10 мин.

Проигравшие победители

Пришедшего в 1995 году в «Формулу-1» в качестве спонсора «Заубера» Дитриха Матешица в паддоке долгое время считали чудаком. Еще бы, ведь никто не мог понять, чего хочет австрийский бизнесмен от «Формулы-1». И лишь когда компания «Ред Булл» в конце 2004 года избавила Берни Экклстоуна от головной боли из-за возможного недостатка команд в пелотоне, выкупив чахлый «Ягуар», стало ясно, что Матешиц пришел в эти гонки со всей серьезностью.

Довольно быстро обнаружилось, что Дитрих – мудрый стратег. Не пытаясь вмешиваться в дела гоночного коллектива, он просто поставил на нужные должности своих людей, назначил руководителем команды перспективного Кристиана Хорнера и набрался терпения: ведь процесс становления команды не бывает быстрым. А затем потянулась ниточка – Хорнер пригласил списанного со счетов в «Макларене» Дэвида Култхарда, который, почувствовав дух свободы, позже уговорил взяться за новую работу одного из лучших конструкторов «Формулы-1» Эдриана Ньюи. Тот, в свою очередь, переманил все из того же «Макларена» хорошего реализатора своих идей – аэродинамика Питера Продрому. Реорганизация конструкторского штаба команды не прошла в одночасье, но даже когда она закончилась, выяснилось, что, несмотря на явный потенциал, «Ред Булл» чего-то не хватает. Догнать лидеров, несмотря на все старания, никак не удавалось. И как Архимеду, гению Ньюи требовалось найти точку опоры, чтобы перевернуть привычный порядок вещей.

Изменения в правилах перед сезоном-2009 оказались тем, что нужно.

«Столь значительные перемены в регламенте происходят в «Формуле-1» впервые с 1983 года, – сказал Эдриан во время презентации нового болида. – RB5 был создан с чистого листа, от предыдущей модели не осталось ничего, кроме коробки передач. Главное изменение в конструкции машины связано с возвращением сликов, из-за которых пришлось перераспределять развесовку болида, поскольку иначе на задние шины приходилась бы очень серьезная нагрузка. Поэтому в процессе проектирования RB5 конструкторы отталкивались именно от распределения веса».

Новая машина выделялась необычным внешним видом. Довольно агрессивным, но хрупким на первый взгляд. Главными же козырями стали аэродинамика и уникальная задняя подвеска. Ньюи не стал копаться в серых областях регламента и придумывать двойные диффузоры – он интерпретировал правила элегантнее, в результате чего задняя часть машины оказалась на сто процентов легальной альтернативой инженерным решениям «Брауна», «Уильямса» и «Тойоты». Кроме того, благодаря более легкой подвеске, а также расположенной чуть ниже, чем обычно, коробке передач, центр тяжести болида снизился, что привело к улучшению управляемости машины. Передняя часть автомобиля тоже была проработана до мелочей: например, высоко задранный U-образный носовой обтекатель лучше распределял воздушный поток, а переднее антикрыло, кажется, вообще стало одним из самых сложных среди команд 2009 года. Важно и то, что выпуская в свет довольно быструю машину, Эдриан Ньюи и его парни оставили в ее конструкции несколько областей, в которых после предсезонных тестов можно было провести некоторые модернизации – ведь испытания техники в аэродинамической трубе не гарантируют стопроцентно точных результатов.

Другие технические ожидания «Ред Булл» перед началом сезона-2009 связывал с двигателями компании «Рено», которая начала с австрийской конюшней третий год работы. Французский моторостроитель благодаря разрешению ФИА и ФОТА получил хорошую возможность подтянуться к остальным соперникам и сделать более мощные силовые агрегаты. Кроме того, неизменными плюсами «Рено» являлись размеры двигателя и традиционно низкое потребление топлива. В целом, с технической точки зрения, к сезону-2009 команда выглядела хорошо подготовленной.

Возлагались большие надежды и на пилотов. На замену завершившему карьеру Дэвиду Култхарду пришел талантливый Себастьян Феттель – самый молодой победитель Гран-при в истории «Формулы-1». Обеспечивая элемент непрерывности, в команде остался Марк Уэббер – гонщик быстрый, но до этого сезона не отличавшийся стабильностью. Однако еще в самом начале межсезонья австралийский спортсмен во время соревнований на выносливость в Тасмании сломал лодыжку, из-за чего его подготовка к новому чемпионату превратилась в настоящее испытание. Но, даже несмотря на определенные трудности (Феттелю требовалось время на адаптацию в команде, а Уэбберу – на восстановление), пилотский состав «быков» выглядел очень неплохо. Сплав опыта и молодости, а также здоровая конкуренция должны были помочь и гонщикам, и команде в быстром развитии.

Несмотря на явно положительные расклады перед началом сезона, руководитель конюшни Кристиан Хорнер осторожно отозвался о перспективах конюшни: «Нет причин полагать, что «Ред Булл» не сможет выигрывать гонки в 2009 году».

Со стартом чемпионата выяснилось, что, несмотря на очевидный потенциал, у коллектива из Милтон-Кейнса существуют трудности определенного характера. С одной стороны, Феттель уже на Гран-при Австралии подтвердил скорость – немец почти всю гонку провел на втором месте, однако из-за досадного столкновения с Робертом Кубицей не набрал ни одного очка. Критики тут же обвинили гонщика и команду в неумении мыслить стратегически, упирая на то, что ради финиша на подиуме можно было пожертвовать вторым местом… Иногда кажется, что некоторые «эксперты» совсем не думают головой – ну и как выглядели бы команда и пилот после решения пропустить соперника вперед? Или теперь гонки полностью превратились в шахматы, где главное – стратегия? Правда, в тот день Себастьяну действительно не хватило опыта. Но не в гоночном мастерстве, а в умении вести борьбу за пределами трассы. В спорном столкновении, которое ФИА обычно называет «обычным гоночным инцидентом», немец взял вину на себя. Благородно, конечно, но сделано это было явно сгоряча, ведь Себу просто хотелось поскорее забыть досадное столкновение. В итоге – штраф в виде потери десяти позиций на стартовом поле в Малайзии и еще один упущенный шанс заработать очки, когда на водоканале, называемом «Сепанг», Феттель превысил свои возможности и вылетел. Не повезло и Марку Уэбберу. Австралиец в той же гонке прорывался вперед, но досрочная остановка заезда оставила гонщика лишь на шестой позиции.

А затем был дождевой Шанхай и уверенный дубль команды. В то время как Феттель уверенно летел по трассе к финишу, соперники кувыркались на трассе, врезались, теряли и отыгрывали позиции. Первая победа пришла так легко, что на капитанском мостике, видимо, показалось, будто «Ред Булл» теперь всемогущ и сможет легко нагнать «Браун» в чемпионате. Возможно, из-за переоценки собственных возможностей, вызванной победой на Гран-при Китая, австрийская конюшня решила чуть ли не разом отыграться за неудачные две первые гонки. Стратеги явно чудили с топливной тактикой для Себастьяна Феттеля, в результате чего в Бахрейне и Испании гонщик застревал за менее быстрыми соперниками. Справедливости ради стоит отметить, что и сам Себ, в отличие от Баттона, не мог похвастаться нужными обгонами, а также указать на превосходную форму «Брауна» и отсутствие двойного диффузора у RB5.

Свою первую версию уже полностью легализованной новинки «Ред Булл» представил в Монте-Карло, но там же выявилась другая проблема – в жаркую погоду болид «Ред Булл» активно пожирает мягкие покрышки, в то время как «Брауну», напротив, высокая температура асфальта лучше помогает прогревать резину. С этого момента, да еще с учетом того, что RB5 лучше всех смотрелся на автодромах с большим количеством скоростных поворотов, оставшиеся трассы в календаре мгновенно поделились на типы – тепло/холодно и быстрая/медленная, и расклад сил от одной гонки к другой стал меняться, как на качелях.

В Турции у «быков» появилась новая версия двойного диффузора, но победу в гонке одержал Дженсон Баттон, тогда как «Ред Булл» вновь намудрил с тактикой Феттеля, в результате чего тот пропустил почти на гарантированное второе место Уэббера. Складывалась парадоксальная ситуация – Себастьян был очевидно быстрее Марка в квалификациях, однако по разным причинам все чаще проигрывал австралийцу в гонках. Но внутрикомандное противоборство – это одно, а уходящий в отрыв Баттон – совсем другое.

После стамбульской гонки показалось, что в чемпионате все стало ясно, и Дженсона не догнать, но именно в этот момент судьба вознаградила старания «Ред Булл»: команда доказала, что умеет работать над модернизацией машины, и, когда в «Сильверстоуне» появился новый аэродинамический пакет, который позволил догнать и обогнать «Браун», главные соперники одновременно начали испытывать трудности с прогревом резины. В результате – два выигранных Гран-при в Великобритании и Германии, которые подарили конюшне Матешица новую надежду и стали страдальческими для лидера сезона.

Возможно, в какой-нибудь команде приняли бы решение сделать в такой ситуации ставку на одного из пилотов, чтобы эффективнее догонять соперников, но в «Ред Булл» отказались проповедовать командную тактику. Такое решение, может быть, не давало возможности стремительно сокращать отставание в чемпионате, но в то же время ни один гонщик не почувствовал себя ущемленным, ведь Феттель и Уэббер не относятся к тем людям, которые будут безропотно поднимать ногу с педали газа ради блага напарника. В каких-то других боксах подобный эгоизм помешал бы плодотворной работе, но в «Ред Булл» напротив, благодаря равным возможностям обоих гонщиков, микроклимат остался в относительном порядке. Наконец, еще один плюс отказа от командной тактики – привлекательность конюшни для болельщиков. Да, руководство явно благоволило к Себастьяну Феттелю, но при этом не вставляло палки в колеса болида Марка Уэббера. Момент, безусловно, очень важный.

Следующая часть сезона – от Венгрии до Италии – ознаменовалась новыми проблемами для команды – в очень ответственный момент приключилась напасть с двигателями «Рено». Мало того, что они оказались слабее конкурентов в плане мощности, да еще и подкачали в надежности. В итоге и Феттель, и Уэббер довольно быстро подошли к лимиту использования моторов без штрафа, и пусть Баттон тоже не слишком активно набирал очки, да и «Макларен» все чаще стал вмешиваться в борьбу за победы, положение, в котором оказалась австрийская конюшня, стало аховым. Квинтэссенцией моторной ситуации в «Ред Булл» стал Гран-при Италии, на котором единственный добравшийся до финиша болид Феттеля стал лишь восьмым, в то время как «Браун» добился дубля. На трассе, где мощность двигателя имеет чуть ли не важнейшее значение, придушенный мотор «Рено», и без того уступавший «БМВ», «Мерседесу» и «Феррари», окончательно похоронил надежды команды на чемпионский титул и Кубок конструкторов, ведь было ясно, что пусть уже и не такой быстрый, но сверхнадежный «Браун» дотянет с Баттоном до итоговой победы.

Но что удивительно и приятно, «Ред Булл» не сдался. Несмотря на цейтнот с моторами, несмотря на ужасное отставание от лидера чемпионата, команда продолжила привозить новинки, активно дорабатывать болид и отчаянно цепляться хоть за какой-то шанс выиграть чемпионат. При этом, конечно, конюшне страшно не везло – взять хотя бы историю с пит-стопом Феттеля в Сингапуре или дождевой квалификацией в Бразилии, когда Себ и команда просто не угадали со временем выезда на трассу. Но не эти случайности решили судьбу титула. Команда проиграла раньше. Да, ошибок было море – у всех: гонщиков, стратегов, моториста, но все это от недостатка опыта борьбы за победы.

Однако если абстрагироваться от положения в чемпионате, концовка для «Ред Булл» получилась впечатляющей – победы в трех заключительных Гран-при при явном доминировании одного из болидов команды. Под занавес чемпионата в Абу-Даби Льюис Хэмилтон попытался было воспрепятствовать гегемонии «быков» на трассе, но проблемы с тормозами соперника облегчили Себастьяну Феттелю и без того вполне выполнимую задачу по выигрышу гонки.

Но что же в итоге? «Ред Булл» – молодая команда и от сопутствующих молодости проблем и ошибок никуда не деться. Да, с одной стороны борьба за титул была проиграна, причем победителем оказались не парни «Феррари» или «Макларена», а такие же «выскочки» из «Брауна». По ходу сезона конюшня частенько раздаривала очки соперникам, но здесь, пожалуй, уже налицо целая, относящаяся не только к «Ред Булл», тенденция, которая доказывает то, что борьба в чемпионате стала очень плотной, и любая ошибка может привести к моментальному откату назад.

Но ругать команду за упущенный титул язык не поворачивается. Ведь еще год назад о таких успехах коллектив из Милтон-Кейнса даже не мечтал и лишь за год добился впечатляющего прогресса от подающей надежды команды до одного из фаворитов следующего сезона! Кроме того, на протяжении нынешнего чемпионата «Ред Булл» активно развивал болид и доказал, что может на равных соперничать с такими грандами, как «Макларен». Стоит учесть и то, что концовка первенства осталась за синими машинами с красными быками на борту. Конечно, Кристиан Хорнер, Себастьян Феттель, Марк Уэббер, Эдриан Ньюи и Дитрих Матешиц, а также все парни на фабрике конюшни ощущают горечь от поражения, ведь победители признают только первое место, но победы в трех заключительных Гран-при им теперь нужно превратить в пролог к будущему сезону. «Ред Булл» еще не на вершине, но с исключительным упорством туда лезет.

Правда, впереди снова многочисленные причины для головной боли: что там решит «Рено» со своей программой в «Формуле-1»? Сумеет ли Ньюи адаптировать болид к новым правилам так, чтобы команда продолжила выигрывать гонки и бороться за титул? Как справятся с запретом на дозаправки пилоты команды, ведь теперь в гонках от них потребуется больше стабильности и стратегических действий?

Сезон-2010 обещает стать еще интереснее…