5 мин.

Абордаж «Рено»

В «Формуле-1» давненько не было скандалов. Целых два месяца. Но так уж получается, что нынешний юбилейный 60-й чемпионат мира вобрал в себя событий на несколько лет вперед, поэтому неудивительно, что сенсации до сих пор не закончились. Кто знает, может быть необыкновенно высокую скорость «Форс-Индии» на Гран-при Бельгии и умопомрачительную поездку Кими Райкконена по обочине «Источника» там же еще будут расследовать представители ФИА через годик-другой, но пока они заняты другой историей. В то время как Джанкарло Физикелла старался заполучить место в «Феррари», люди Федерации не спеша и обстоятельно общались с ключевыми фигурами «Рено» – Флавио Бриаторе, Пэтом Симондзом и Фернандо Алонсо. Как в лучших традициях голливудских фильмов, у французской конюшни были изъяты все материалы, связанные с прошлогодним Гран-при Сингапура, в том числе, радиопереговоры командного мостика с пилотами.

Казалось бы, причем тут Сингапур и дела давно забытых дней? Как выясняется, не совсем забытых. Некоторое время назад Международная автомобильная федерация, ревностно охраняющая честь и достоинство спорта в шоу-бизнесе под названием «Формула-1», всерьез заинтересовалась действиями «Рено» во время прошлогодней гонки, победителем которой стал Фернандо Алонсо.

Вкратце напомним ключевой момент того Гран-при: Алонсо, стартовавший 15-м и шедший на не самую выгодную тактику с ранним пит-стопом, остановился в боксах уже на 12-м круге, после чего ожидаемо вернулся на дистанцию в хвосте пелотона. Испанцу бы приуныть в такой ситуации, но партнера «спас» верный Нельсон Пике-младший, через два круга разбивший свой болид таким образом, что на трассе появилась машина безопасности. Поскольку остальным пилотам пришлось дозаправляться в условиях сэйфети-кара (некоторым даже получив при этом штраф), в условиях плотно сжатого пелотона Алонсо получил серьезное преимущество, которое сумел реализовать в первую для себя и команды победу в сезоне-2008.

Теперь ФИА, собрав все факты (или сделав вид этого), объявила о внеочередном заседании Международного совета по автоспорту, на котором команда «Рено» должна будет ответить по обвинению в нарушении статьи 151c Международного спортивного кодекса, запрещающей «любое мошенничество или действие, наносящее ущерб интересам соревнования или спорта в целом».

Статья эта в последние годы фигурирует в «Формуле-1» довольно часто. В 2007 году «на ковер» к Совету вызывался «Макларен» по делу о шпионаже против «Феррари», после – «Рено» с аналогичным обвинением против команды Рона Денниса, затем, в 2009-м, – снова «Макларен», но уже из-за некрасивой ситуации с «лжесвидетельством» Дэйва Райана и Льюиса Хэмилтона на Гран-при Австралии. И вот опять конюшня, базирующаяся в Энстоуне.

Во всех этих случаях ФИА требовала от команд не столько оправданий, сколько признаний. «Покайтесь, грешники, вам все зачтется!» – вот девиз суровых дядей из Федерации. После того, как «Макларен» отказался признаваться в злодеяниях, его жестоко покарали штрафом в 100 млн долларов и дисквалификацией в Кубке конструкторов в сезоне-2007. В то же время «Рено», повинившись, за вполне сопоставимый проступок отделалась легким испугом. В этом году подопечные Мартина Уитмарша пытались было упорствовать, но вовремя поняли, что лучше один раз признаться, зато потом вздохнуть с облегчением. Однако не факт, что если «Рено» сейчас сознается, это ей поможет. Впрочем, выяснять правду будут 21 сентября, а пока интересно, почему Федерация так поздно дошла до разбирательств гонки, состоявшейся год назад.

Британский журналист Джеймс Аллен, например, считает, что ФИА уже давно расследует «сингапурское» дело, однако из-за сложностей в бюрократической системе (схожей, по мнению англичанина, с Королевским Судом ее Величества) лишь сейчас удалось заполучить все разрешения на сбор необходимых документов и доказательств. С другой стороны, в иных случаях (например, в деле по «Макларену») Федерации не нужно было ждать целый год, чтобы потребовать записи переговоров с пилотом или иные улики. Поэтому вполне логично предположить, что или на «Рено» «навел» кто-то из своих, либо это какая-то вендетта. Неизвестно, насколько влиятельны люди, заинтересованные в скандале вокруг команды, однако тот факт, что даже через год шестеренки, приведшие к внеочередному заседанию Совета ФИА, заработали, говорит о том, что эти люди не так просты.

«Рено» и ФИА поддерживают политику молчания, поэтому никаких конкретных фактов о том, кто бы мог сдать команду следствию, нет. Народная молва по традиции приписывает все гнусные злодеяния человеку с хлыстом, посещающему подвалы лондонского Челси, а журналисты припоминают высказывания огорченного Нельсона Пике-младшего в сторону его бывшего работодателя Флавио Бриаторе. Однако все «зачинщики», как и должно быть, никак себя не проявляют, соблюдая дистанцию между собой и «провинившимися». В такой ситуации можно лишь обратить внимание на некоторые мелочи. Например, на то, что первыми о следствии заговорили бразильские газеты и журналисты. Более того, комментаторы телеканала Globo как по заказу (или точно по заказу?) вспомнили прошлогодний Гран-при Сингапура, когда Фелипе Масса в сердцах высказал Бриаторе, что тому была выгодна авария Пике. Учитывая, что эта история ждала своей огласки целый год, возникают серьезные сомнения в ее правдивости, однако оставим байку на совести бразильских комментаторов.

Как говорили римляне, «Quid prodest» – «ищи, кому выгодно». Если не думать о правосудии (хотя это звучит дико), то на поверхности лежат только личные мотивы. Семейство Пике месяц назад ясно дало понять, что оно сильно обижено разрывом контракта с Нельсоном-младшим, поэтому исключать «подачу» материала из Бразилии нельзя. С другой стороны не будут же отец и сын обвинять крупную организацию в мошенничестве (а дело касается не только гоночной команды, но и репутации всего концерна), не имея доказательств, серьезной поддержки или благосклонно настроенного обвинения!

«Рено», основываясь на прошлом опыте (в том числе и «Макларена»), нужно четко продумать линию поведения на защите. Если команда невиновна, то будем надеяться, что справедливость восторжествует, и все обойдется. Но что если авария Пике действительно была подстроена, и ФИА предъявит всему миру неоспоримые доказательства? Что будет ждать «Рено» в таком случае? Ведь не факт, что при очередном публичном покаянии Флавио Бриаторе и его коллектив не получат серьезного штрафа или дисквалификации.

ФИА тоже должна знать меру: слишком суровое наказание может вынудить французский концерн покинуть «Формулу-1» – Берни этому рад не будет. С другой стороны, Федерация должна дать понять, что мошенничество никогда ни к чему хорошему не приводит. Поэтому не исключено, что «Рено» получит небольшую дисквалификацию на пару гонок или штраф, а также лишится победы на прошлогоднем Гран-при Сингапура.