4 мин.

Княжеский крэш-тест

Определяйся хит гонки путем зрительского голосования, бесспорно, наибольшее количество смс-посланий собрал бы контакт болидов Кими Райкконена и Адриана Сутила. Немец, где легально (разумной шинной стратегией), где в обход правил (тройной обгон под желтыми флагами) прорвался в группу лидеров и закрепился на четвертой позиции, тем самым получив шанс заработать первые очки в истории «Форс-Индии». Однако чтобы вписать свое имя в историю индийской конюшни, прошлогоднему дебютанту «Ф-1» не хватило каких-то 10 минут…

Давайте разбираться, что же на самом деле произошло на выходе из туннеля. Во-первых, сразу же обратим внимание – инцидент произошел после того, как несколькими виражами ранее покинувший трек сэйфети-кар позволил произвести рестарт. Это немаловажно, если держать в уме охлаждение покрышек, неизменно провоцирующееся сбавлением темпа хода в безопасном режиме. Во-вторых, заметим, что конструкция «автодрома» в Монте-Карло предусматривает возникновение недостаточной поворачиваемости на машине.

А теперь предлагаем обратить внимание на картинку ЧП. Сутиль покидает туннель едва ли не по идеальной траектории, но в силу погодных условий при торможении перед правым поворотом вынужден корректировать рулем ход болида, у которого чуть-чуть сносит переднюю ось. Следом появляется Райкконен, но уже изначально финн жмется ближе к правой стороне. Логично предположить, что чемпиона беспокоит недостаточная поворачиваемость и с целью перестраховаться Кими сокращает угол атаки виража. Подозрение о проблемах с управляемостью увеличивается, когда пилот предпринимает ранний брэйкинг (наверняка тормоза также не успели вернуться к тому состоянию, в котором работали по ходу гонки). Собственно, он-то и послужил катализатором столкновения. Активная работа рулем и агрессивное использование педалей для того, чтобы выловить машину из заноса при минимальном сцеплении компаунда с трассой не спасли Райкконена – набравшее инерционный ход шасси на прямой уже на всех парах летело к шикане, перед которой заранее начал оттормаживаться предусмотрительный и аккуратный Адриан. Случись эпизод где-нибудь в Канаде, минимальный шанс увернуться от «финского поцелуя» у немца сохранился бы, но в условиях стеснения городским антуражем Сутилу ничего не оставалось, как наблюдать за надвигающейся красной машиной в зеркала заднего вида…

Столкновение Ника Хайдфельда и Фернандо Алонсо, случившееся на 14-м круге, выглядело менее зрелищным, но бурю эмоций что у поклонников «Рено», что у фанов «БМВ-Заубера» вызвало столь же глобальную, как и эпизод, разобранный выше. Кто виноват в пробке при «Гранд-Отеле»? Ответ однозначный – двукратный чемпион мира. У немца позиция для прохода виража была изначально выигрышной. Он занял едва ли не единственную разумную траекторию для движения, плюс успел выставить машину влево, намекая на готовность захлопнуть калитку, случись оппоненту туда сунуться. Проще говоря, Ник показал конкуренту: я вижу твое смещение на внутренний радиус перед подходом к зоне торможения. Фернандо не поверил и решил отпустить педаль газа максимально поздно с задумкой просочиться в узенький зазор, оставленный между границей трека и баварским болидом. Почему не поверил – вопрос риторический. Как ни крути, опыта и таланта у гонщика «Рено» имеется в избытке, а потому просчитать безнадежность комбинации для него было плевым делом.

Напоследок обратим внимание на процедуру старта в голове пелетона, ибо там возник очень неоднозначный момент при выборе обладателем поула траектории для прохождения первого поворота. Главную дилемму можно сформулировать так – намеренно ли сместился Масса в сторону Райкконена после того, как погасли огни светофора? Наше мнение таково – влево бразилец ушел продуманно, явно имея целью предотвратить атаку напарника. Объясним точку зрения. Как таковой стартовой прямой для расположившихся на первой-второй линиях стартового поля в Монте-Карло нет – практически сходу им приходится проходить правый «полувираж», через несколько десятков метров после которого следует правый поворот. Обладателю поула выгоднее всего держаться желтой ограничительной линии, а при приближении к «Сен-Дево» смещаться на внутренний радиус (последите на видео за Робертом Кубицей – он прошел по идеальной траектории). Таким образом, он ограничивает себя от атак по внутреннему радиусу, плюс имеет возможность вовремя сместиться на середину трека, едва в зеркалах заднего вида увидит попытки давления по радиусу внешнему (впрочем, в Монако они тоже редки, поскольку зачастую обречены на неудачу – в «Сен-Дево» из широкой траектории многого не выжмешь).

Фелипе же изначально вырулил на середину полотна. Риск такого лихачества просто запределен – южноамериканец вложил все карты в руки стартовавшему с третьей позиции Хэмилтону. Британцу никто не мешал набирать разгон, без давления попасть в точку торможения, а также выбрать удобный путь для прохождения первого полномасштабного поворота. Масса не был застрахован даже от посягательства на первую позицию, но все же пошел ва-банк, сфокусировав уйму внимания на Кими. Благо в итоге для бразильца все обошлось.

К слову, опровергнем миф об ошибке, нынче довольно популярный в интернете. Мол, Масса рванулся в середину по наитию, элементарно потеряв траекторию. Обратите внимание на постановку передней оси F2008 в момент, когда гаснут огни. Обладатель поула изначально выставляет машину в сторону центральной оси полотна, хотя видит, что Хэмилтон попал в сигнал и начал набирать скорость для движения по внутреннему радиусу. Так что говорить о случайности не приходится – все было задумано и просчитано пилотом изначально. Вопрос лишь в том, насколько маневр был необходим и оправдан с точки зрения всей гонки. К тому же на машине Райкконена случилась пробуксовка…