Специфичный Спа
Уникальные погодные условия, ежегодно припасаемые Бельгией в качестве подарка для гостей высшего автоспортивного класса, в нынешнем году были выпестованы природой с особой любовью. Впервые за долгие годы болельщики наблюдали за дождевой гонкой, на которую — даже при особом желании — пилоты не смогли бы списать все свои беды и ошибки. Дважды обозначив собственное присутствие лишь небольшим интермеццо, ливень обошел трассу стороной. Но при этом превратил гоночное полотно чуть ли не в раллийный спецучасток, где сцепление покрышек с асфальтом минимально, а любые мало-мальски серьезные просчеты в пилотировании чреваты фатальными последствиями. Собственно, «Спа-Франкоршам» на полтора часа превратилась в уникальный полигон, на котором тестировались навыки гонщиков аккурат в тех экстраординарных условиях, о которых мечтает каждый зритель. Ибо здесь талант каждого участника чемпионской гонки просматривался как на ладони…
К примеру, отсюда удалось рассмотреть огрехи в технике Себастьяна Феттеля, которые немецкая пресса разумно скрыла за охами-вздохами о банальном невезении вице-чемпиона мира, а британская банально потеряла, вслед за Мартином Брандлом, предавшись рассуждениям о чрезмерно агрессивном и необдуманном поведении спортсмена. Без сомнения, факторы, приведенные коллегами, отбрасывать нельзя: в момент коллизии с Дженсоном Баттоном и погодка шептала, и крутил баранку Себ чрезмерно рьяно. Но давайте обратим внимание еще на одну важную тенденцию — в последнее время Феттель катастрофически неверно оценивает диспозицию перед маневром. Памятуя о турецком столкновении с Марком Уэббером в качестве зачина-присказки, обратим внимание на воскресное ЧП на 16-м круге. Которое, к слову, планомерно готовилось предыдущие шесть оборотов по контуру «Спа-Франкоршам» — следуя след в след за конкурентом, немец искал лазейку для рокировки, но в силу ограниченных оборотов мотора и недостаточно хорошего сцепления машины с трассой не мог потеснить чемпиона мира. Оставалось лишь выжидать в надежде на ошибку, что последние пару минут перед коллизией Себ и делал. Шанс появился перед заключительной шиканой, поскольку Баттон, сделавший разумные выводы из радийных предупреждений о начавшемся дожде, сбавил обороты и начал более аккуратно работать на торможениях. Феттель выверять аналогичные точки — то ли в пылу борьбы, то ли в силу неопытности — не захотел. А потому продолжил давление в привычной манере…
Далее все логично. Баттон при подходе к повороту тормозит раньше, попутно оставляя себе запас пространства на выходе. Себ отвечает слип-стримом, который в «сухом» антураже при подобной расстановке машин на полотне принес бы ему успех. Но в последнюю секунду перед контактом понимает, что качественно оттормозиться (не то, что без потери места, а без сохранения машины на треке!) ему не удастся — дефицит сцепления непременно приведет к путешествию за пределы трассы! А потому спешно пытается сменить траекторию и перестроиться обратно. Мгновениями позже — после повтора — развеялись сомнения в том, что отчаянная попытка Себа ухватиться за соломинку несла в себе рациональное зерно. Вернуться за заднее антикрыло Баттона было нереально: раннее торможение слишком уж замедлило британца… К слову, один из язвительных британских коллег прислал наутро электронное письмо, в котором похвастался осуществлением маневра Феттеля — с обгоном по внешней на дождевой трассе. Правда, на PlayStation. Правда, с четвертого раза. Правда, после нескольких пинт пива…
Контакт с Витантонио Лиуцци — еще один неоднозначный эпизод с участием Себа в Спа. Мы уже не раз подчеркивали то, что в нынешнем сезоне итальянец берет очки исключительно за счет двух козырей. Это хорошие ходовые характеристики машины и добротная защита. Он борется до последнего, но если уж уступает позицию, то признает неудачу и старается пропустить конкурента в завершающей стадии маневра максимально корректно. Феттель наверняка об этом осведомлен, а если даже и нет, то мог бы получить представление о стиле и манере пилотирования Тонио с 19 по 22 круги — пока следовал за ним и навязывал борьбу до заезда на пит-лей с последующим отбытием штрафа. Увы, рационального использования опыта болельщики так и не дождались: на 27-м круге болиды не разминулись друг с другом в «Автобусной остановке». Причем в ситуации, где коллизии можно было избежать. Оговоримся: в данной ситуации мы не вешаем на Себа всех собак — произошедшее есть следствие совместной неповоротливости и неорганизованности пилотов. Однако немец стал соучастником инцидента, которого легко мог бы избежать, сделай верные выводы из имевшейся на руках фактуры. К слову, Фернандо Алонсо того же Лиуцци в экспозиции гонки обошел исключительно за счет ресурса машины. Немного выдержки — и Себ мог бы повторить то же самое.
Образцовый же пример хладнокровия явил Виталий Петров, показательно разобравшийся с Нико Росбергом в комбинации «Ле Комб» — «Мальмеди». Можно сколь угодно долго говорить о том, что немец сделал ставку на радикальные дождевые настройки, а потому управляемость «Мерседеса» оставляла желать лучшего. Однако для представителя «трехлучевых» это навряд ли послужит полноправным оправданием. Начало маневра проспал? Проспал! На выходе из поворота растерялся? Растерялся! Толком ни одной попытки предотвратить атаку не предпринял? Не предпринял! Сложилось ощущение, что пока заряженный на борьбу россиянин рисково прорубал себе путь наверх, немец сидел в кокпите и на ромашке и гадал: «получится — не получится». Когда же лепестки закончились, Петров был уже далеко… Хорошо хоть у Нико хватило времени, мастерства и совести не пустить в широко распахнутые двери напарника по команде, а хотя бы хоть как-то побороться. Впрочем, на 42-м круге, когда Росбергу пришлось вновь бороться с Шумахером за позицию после рестарта, он едва не перегнул палку. Жестко подрезав семикратного, молодой гонщик заставил того выскочить за поребрик, дабы избежать коллизии. Маневр, достойный сражения с визави из другой команды, в нашем случае чуть не привел к обоюдному сходу партнеров по «Мерседесу». К счастью, Шуми выкрутился из щекотливой ситуации без ущерба для производства.
А вот непоправимый ущерб болиду конкурента мог уже на втором круге нанести Роберт Кубица. Сражаясь с Феттелем в «Красной воде», он натуральным образом выдавил немца с полотна на мокрую траву на скорости 180 км/час. Если угодно, маневр вполне себе подходил под сравнительное клише «Шумахер — Баррикелло» в Венгрии, правда, без стены по правую сторону Себа. Но тем не менее от повышенной опасности авантюру это не избавляет. Поляк в последнее время очень часто бродит по лезвию бритвы, предпринимая маневры «на тоненького». Пока это сходит ему с рук, вызывая восторги общественности. Но такое лихачество ведь может до добра и не довести! Так что в данном случае определенная претензия к стюарду этапа Найджелу Мэнселлу есть, хотя в остальном британец отработал замечательно.
Разбирать ошибку Рубенса Баррикелло в качестве заключения к обзору представляется моветоном. Все-таки и на старуху бывает проруха — пусть даже в 300-м Гран-при в карьере. Ну, пропустил точку торможения на скользкой трассе — с кем не бывает? А вот старания Ярно Трулли и Хейкки Ковалайнена хотя бы контурно, но обозначить хочется. Просто потому, что наблюдая за их потугами по укрощению «Лотуса» в дождливую погоду, даешься диву — как этим парням вообще удается держать машину в рамках полотна? Ведь даже коровы на льду держатся элегантнее Т127! Обратите внимание на нюансы торможения: из-за проблем с балансировкой пилоты элементарно не знают, в какую сторону бросит кар после чрезмерно сильного или, наоборот, очень слабого удара по педали. Посему и рулем напарники работают активно, и оттормозиться стараются как можно мягче, и головой крутят по зеркалам, надеясь не подставить идущих следом. При этом умудряются симулировать защиту в противостоянии с конкурентами по «лиге», а порой даже срывать аплодисменты публики за стойкость. В общем, если объединить бюджеты и усилия трех новобранцев года в единое целое, то в голосовании наш голос получил бы именно «Лотус». Или, как минимум, его пилоты.
«Поэтому однозначно отрицать версию о «виновности» гибкого крыла думаю не стоит»
А я думаю, что стоит :)
Нос болида слишком резко ушел влево, а заднюю часть сорвало вперед и вправо, куда надо выворачивать руль, правильно в сторону заноса, т.е. вправо
При этом, не известно, Феттель уже может ударил по тормозам, а при таком манёвре это действие даже на идеально сухой трассе могло привести к подобному.
Я не оправдываю Феттеля и не являюсь его поклонником. То что он неправильно оценивает ситуации в экстренных случаях, подметили уже многие. Но..... рулёж в таких ситуациях как занос всех четырёх колес, срыв заднего моста и т.д. он у них в крови с детства. И сомневаться в этом я бы не стал... Глупо думать что пилот Формулы не знает куда крутить руль при заносе...
http://www.f1news.ru/news/f1-60317.html
Посмотрите здесь внимательно!!!
Аллен опять поднял тему гибких антикрыльев. И на видео всё прекрасно видно, в том числе действия пилота.
Когда Себ находился в возд. мешке за Баттоном всё было нормально. Как только высунул левую часть носа, по переднему антикрылу видно насколько существенна стала разница в прижимной силе. Произошел существенный дисбаланс в прижиме между передней ЛЕВОЙ частью и задней оси болида. Как следствие срыв задней оси ВПРАВО!!! Себ теряет машину, и он это сам признал. Что он при этом делает? Как и любой другой пилот высочайшего уровня коими явл-ся Формулисты, он за доли секунды совершает манипуляцию рулём вправо (не закрывать же ему лицо руками и кричать Мама!!!). Далее он его на мгновение ловит, но происходит обратная реакция,срыв задней оси уже в левую сторону и Себ выкручивает руль влево, но уже поздно, Баттон был слишком близко.
Вы видимо невнимательно прочитали мой предыдущий пост или в принципе не понимаете произошедшего.
Ну а мысли автора, о том что Себ выйдя из слипстрима, хотел туда опять попасть в принципе бред.
Больше всего меня заинтересовала 21-23 сек в видео. Там не гибкости крыльев дело. Там весь нос «гуляет» именно в ту сторону, куда приходится наибольшее давление воздушного потока. А это уже подвижный аэродинамический элемент. Так что читеры они
Там гораздо больший вес имеел фактор разгрузки заднего моста и загрузки переднего за свет торможения, он намного больше влиял в той ситуации. И когда Феттель резко меняет направление движения и уходит влево уже начав тормозить (а там как раз начало зоны торможения, метров за 60-70 до поворота, слева виден указатель «50»), то зад машины обязательно сорвет какие бы ни были жесткие крылья.
Хотя суть и что хотелось донести в этой теме в своих постах это не первопричина ошибки Феттеля, а правильность его действий в попытках исправить ситуацию. К сожалению, а для кого то к счастью, этого не получилось.
На самом деле красивая теория: то, что делает болид непобедимым в квалификации, создаёт немыслимые проблемы при преследовании. :)