6 мин.

Утро Литвы

Подмосковные вечера

Дуэль двух наставников подмосковных «Химок» — бывшего и настоящего — закончился сенсационным выносом испанского тела. Серджо Скариоло вчистую проиграл тактическую битву Кястусису Кемзуре, чем вынудил вспомнить язвительную шутку, отпускавшуюся его недругами еще в период работы в Испании. Мол, алленаторе хорош во многих аспектах работы, но самое главное его достоинство — умение проигрывать. Даже встречи, которые по умолчанию должны оставаться за его подопечными, уроженец Бреши невероятным образом умудряется «слить». Собственно, именно за это его ценят как коллеги в топ-клубах, так и наставники дружин, терпящих бедствие и сурово нуждающихся в очках… Возможно, в конкурентах, пытавшихся блеснуть остроумием, при составлении пасквиля говорила зависть, но определенную долю правды вечером вторника в ней можно было отыскать.

Хотя бы оценивая безграничную веру Скариоло в трио Рубио — Фернандес — Газоль. Конечно, пока дело спорилось (когда встреча немногим перевалила за экватор, преимущество испанцев составляло 18 очков), предъявлять претензии лидерам было бы глупо, равно как и выдергивать их из игрового ритма. Но коль уж под занавес встречи в товарищах перестало наблюдаться согласие, ноги превратились в вату (что моментально отразилось на качестве и темпе движения), а от пластики броска остались воспоминания, побеспокоиться стоило бы. Но самыми радикальными из мер, принятых Скариоло, оказалось нервное одергивание сползавших на запястья часов да отказ от использования планшета во время заключительных тайм-аутов. В остальном же Серджио уповал на свою счастливую звезду. И то, что дважды снаряд в одну воронку не падает. То бишь никому из литовцев не удастся повторить подвиг французского юниора-вундеркинда Альбиси и выключить из взаимодействий двукратного обладателя приза лучшему плеймейкеру АСВ. Фернандес, имевший проблемы с выбором решений и игровой дисциплиной, соберется и перестанет бедокурить в важнейших моментах эндшпиля. А Газоль чудодейственным образом прекратит ассоциировать себя с Буратино и перестанет бревном пребывать в трехсекундной зоне в ожидании своего Ильича… Увы, алленаторе, теория относительности (или какие вы там готовы приводить законы в оправдание собственной наивности?) в вашем случае не сработала и близко. Рикки вновь скрылся в сумраке в моменты, когда команда больше всего нуждалась в его креативе. Руди целую четверть угробил на попытки обрести второе дыхание, но ни себя не реанимировал, ни партнерам не подсобил. Марк же провалил концовку, добавив к невыразительному исполнению прямых обязанностей промахи с линии штрафных на излете поединка, тем самым похоронив надежды на овертайм. Проще говоря, испанцы вновь наступили на грабли матча открытия, тогда как игравшие с душой нараспашку литовцы сорвали банк в совершенно безумной лотерее…

Не подумайте, что перебарщиваю с пафосом. Во-первых, отыграть почти два червонца пассива у чемпиона мира — не пакетик семечек выщелкать. Во-вторых, представители литовской скамейки, периодически вводимые в ротацию Кемзурой, вчистую разгромили коллег с Пиренеев. И это притом, что коуч в ряде моментов очевидно импровизировал, подбирая оптимальные сочетания. В-третьих, прибалты не жалели сил и нервов, сражаясь до конца в каждой атаке — халтуры, подобной беготне в сражении с канадцами, не было видно и близко. Наконец, у них был лидер, которого у «красной фурии» не нашлось. Линас Клейза, проведший на паркете 33 минуты, вправе претендовать на лавры героя матча, поскольку вкладывал сердце в каждое действие по обе стороны площадки. Большинство из них, к слову, оказались полезными…

Турецкие берега

Столь же героический матч выдали турки, хотя и обошлись без чудесных «камбэков» да истеричных концовок. Заслуга парней Богдана Таневича состоит в том, что они обыграли значительно превосходивших в численности конкурентов: большая часть судейских решений в матче хозяев турнира с греками принималась в пользу визави. Лишь раз арбитры пошли против тенденции, отобрав у Димитриса Диамантидиса точное попадание одновременно с сиреной на излете стартового периода. Потом — как отрезало, хотя прищучить выходивших за рамки приличия эллинов порой стоило бы…

Турки стали приятным откровением вечера сразу в нескольких ипостасях. Прежде всего «зона» в их исполнении была на загляденье: от канонической схемы «2-3» они отходили смело, уверенно и — что более всего важно — надежно. Вариация «1-3-1» уже на «усах» останавливала попытки быстроногих защитников провоцировать стяжки с дальнейшими скидками на снайперов. Тогда как метаморфоза «2-1-2» с подвижным форвардом внутри компактного прямоугольника не позволяла развернуться греческим «большим». Даже танк Софоклис Схорцианитис (интересно, у него есть на плечах татуировка «За родину, за Казлаускаса»?) в подобных стесненных условия чувствовал себя крайне некомфортно. Пару раз встречалась даже импровизация «1-2-2», где высоко выдвинутый защитник стремился сбить с толку одного из самых быстроногих защитников континента Вассилиса Спанулиса. И получалось, надо признать, неплохо! Эллины достойно вскрывали эту оборону, только пока были силы активно двигаться и нестандартно перемещать мяч в обоих направлениях — по горизонтали и вертикали. Когда же в жесткой силовой борьбе батарейки начали садиться, «бэк дор» перестал изумлять турков новизной, а свободные дальние броски принялись чередоваться с атаками через сопротивление, греки забуксовали. Усугубил положение риск Казлаускаса, оставившего Зисиса и Схорцианитиса на площадке при трех фолах. Те не преминули впоследствии схлопотать четвертые замечания и секвестрировать ротацию.

Добавим, что турки и в нападении действовали интереснее соперников. Вот нет у Таньевича чистого разыгрывающего – все, кто заступает на пост, больше тяготеют к броску, нежели к созиданию или комбинаторике через пас. И что с того? Турки строят игру либо через пойнт-форвардов, либо через «столбов» под кольцом, либо подыгрышем создают пространство для бомбардировки Арслану или Тунчери. Передают из рук в руки Тюркоглу? Не беда — фундаментальная игра Ильясовы (он только мне в маске и с короткой стрижкой напоминает Рипа Хэмилтона?) возвращает турецким действиям стройность и осмысленность. Греческая оборона не расшатывается? Смешно, коли есть в обойме Эрден и Ашик, чьи попеременные терзания «больших» визави оставляют дыры в цитадели эллинов… В общем, это реально было красиво. Неудивительно, что даже редко поддающиеся эмоциям VIP-ы со стороны проигравших после матча стоя аплодировали уходящим с площадки «красным»…

Канадские парадоксы

Сборная кленового листа дважды за вечер давала сигнал бровям изумленно ползти вверх. Поначалу мимическая реакция была позитивной — как результат, на не по годам взрослые действия форварда университета «Гонзага» Келли Олийныка. Паренек ростом 211 см пропустил предыдущие встречи команды, и, как казалось, фигурировал в составе исключительно ради того, чтобы «дышать воздухом сборной». В 19-то лет пребывать на ведущих ролях в национальной команде ведь не каждому дано — нужны и просто «игроки на перспективу». Однако получив шанс в битве с французами, выходец из Кэмлупса показал, что он отнюдь не лыком шит. Напротив, гвозди бы делать из этих людей! Лишь раз промахнувшись с игры (при пяти попытках) и не зная осечек с линии, Келли ставил на уши оборону соперников. Когда же те играли без особого усердия, то сажал на кол персональных замечаний. И будь в обойме Лео Роутинса еще пару таких Олийныков, турниру не отвертеться от еще одной сенсации.

А так в заключительные мгновения матча канадцы по сложившейся недоброй традиции собственными руками погубили надежду на триумф. При счете 64:61 за 92 секунды до сирены Леван Кендалл дважды (!) из открытой позиции (!) послал мяч в дужку кольца, а за 18 секунд до «дэдлайна» при аналогичном отставании Браун не пойми зачем ринулся в проход. Мало того, что мяч толком до кольца не донес, так еще и фол не выпросил, уткнувшись в живой щит из соперников. Почему не отыграться с партнером под «треху» или не поискать в углу снайперов — вопрос из области риторических. Хотя в раздевалке разозленные неудачей канадцы наверняка задали его возомнившему себя спасителем страны индивидуалисту.

Французы же изобретать велосипед не стали, вновь построив взаимодействия от обороны. И вновь выехав на исполнительском мастерстве Батюма. Разве что Дьо в качестве ролевого игрока-ассистента во вторник вечером выступал более активно, а черновую работу в трехсекундной зоне почти в равной мере с Али Траоре разделили Коффи и Маинми.