7 мин.

Ник по фазе

Шире шаг?

Последние недели разговоры, вертевшиеся о пилоте из Менхенгладбаха, чаще всего замыкались на задачах «здесь и сейчас», не касаясь долгосрочных перспектив. Все радовались быстрой адаптации Ника в кокпите и, как следствие, возможностям приступить к доводке шасси уже в Барселоне. Ведь это милое дело — в самый разгар межсезонье разыграть фирменные козыри немца. Понимание тонкостей работы резины, умение четко локализовать горячие точки в проблемных областях по ходу заездов и коммуникативный технический навык (фидбэк «made by Heidfeld» считается одним из самых продуктивных в пелотоне) способны перевести болид R31 из разряда подающего большие надежды в категорию «топовый».

Однако что будет дальше? В квалификациях Хайдфельд никогда не был звездным воином (да-да, Ник, мы все помним прозвище Leidfeld!). Несмотря на умение ровно держать высокий темп на длинных отрезках дистанции, при стайерских прохождениях трассы хвастать ему особо было нечем. Если вспомнить, что Виталий Петров в выдающихся делах по ходу отборочных сессий в 2010-м также замечен не был, возникает вопрос: за счет чего и кого «Лотус-Рено» собирается создавать в субботу плацдарм для успеха?

Оптимисты кивают на шины «Пирелли», радикально отличающиеся от прошлогодних дубовых «Бриджстоунов». Мол, их повышенная чувствительность добавит вистов немцу. В подтверждение приводится, к примеру, недавняя сентенция Пола Эмбри: кто лучше справится с сохранением свойств шин при проявлении признаков износа, тот и станет фаворитом в тактической борьбе. Однако у медали есть обратная сторона: случись «Пирелли» повысить порог износа (а о подобных экспериментах шинники в потенциале рассуждали), как старые проблемы Ника с прогревом компаунда могут вернуться. Да и сама разница, скажем, между «софтом» и «хардом» при широком шаге линейки на субботних выступлениях Ника может отразиться не лучшим образом.

Признак Роберта

Второй принципиальный момент — перспективы Хайдфельда в разрезе недалекого будущего. Пусть сейчас его роль как «заменителя Кубицы» выглядит естественной и жизненно необходимой. Но что случится, скажем, через год? А при ударном восстановлении поляка — к концу сезона-2011?

Представьте ситуацию, при которой Роберт сможет уже в ноябре сесть за руль. Понятно: если напарники будут бороться за Кубок конструкторов или высокие позиции в индивидуальном зачете, то рокировки маловероятны. Но случись обоим утратить высокую турнирную мотивацию, неужели Эрик Булье откажет себе в шансе «обкатать» Кубицу в боевом режиме еще по ходу первенства?

При таких раскладах придется выбирать наименьшее из зол. Бюджет и двухлетний контракт Петрова, словно тотем в «Последнем герое», почти наверняка делают положение россиянина безопасным (тем более если он дотянет до ноября, его позициям в свете проектов Gravity и «Гран-при России» вовсе не будет угрожать ничего). А вот как сгладить острые углы в противостоянии давних антагонистов, напряженность в отношении между которыми возникла еще в «БМВ-Заубере»?

Думается, ни для кого не является секретом, что недавние слухи о заявлении Роберта, возжелавшего видеть на своем месте Тонио Лиуцци, а не «Квик-Ника» — лишь вершина айсберга. На самом деле конкуренция поляка напрягала еще в Хинвиле. А потому обязательным условием его менеджеров при переходе в «Рено» значился не только статус первого пилота, но и право голоса при выборе напарника. Собственно, именно поэтому Хайдфельд в шорт-листе менеджмента из Энстоуна продержался менее недели.

…будешь нашим королем

Развивая тему, есть смысл задаться сакраментальным вопросом «Что делать?», держа в прицеле следующее межсезонье. На случай провала Ника ответ очевиден: списывать немца в тестеры и ставить крест на боевой карьере. Потому как если уж в нынешних обстоятельствах Хайдфельд продолжит удерживать лидерство в номинации «максимальное количество финишей на втором месте без единой победы», поиски места в конюшне-претенденте на титул теряют смысл. В гонке за Андреа де Чезарисом (максимальное количество выступлений в Гран-при без побед), конечно, тоже есть какой-то свой садомазохистский смысл, но вряд ли боссы «Лотуса-Рено» им проникнутся.

Конечно, Максу «карателю» Мосли идея бы пришлась по душе, но старикан пока не замечен в смене плетки на планшет руководителя команды. Делать же Ника Санчо Пансой в свете описанного антагонизма с Кубицей тоже не резон…

Однако что будет, случись Хайдфельду схватить за хвост птицу удачи? Ведь уже сейчас он перестраивает поведение машины под свои гоночные приоритеты (резко отличающиеся от стиля Кубицы, к слову). Если они приживутся, то наверняка лягут в основу базиса модели образца 2012 года. И таким образом немец к зиме превратится в ключевую фигуру конюшни, которая будет раскручивать маховик технического совершенствования болида. Помните, подобное уже наблюдалось в 2006-2007 годах все в том же «БМВ-Заубере»?

С таким ценным кадром расставаться, просто пожимая руки в условиях современной конкуренции – просто преступление. Следовательно, надо искать компромисс. Контуры де оного в данном случае (опять же, при условии полного выздоровления Кубицы, без обретения «венгерского синдрома Массы») до безобразия размыты…

Ставка больше чем жизнь

Отметим еще одну пикантность. Прекрасно, если поляк вернется на трассу в здравом уме и трезвой памяти, а его моторика и рефлексы не пострадают от хирургических вмешательств. Однако какой путь развития избирать конюшне, случись Роберту сдать позиции? Естественно, прежде всего, искать первого пилота. Учитывая ситуацию на рынке труда, которую мы с вами наблюдали в недавнем прошлом, подобрать адекватного кандидата не так-то просто. Следовательно, есть смысл перестраховаться и уже сейчас подстелить соломку. Скажем, не только во время предсезонных тестов, но и по ходу чемпионата совершенствовать концепцию кара под Ника (при всем уважении к Виталию Петрову, для такой роли он еще не созрел). Недвусмысленность положения заключается в том, что в случае неудачной «угадайки» на тему «как поступить», окажутся под угрозой уничтожения не только отношения с пилотами внутри команды, но и вся стратегия развития машины…

Трудности воздержания

Наконец, отсутствие боевой практики, обрушившейся на Ника в последний сезон, также не стоит списывать со счетов. Тесты тестами, однако после появления нескольких новых трасс, усложнившегося технического оснащения болида и выросшего уровня соперничества Хайдфельду потребуется время на адаптацию в боевых условиях. Многие сейчас об этом забывают, погрязнув в эйфории от результатов испытаний и оптимистичных заявлений Булье. Однако давайте обратим внимание на несколько моментов.

Во-первых, машина пока далеко не полностью соответствует приоритетам, которые присущи мягкому, «кошачьему», стилю пилотирования Ника. Немец старается как можно быстрее это устранить, но все-таки несколько тестовых дней — не тот срок, за который шасси готовится на 100 процентов даже в черновой доводке.

Во-вторых, тонус тактических решений и оперативное реагирование на события на трассе надо обретать заново. То, как это непросто сделать, наглядно демонстрируют примеры последних лет, когда даже закаленные выступлениями по пятницам тестеры проваливались, стоило им выйти на старт в воскресенье.

В-третьих, Нику предстоит работать с командой инженеров и механиков, подобранных под Кубицу. Это вроде только кажется незначительным фактором для гонщика. Но с точки повседневной работы на базе и на этапах имеет принципиальное значение. К примеру, в свое время в «Тойоте» Ярно Трулли скрупулезно подходил к выбору каждого члена своего обслуживающего персонала, а в «Макларене» Льюис Хэмилтон советовался с Филом Прю относительно того, кем из ребят-техников можно усилить гоночную бригаду. Собственно, зачем далеко ходить за примером? Посмотрите на «Феррари», где связке Масса — Смедли помогали не просто профессионалы, но люди, близкие тандему по духу.

Хайдфельду предстоит сработаться с совершенно незнакомой бригадой, причем с чистого листа. И ладно бы, случись притирке проходить в привычном для новобранца конюшни формате. Но ведь нет! Ник сейчас рассматривается как первый пилот, основной поставщик очков в копилку, от которого ждут результата едва ли не в Бахрейне или Австралии…Это давление накладывает на адаптационные процессы дополнительный отпечаток, стереть который не так просто, как кажется на первый взгляд.

Тем не менее почему-то упорно верится, что Хайдфельд с вызовом справится. То ли убеждает его карьерный путь, на котором уже несколько раз встречались подобные испытания. То ли склоняет на позитивную сторону талант, которым Ник обладает и впервые имеет возможность раскрыть за рулем машины-претендента на победу в гонках. То ли линия судьбы немца, явно не просто так вернувшая его в «большие призы» столь невероятным образом. Развеять же или подтвердить наши сомнения «Квик-Ник» сможет сам. Спустя какой-то месяц после публикации этого текста…