6 мин.

Хисасибури дэс, «Сузука»*

* – Давно не виделись (яп.)

Наконец-то! С тех пор, как в последний раз в сезоне-2006 приказал долго жить мотор на болиде «Феррари» Михаэля Шумахера, «Формула-1» попрощалась с автодромом «Сузука» на целых три года. Все это время на Гран-при Японии зрителей потчевали реконструированным творением Германа Тильке – в 2007 и 2008 годах гонки проходили на трассе «Фудзи». Но в эти выходные Большой цирк вновь возвращается на гоночное кольцо, принадлежащее концерну «Хонда». Возвращается до 2011 года.

Вот где ирония судьбы – «Хонда» сделала себе сеппуку в конце 2008 года, но зато ее трасса живет и здравствует, в то время как «Тойота», все еще трепыхающаяся в «Формуле-1», обрезала ниточки, удерживавшие «Фудзи» в календаре чемпионата.

Решающий полигон

«Сузука» была спроектирована в виде восьмерки и построена в 1961 году в качестве испытательного полигона для машин «Хонды» архитектором Джоном Хугенхольцем, известным своими работами над «Зандвоортом», «Зольдером» и «Харамой», но кроме двух проведенных вне зачета гонок до 1987 года японский автодром в «Формуле-1» не появлялся. К этому моменту «Фудзи» уже дважды приняла у себя национальный Гран-при, получила статус очень опасной и непредсказуемой трассы, а затем после фатальной аварии в 1977 году, вместе со страной лишилась права проведения гонок «Ф-1».

Однако к концу 80-х популярность королевы автоспорта в стране восходящего солнца вышла на новую высоту, чему, с одной стороны, отчасти способствовали успехи «Хонды» в качестве моториста «Уильямса», а с другой – интерес к гонкам поднимали и такие легендарные герои как Ален Прост, Айртон Сенна, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике. У японцев, может быть, и нет культа личности, но их отношение к популярнейшим людям мало назвать простым фанатизмом. Кроме того, Гран-при Японии получил место в календаре почти в самом конце сезона, что обещало жаркие баталии на трассе.

В общем, неудивительно, что в 1987 году аншлаг на «Сузуке» был обеспечен (еще одним стимулирующим фактором для похода зрителей на гонку был дебютант Сатору Накадзимы). Однако с точки зрения интриги первый блин вышел комом – Найджел Мэнселл, собиравшийся в последних двух гонках чемпионата дать бой напарнику-острослову Нельсону Пике, на тренировке угодил в серьезную аварию и не смог выйти на старт гонки, лишившись шансов на титул.

Следующие три года ознаменовались противостоянием Айртона Сенны и Алена Проста, и вновь чемпион мира определялся на «Сузуке». Все три случая широко известны, болельщики сломали множество копий на тему «кто прав – кто виноват», но мы предлагаем просто насладиться видеофрагментами тех лет.

Вообще, из двадцати проведенных на этой трассе гонок, судьба титула была определена в одиннадцати случаях.

Однако за все эти годы японцы настолько уверовали в гениальность собственного творения, что совсем забыли об удобствах тех людей, кто делал шоу. Подписывая контракт с «Фудзи» на 2007 год, промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун заявил, что пока «Сузука» не перестроит свою архаичную инфраструктуру, ноги его на этой трассе не будет. Другие обитатели паддока были согласны с авторитетным мнением.

«За все годы, что мы приезжаем в Сузуку, здесь ничего не изменилось. Обслуживание гонки, организация транспорта, гостиничные номера, в которых пахнет так, будто в течение 12 месяцев здесь никто не живет – все такое же, как всегда. Неудивительно, что «Формула-1» переезжает на другой японский автодром. Если вы не хотите, чтобы традиции превратились в пыль, нужно что-то менять», – заявил Рон Деннис в 2006 году.

«Хонда» вняла советам мудрых европейцев. И после договоренности с «Фудзи» принимать Гран-при Японии по очереди, взялась за перестройку автодрома. Организаторы расширили трибуны и парковки, построили новые боксы и командные офисы на пит-лейн, кроме того, частично поработали над некоторыми участками самой трассы – изменили выезд с пит-лейн, переложили асфальт, а в иных местах переместили защитные барьеры. Жаль, Рон Деннис не оценит эту красоту лично!

Абсолютная фантастика

Кстати, модернизация почти не затронула профиль трассы. Вообще, за все время существования «Сузуки» в календаре «Формулы-1», серьезные изменений были произведены лишь однажды – к гонке 2003 года организаторы изменили поворот Triangle, въезд на пит-лейн, а в скоростном вираже 130R убрали опасную кочку.

Вообще, повороты на «Сузуке» заслуживают отдельного внимания. Некоторые, как двойной первый, запомнились фантастическими битвами пилотов. В 2005-м Кими Райкконен из «Макларена» на последнем круге нокаутировал лидировавшего Джанкарло Физикеллу.

С третьего по седьмой идет S-образная плавная группа поворотов. На этом отрезке трассы пилоты и машины должны демонстрировать весь свой талант и аэродинамические способности, иначе потери достигнут нескольких десятых секунды. При этом каждый последующий вираж закручивается все больше.

«В итоге взбираешься на верхушку холма, спускаешься оттуда вправо, а затем словно на американских горках взлетаешь к левому слепому виражу Dunlop», – делится ощущениями Дэвид Култхард.

На «Сузуке» каждый последующий поворот плавно вытекает из другого. Учитывая холмистый рельеф местности, гонщики действительно наслаждаются пилотажем. Почти как в Спа. Кто-то даже больше.

После Dunlop идет двойной Degner, известный аварией Мэнселла. Наконец, после короткой прямой, проезда под мостом и знаменитого 180-градусного Hairpin, трасса начинает набирать скорость – виражи 200R и Spoon выводят на заднюю прямую, которая разбивается на две части высокоскоростным 130R.

Наконец, в конце круга следует шикана Casio Triangle, которая представляет опасность только в том случае, если трасса влажная, и на этом участке течет вода, но в сухую погоду поворот не представляет из себя ничего особенного.

«Наконец, вы выходите на прямую старт/финиш и думаете: «Вот дерьмо! Ну и круг! А потом видите пит-борд, на котором указано, что до конца гонки осталось… 52 круга. Абсолютная фантастика!» – завершает рассказ о круге по «Сузуке» ДиСи.

Кто кого?

На «Сузуке» важен хороший баланс машины и высокая прижимная сила. В отличие от Сингапура, с тормозами проблем не будет, а вот переукладка асфальта вызывает некоторые вопросы. В «Бриджстоуне» сразу открестились от возможных проблем со сцеплением покрышек, лишь сообщив, что нагружать нужно все четыре колеса одновременно, и что восточная часть трассы – с хорошим новым покрытием, а западная – со старым и скользким.

Что касается обгонов, то они возможны на многих участках трассы – было бы желание у пилотов.

«Ред Булл» – неофициальный фаворит нынешнего Гран-при Японии. На руку австрийской конюшне не только характер трассы и скоростные повороты, но и возможная погода. В нынешнем сезоне «быки» неплохо смотрятся на гонках, где господствуют невысокие температуры, а в эти выходные в первые два дня синоптики обещают дожди.

«Браун» тоже не следует списывать со счетов. Правда, Дженсон Баттон ориентируется на сухую погоду, и настраивается на спокойную езду, но британец стремится просто к тому, чтобы не проиграть напарнику. Все-таки, Феттель пока еще далеко. Баррикелло же рвется к победе. Впрочем, Рубенсу ничего другого не остается. Тем не менее, ахиллесовой пятой конюшни из Брэкли в последнее время стали квалификации – пилоты не могут как следует прогреть резину на одном быстром круге. Не исключено, что в прохладной Японии подопечным Росса Брауна придется не очень легко.

У «Феррари» и «Макларена» продолжается спор за третье место в Кубке конструкторов. Сейчас обе конюшни отделяет друг от друга лишь три очка, и разный подход к оставшейся части чемпионата говорит в пользу «Макларена».

В целом, практически каждая конюшня может выстрелить. Сейчас трудно определить, кто будет быстрее – набравший ход «БМВ-Заубер» или «Уильямс», «Рено» или «Тойота». Наверное, в этом и прелесть нынешнего сезона, когда даже в заключительных гонках сезона, невозможно предсказать подиум.

В эти выходные японский бог расставит все по местам.