Дружить нельзя соперничать
«Ред Булл»
Пожалуй, наиболее любопытная пара с точки зрения взаимного соперничества. Себастьян Феттель, познав вкус больших побед, наверняка не захочет опускать планку. Тем более что высокие результаты в разы взвинтили котировки его акций на рынке пилотов, чему лучшее подтверждение — неприкрытый интерес со стороны «Феррари». К тому же последовательно пройдя путь от перспективного молодого гонщика до сильнейшего спортсмена на планете, он завоевал определенный авторитет и репутацию, которую намерен на полную катушку использовать для сохранения лидерского статуса.
Его коллеге Марку Уэбберу мириться с фаворитизмом в отношении немца не с руки. Имея в распоряжении сильнейшую машину в пелотоне, он, разумеется, сам не прочь выйти на ведущие роли. Во-первых, возраст поджимает — эра грандиозных свершений в середине «тридцатника» ни для кого из спортсменов точно не наступает. Во-вторых, кто знает, сколько еще продолжится его кооперация с «быками». Нынешний контракт актуален еще сезон, тогда как прошлогодние конфликты интересов недвусмысленно намекают — если австралиец не проявит покладистости в тактических вопросах, зимой 2011-го может остаться без работы. Наконец, Марку ныне предоставляется уникальный шанс использовать политику равноправия в команде на свое благо. «Ред Булл», обогатившись золотым дублем, хоть немного, но удовлетворил «имперские» амбиции, ранее не дававшие руководству покоя. А потому сейчас Дитрих Матешиц сотоварищи наверняка спокойнее отнесутся к состязанию внутри команды — разумеется, вплоть до тех пор, пока это не начнет угрожать общим результатам. Случись Уэббо заявить о себе в первой половине сезона громче напарника — и инициатива перекочует на его сторону.
«Макларен»
Еще одна непредсказуемая пара пилотов затаилась в Уокинге. Это в прошлом году два британских медведя в одной берлоге мирно сосуществовали, не пытаясь задрать друг друга, едва кто-то из «животинок» терял концентрацию. С одной стороны, потому что машина не позволяла надеяться на серьезный прорыв в таблице — меняться информацией было куда выгоднее, нежели чем таиться по углам. С другой, наученное горьким опытом скандала имени «Хэмилтона — Алонсо» руководство всячески старалось сохранить баланс равноправия в отношениях между спортсменами. Однако не факт, что в 2011-м паритет сохранится. Хотя бы потому, что на кону соперничества звание самого успешного британского пилота наших дней. Плюс личностную мотивацию никто не отменял. Дженсону Батону все еще необходимо доказывать себе и фанатам, что переход из «Брауна» в «Макларен» был не просто погоней за стабильностью в техническом плане, но и стимулом для профессионального роста. Льюису же – плоть от плоти британской конюшни – наверняка претит уходить в тень соотечественника на «своем поле»…
Соперничеству добавляет пикантности то, что оба гонщика имеют на счету титул чемпиона мира. Пополнение сокровищницы — претензия на создание если не династии, то тенденции наверняка. Которую «Макларен», что логично, постарается изо всех сил поддержать.
«Феррари»
В Скудерии разделение ролей настолько очевидно, что ожидать от Фелипе Массы нарушения иерархии практически нереально. После нескольких сезонов регресса в итальянском понимании «алые» наверняка сделают ставку на двукратного чемпиона мира. Какую позицию ни возьми, его претензии на лидерство в разы обоснованнее, чем у бразильца. И дело не только в результатах или сумме контракта: просто авторитет Алонсо как на трассе, так и вне ее боссами «Феррари» признается по умолчанию, тогда как второму номеру (после немецкого Гран-при Массу вполне уверенно можно так величать) каждую гонку следует доказывать собственную конкурентоспособность. И не сказать, чтобы у Фелипе это получалось образцово…
Напомним и о том, что в Маранелло предпочитают открыто делать ставку на одного гонщика, дабы упрощать многие стратегические вопросы. В этом смысле рассматривать южноамериканца как оруженосца им намного выгоднее, нежели как равного Алонсо противника.
«Лотус-Рено»
Соперничества пилотов как такового здесь не выйдет, поскольку борьба будет происходить в разных лигах. Роберт Кубица определенно стремится на постоянной основе прописаться в элитном пуле и подготовить почву для подписания нового контракта на щедрых условиях. Команда, с которой оформится сотрудничество, также пока не определена: элитные конюшни вроде как и не прочь взять на борт поляка, но всякий раз для доведения сделки до ума чего-то не хватает. Поэтому уроженец Кракова всеми силами попробует закрепиться в роли фаворита конюшни и показать, на что способен при ее патронате в техническом смысле. Виталий же Петров озадачится решением локальных вопросов: совершенствованием квалификационных выступлений, повышением продуктивности обратной связи с персоналом, обогащением информационных сводок во время работы на трассе — в общем, «сдачей» всех тех «предметов», по которым напарник уже выдержал экзамен. Напомним, что от успешности сессии зависит не только дальнейшая судьба Петрова, но и оценка его потенциала менеджерами, ответственными за кадровый набор в команды.
Впрочем, посыл не лишен смысла только в том случае, если авария Роберта на Ралли Ронде ди Андора не повлечет за собой серьезных последствий. Пока же многочисленные переломы, обнаруженные у поляка, говорят о том, что ближайшие тесты (а возможно и стартовые этапы чемпионата) пройдут в «Лотус-Рено» при участии резервного пилота. Ну, а тяжба Виталия Петрова со, скажем, Бруно Сенной – это уже битва из совсем другой оперы. При подобных раскладах у россиянина на руках появятся все карты для того, чтобы утвердиться в конюшне на заметных ролях и продемонстрировать тот максимум, который предоставит неожиданное повышение в статусе. При всем уважении к бразильцу, его талант не выглядит многогранным, а оперативность принятия решений оставляет желать лучшего. Так что здесь высока вероятность того, что команда сделает ставку на парня, год уже откатавшего в кокпите, в надежде хотя бы на постоянный набор очков. И здесь уже только от Виталия зависит, схватит он за хвост птицу удачи или нет.
«Мерседес»
Эпическая битва соотечественников обещает стать одним из самых вкусных «ингредиентов» коктейля «чемпионат мира-2011». Для Михаэля Шумахера сейчас попросту не осталось оправданий: машину готовят, учитывая те проблемы с которыми семикратный столкнулся в прошлом году, шины поставляют по качеству и размерам не в пример лучше бриджстоуновских, тесты акцентируют аккурат на тех аспектах, что требовали шлифовки еще минувшей осенью… Даже номер семикратному чемпиону мира предоставили такой, как он захотел! Здесь уже списать неудачные выступления на сонливость внутри сверхсовременного тренажера на базе «серебряных» уж точно не получится!
Для Нико Росберга в определенном смысле тоже наступает момент истины. Если он докажет закономерность прошлогодних побед над именитым напарником, ему откроются все двери не только внутри конюшни, но и на более высоком уровне. Ведь миловидный блондин тем самым докажет способность тянуть лидерскую лямку даже не имея для этого достаточного «бэкграунда». И сделает еще более заманчивой перспективу собственного определения первым номером любого коллектива. Случись же Росбергу оконфузиться — и большая часть заработанных прежде вистов может уйти в отбой. Хотя бы потому, что харизма Шумахера в восприятии многих болельщиков и специалистов сильнее профессионального прогресса его напарника на трассе. К тому же психологическое давление, под которым может оказаться Нико в случае слабых выступлений, наверняка не пройдет для юного немца бесследно.
«Уильямс»
Пожалуй, самая мирная пара в пелотоне. Опытнейший бразилец, год назад с удовольствием выполнявший роль ментора Нико Хюлькенберга, наверняка продолжит наслаждаться функциями и дальше. Это и пользу команде приносит, и самому Рубенсу Баррикелло позволяет чувствовать себя нужным команде. Лестные отзывы руководства «синих» о сердечности и старательности, с которой ветеран относится не только к непосредственным обязанностям, но передаче знаний, наверняка служат пилоту дополнительной позитивной мотивацией. Наконец, совершенствование машины как таковой по ходу сезона подтверждает компетентность спортсмена, что в его годы лучше всяких очковых завоеваний и бонусных выплат.
Пастору Мальдонадо остается только губкой впитывать знания и на каждом этапе конвертировать их в полезные действия. Тень венесуэльских нефтяных миллионов будет безмолвно следовать за ним, складываясь в надпись «рента-драйвер». Если развития южноамериканца, подобно хюлькенберговскому, заметно в ходе сезона не будет, его судьба навряд ли станет притягательным примером для подражания другим молодым спортсменам. Дебютанту предстоит своего рода инициация, прохождение которой наличие суперлицензии отнюдь не гарантирует.
«Заубер»
Самая веселая пара гонщиков в пелотоне обещает порадовать публику молодецким задором и яркой стилевой палитрой на трассе. По крайней мере, Камуи Кобаяси от манеры пилотирования, вынесшей его на гребень волны «Ф-1», отказываться точно не будет. Да и машина, если верить тестам, пертурбациям также не способствует. Ну, а Серхио Перес может влюбить в себя болельщиков, если сохранит задор и непосредственность выступлений в GP2. Возможно, в техническом плане мексиканец несовершенен и, скажем, ряд вопросов относительно его расчетов атакующих маневров с повестки дня еще не снят. Но очевидно — на фоне сереньких середняков «королевского класса», утомляющих болельщиков безынициативными доездами последние несколько лет, он может стать ярким пятном.
Завяжется ли борьба внутри команды? Сказать пока сложно. Скорее, предположим, что молодые гонщики пойдут по философскому пути сотрудничества «кооперация лучше конфликта» — и, может быть, образуют одну из самых симпатичных связок в пелотоне-2011.
«Форс-Индия»
Адриану Сутилю пойти на повышение нынешней зимой так и не удалось. Сколько не циркулировали слухи о его трансфере в более состоятельную и технически прогрессивную конюшню, сколько он сам ни тянул с заключением нового контракта — все тщетно. Немец еще как минимум сезон проведет в кокпите «Форс-Индии». А это значит, что будет пытаться выжать максимум из неплохой, но не развивающейся базы шасси, искать противоядие от возникающей невесть по каким причинам поворачиваемости и закрывать недостаток инженерных кадров, вызванный сокращением бюджета конюшни. Занятие, согласитесь не самое приятное. Впрочем, если он с ним справится на крепкую четверку, то наверняка через год вернется в пул самых востребованных пилотов на трансферном рынке.
Пол ди Реста мыслит категориями менее глобальными. Ему будет достаточно стабильно отрабатывать каждый этап, чтобы оправдать приглашение в команду, и пару раз пробиться в Топ-10 или непосредственно близкую к ней зону, дабы вычеркнуть из памяти болельщиков Витантонио Лиуцци. Задатки у парня неплохие, а потому миссия кажется вполне выполнимой. Другое дело, сможет ли техническая команда предложить шотландцу в достаточной степени конкурентоспособное шасси, чтобы уж в первый год от молодого человека не требовалось сверхусилий для достижения результата-минимум?
«Торо Россо»
Самая скучная пара пилотов, где ни в одном из гонщиков нет изюминки. Конечно, время от времени то Себ Буэми, то Хайме Альгерсуари мимолетно блеснут красивой защитой или оригинальным обгоном. Но то лишь капля в море посредственного пилотирования. В рубрике «разбор полетов» не раз доводилось отмечать, что определенные козыри у обоих спортсменов есть. Вот только развивать их, чтобы повышать достоинство, парни не спешат. Посему говорить об их внутреннем противостоянии можно с огромной натяжкой — слишком уж искусственны и ситуативны получаются дуэли. Кроме того, есть стойкое ощущение, что до конца сезона тандем разобьется и кто-то из гонщиков лишится своего места в кокпите. Так что здесь, скорее, будет борьба за выживание — и то, в меру неторопливая, размеренная и отнюдь не обоюдоострая…
«Лотус»
Тандем, на наш взгляд, идеально дополняющий друг друга. Хейкки Ковалайнен и Ярно Трулли делают все возможное, чтобы заставить малазийский танк хоть как-то подчиняться требованиям пилота и не шарахаться из стороны в сторону при изменении баланса. Разность в стилях пилотирования позволяет сравнивать диаметральные подходы в управлении каром, а атмосфера взаимовыручки упрощает коммуникацию внутри технических групп. Неудивительно, что Тони Фернандес во главу угла в межсезонье ставил сохранение линейки гонщиков и целенаправленно шел к осуществлению задуманного. В «Лотусе» нынче главенствует идея первенства в лиге аутсайдеров, нежели самоутверждения во внутренней иерархии. Поэтому здесь козней по отношению друг к другу, неджентльменской борьбы и словесных перепалок между гонщиками мы почти наверняка не увидим.
«Маруся-Верджин»
Тимо Глоку вновь неоткуда ждать помощи. Опять новый напарник, опять неопытный, опять с расчетом на светлое будущее и звенящее монетой настоящее. Все тот же радикальный подход при конструировании болида с безумным компьютерным моделированием и совершенно непредсказуемыми результатами. Очередной безумный совладелец, обещающий за пару лет вывести конюшню на новый уровень, но способный как с куста ошибиться в оценках размера топливного бака. В общем, ты попал, парень… И поэтому вряд ли кто косо смотрел на юристов, пытавшихся осенью найти прорехи в контракте, чтобы его разорвать.
Пока Глок будет сражаться за создание хотя бы иллюзии доброго имени конюшни, Жерому Д’Амброзио придется пройти несколько кругов «формульного» ада. И если бы дело касалось только адаптационных нюансов! С «Верджином» же никогда не знаешь наперед, что у него откажет или начнет работать не так. И далеко не факт, что дебютант совладает с таким колоссальным стрессом. Особенно если учесть, что технического опыта у него в этом плане — с гулькин нос, а умения принимать верные решения в чрезвычайных ситуациях и того меньше. Так что за Тимо бельгиец, скорее, будет ходить как подмастерье за сенсэем, а не как потенциальный конкурент, способный подсидеть лидера.
«Хиспания»
А здесь вообще в этом сезоне хоть кто-то за руль садиться собирается? Привет, Нараин!
вот у Рубенса с усеренностью всегда было всё в порядке.
P.S.: строго говоря, по Дарвину побеждает тот, кто лучше приспособится (что всё-таки не совсем признак силы), а на деле - тот кому повезёт победить)
P.P.S.: боксёры иногда выстреливают в середине 4 десятка. хотя это тоже не правило конечно)
Внутрикомандные дуэли довольно просто кончаются в пользу более сильного пилота, а одинаковых пилотов в этом виде спорта нет.
За одним исключением. Скандал и противостояние возникает только в одном случае - когда команда по тем или иным причинам пытается нарушить естественный ход событий в позиционировании пилотов, отдавая предпочтение более слабому. Но это классический тип формульного скандала, искушенные болельщики видели такое не раз и не два.
PS. Лотус-Рено. Команду жаль так же, как и самого Кубицу. Болид построен самый революционный из представленных. Использовать для создания прижимной силы те же принципы, что и в тепловых двигателях, в противоположность другим - это сильно и перспективно. А у Петрова, как ни странно, задача теперь усложняется - у партнера теперь придется выигрывать.
А здесь вообще в этом сезоне хоть кто-то за руль садиться собирается? Привет, Нараин!»
))))))))))
Зачет )))
Хорошо отметил, док, согласен, как впрочем и с остальным в твоем посте... поднятая тут Дмитрием тема о конкуренции внутри команд вторична, ест-но первостепенно - это борьба команд, за ней мы и будем следить в новом сезоне, который обещает быть опять интересным...
Не придётся. Ведь не тест-пилотов сажают, а ищут 1 номера. Слив тому же Хайфельду будет воспринят как должное)