7 мин.

Прощание с Европой

Можно по-разному относиться к «Феррари», но представить современную «Формулу-1» без Скудерии нельзя. Точно так же, как и календарь чемпионата мира – без «Аутодромо Национале» в Монце. Трасса очень быстро стала легендой итальянского автоспорта и с 1950 года принимала Гран-при Италии, лишь однажды уступив это право Имоле.

Кольцо в Монце в 1922 году стало первым стационарным автодромом в стране и третьим по счету в мире. Как и все трассы тех лет, она больше раскрывала скоростные качества машин, нежели мастерство пилотов. Рост популярности автогонок и фатальных аварий привели к тому, что профиль постепенно изменялся – появился и исчез овал с бэнкингом, скоростные прямые и повороты обросли шиканами для гашения скорости… Но характер никуда не исчез. «Монца» – самая быстрая трасса чемпионата мира, и средняя скорость здесь составляет 250 км/час.

Последние изменения в профиле произошли в 2000 году, когда первая двойная шикана – Variante del Rettifilo – превратилась в чуть более затяжной «право-левый» вираж. Перестройка была связана с упрощенной траекторией прохождения поворота гонщиками: они перестали повторять изгибы шиканы и просто проскакивали ее по прямой, не собираясь при этом сбавлять скорости. Впрочем, новый поворот тоже оказался не идеальным: после стартовой прямой, где гонщики разгоняются до внушительных 340 км/час, следует жесткое торможение до 60 км/час, что часто приводит к ошибкам и блокировке колес. Как следствие – пилоты стали шикану срезать. Но в этом году организаторы попробовали устранить этот досадный момент путем увеличения высоты поребриков.

Шикан в профиле трассы уместилось целых три штуки. К Variante dello Roggia и Variante Ascari пилоты подъезжают со скоростью 330 км/час и сбрасывают до 120 и 170 км/час. А вот к знаменитому повороту Parabolica скорость сбрасывается не так сильно – всего до 215 км/час. Вообще, по ходу всего круга, гонщики тормозят всего шесть раз, хотя на официальной карте трассы указано 11 поворотов. Естественно, что небольшое количество виражей вынуждает пилотов быть предельно собранными, ведь одна ошибка может серьезно испортить круг. Одним из самых требовательных, но в то же время приятных для пилотажа мест является Variante Ascari.

«Нужно агрессивно тормозить, а затем очень мягко играть с газом и плавно поворачивать во второй и третьей частях поворота. Ключ к скорости лежит в траектории, которая должна быть как можно прямее, но добиться этого не так-то легко, ведь из-за низкой прижимной силы болид очень неустойчив – в первой части шиканы он норовит сорваться в занос. Тем не менее, важно сохранять высокую скорость при выходе из поворота, в таком случае к Parabolica соперники вас не достанут», – делится секретами пилотажа Фернандо Алонсо.

На деле, соперникам догнать и обогнать преследуемого не очень легко. Монца относится к типу трасс, где в сухую погоду обгоны в группе лидеров редки и чаще всего происходят лишь вследствие ошибок и перед шиканами. Но то было раньше, сейчас ситуация может измениться благодаря нескольким факторам. Во-первых, это погодные условия. С 1981 года Гран-при Италии проходил не в дождевых условиях (иногда трасса находилась в состоянии подсыхания, но с неба при этом ничего не капало), и лишь в 2008-м болельщики увидели что-то новенькое. А в прошлогодней гонке обгонов хватило с лихвой.

Во-вторых, это фактор KERS. На результаты деятельности Рабочей группы по обгонам и ее новую аэродинамику уже надежды нет, но система рекуперации кинетической энергии может порадовать ее счастливых обладателей. В эти выходные помимо «Феррари» и «Макларена», волшебная кнопочка заработает на рулях болидов «Рено». Впрочем, во французской конюшне даже этот фактор вряд ли сильно поднимет настроение, учитывая все более отчетливо оформляющийся сингапурский скандал.

Еще один фактор, который может повлиять на зрелищность Гран-при Италии – надежность моторов. 75 процентов круга проходится пилотами газ в пол, что означает колоссальную нагрузку на двигатель. Дольше всего газ в пол пилоты жмут, начиная от Parapoblica до Rettifilo – 15,5 секунд. Учитывая, что некоторым парням вроде Себастьяна Феттеля уже шесть раз приходилось вылезать из болида с криками: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!», а Гран-при Италии будет вторым этапом подряд, где состояние и мощность мотора имеют огромную важность, им нужно срочно идти в ближайшую церковь, и слезно молиться о снисхождении…

Помимо повышенной нагрузки на моторы, Монца предъявляет особые требования к аэродинамике, а вернее, к ее отсутствию. Поскольку пилотам нужно как можно сильнее давить на педаль газа на трассе, на 5793 метрах которой всего шесть точек торможения, команды прекрасно понимают, что чем выше скорость, тем лучше. Прижимная сила в данном случае только мешает быстрому разгону и максималке. Поэтому на Гран-при Италии конюшни традиционно привозят особую аэродинамику для болидов, с полностью развернутыми антикрыльями. Даже по сравнению с быстрой «Спа-Франкоршам», в Монце болиды имеют на 10-15 процентов меньше прижимной силы. Но если раньше перед Гран-при Италии проводились специальные тесты, где команды могли оценить и проверить новинки для гонки, то сейчас, когда испытания по ходу сезона запрещены, основная работа взвалилась на центры вычислительной гидро- и газодинамики, разрабатывающих сверхэффективную аэродинамику для Монцы.

Фаворита в этом году выделить трудно. Сезон-2009 изобилует неожиданными поворотами в сюжете, поэтому стандартной угадайки прошлых лет вроде «здесь победит «Феррари», а тут – «Макларен», разумеется, не предвидится, даже несмотря на прогресс этих команд во второй части чемпионата. Погодный фактор имеет полярное значение для «Ред Булл» и «Брауна». После Гран-при Турции лидеры никак не хотят выяснять между собой отношения на одной трассе, поэтому трудно предположить, что именно в Монце эта картина резко изменится. Судя по последним гонкам, обеим командам придется несладко.

«Феррари» тоже будет тяжело, и не только потому что Физикелла получил по наследству от Бадоера колоссальный психологический груз, а хотя бы потому что Монца просто не очень подходит болиду Скудерии. Тем не менее, Кими Райкконен, не потерявший математических шансов на победу в чемпионате и окрыленный победой на Гран-при Бельгии, наверняка постарается порадовать тифози, которые как всегда развернут на трибунах знаменитое алое полотнище в виде сердца.

«Макларен», вроде бы, в Монце выступает неплохо, но кто поймет, как пойдет уик-энд для подопечных Мартина Уитмарша. KERS явно дает преимущество перед соперниками, но сила MP4-24 в сезоне-2009 полностью раскрывалась лишь на медленных трассах, вроде «Хунгароринга». На быстрой «Спа-Франкоршам», или в меру скоростных «Сильверстоуне» и «Нюрбургринге» «Макларены» набрали лишь 4 очка, да и то, стараниями одного Ковалайнена. Впрочем, в последнее время конюшня из Уокинга явно прогрессирует, поэтому говорить, что в Монце «серебряным стрелам» совсем ничего не светит, тоже нельзя. Ведь, в конце концов, на Гран-при Италии важное значение имеет эластичность и мощность мотора, а «Мерседес» в этом году ого-го!

«Тойота» тоже обещает побороться за высокие места, но верить в успех японской конюшни мешает что-то из области метафизики. Вроде бы скоростная Монца должна подходить TF109, но парни из Кельна умеют находить грабли в самых неожиданных местах… «Уильямс» борется с соперниками одним пилотом, но выступление этой команды в Монце кажется загадкой, а вот «Рено» явно уповает на KERS. Если французская конюшня не потеряет в балансе болида, и если KERS не помешает гонщикам и их инженерам подобрать хорошие настройки, в Монце «Рено» может совершить неплохой скачок, ведь высокая плотность в пелотоне подразумевает не только напряженную борьбу, но и значительный успех в случае прорыва.

«БМВ-Заубер» и «Форс-Индия» на Гран-при Италии кажутся очень даже перспективными кандидатами на сбор приличного количества очков. Трасса в Монце хорошо подходит хинвильским баварцам, поэтому не исключено повторение бельгийского успеха и борьбы за место на подиуме. «Форс-Индии», несмотря на великолепное второе место Физикеллы в Спа, ничто не гарантирует повторение высокого результата, ведь потеря в лице Физикеллы – это не столько потеря в скорости, сколько в опыте. Пилоты, умеющие быстро настроить машину в ограниченных условиях (из-за малого количества тренировок, например) сейчас ценятся на вес золота. И, несмотря на очевидную скорость Сутиля, нет никаких гарантий, что Адриан проведет идеальный Гран-при. Перед Тонио Лиуцци задача стоит еще более сложная – он должен не разочаровать хозяина конюшни, а учитывая отсутствие опыта у гонщика (прямолинейные тесты вряд ли восполнят пробелы в познаниях болида образца 2009 года), гонка в Монце станет для него очень непростым испытанием.

Есть и другие интересные моменты Гран-при Италии. Например, продолжит ли очковую серию Хейкки Ковалайнен – финн провел уже четыре результативных гонки подряд (чего с ним не было с середины прошлого года), или наберет ли первые очки в сезоне Казуки Накадзима (уже 15 этапов подряд не финишировавший в восьмерке сильнейших). Вопросы эти должны занимать умы всех болельщиков «Формулы-1».

А еще, между прочим, Гран-при Италии станет последним европейским этапом в сезоне-2009 – оставшиеся четыре гонки пройдут в Азии и Южной Америке. «Формула-1» готовится к финальному турне, но прежде чем уехать на гастроли в Сингапур, Японию, Бразилию и ОАЭ, неплохо было бы не ударить напоследок в грязь лицом перед старушкой Европой. Впрочем, успех в Монце сам по себе дорогого стоит.