафаэль Надаль играл с Маратом Сафиным, который в последние недели своей бурной карьеры впервые за несколько месяцев, а именно с турнира в Лос-Анджелесе, сумел выиграть два матча подряд. Причем не каких-нибудь – одна из побед была одержана над Фернандо Гонсалесом, которому Сафин успел проиграть шесть матчей подряд.

Здравый смысл, однако, подсказывал, что одно дело Акасусо и даже Гонсалес, которые порой и сами очень не прочь все отдать, а совсем другое Надаль. Как бы плохо ни играл испанец, а играл он на протяжении турнира довольно плохо, он всегда найдет возможность лишний раз перекинуть мяч через сетку и вытянуть из Сафина ошибку – так оно и случилось. Все, что потребовалось Надалю, это слегка модифицировать свое главное блюдо – с «накрученных бомб под лево, пока не посинеешь» на «накрученные бомбы под право, пока не получишь ошибку».

Марат, в общем, все делал правильно – подавал под право, часто появлялся у сетки (и имел там успех, а кто-то помнит еще годы 98-2000, когда его вперед было калачом не выманить), но разрыв в физических возможностях был на данный момент уж слишком большой. И какая бы то ни было борьба была только в первом сете, пока россиянин был свеж – после брейка во втором и Марат уже устал, и Рафа заиграл свободнее и легче. При бешеной поддержке трибун (Надаль ведь невероятно популярен, и редко увидишь, чтобы на нейтральной территории стадион, как один человек, болел за его противника) и выиграв четыре гейма, на турнире, который он выиграл пять лет назад, Сафин сделал еще один шаг к концу своего теннисного пути.