Реклама 18+

Себастьян Феттель: «Гонка в Бразилии оказалась самой трудной в карьере»

Интервью с Себастьяном Феттелем о победе в чемпионате мира, о тяжелейшей гонке в Бразилии и о том, почему важно оставаться собой.

- Удалось ли уже осознать, чего вы достигли?

– Нет. Пока не было времени, которое я мог бы провести наедине с самим собой. В такие моменты очень сложно подобрать нужные слова, особенно после такой гонки, как сегодня – все, что могло пойти не так, и именно так и пошло. Но вместо того чтобы злиться или расстраиваться, мы все время продолжали верить в успех. Только представьте, что мы чувствовали, когда все пошло не так в четвертом повороте: на меня ехало множество машин, все они находились на моей траектории, поэтому я постарался спустить болид с горки и ехал назад, чтобы избежать столкновения.

Машина была серьезно повреждена, и в сухих условиях я был недостаточно быстр – не хватало скорости в конце прямых, из-за чего соперникам было проще меня обгонять, а мне, соответственно, было сложнее опережать их. Потом мы лишились радиосвязи, не вовремя провели пит-стоп – перешли на слики, когда начался дождь, – затем на пит-стопе не был готов комплект промежуточной резины – ведь у меня не работало радио, – а затем на нас обрушился дождь.

Во мне до сих пор кипит адреналин – гонка оказалась невероятной

К счастью, в дождь мы были быстры – в таких условиях можно компенсировать нехватку скорости болида за счет того, что выбираешь другие траектории, делаешь что-то отличное от того, что делают соперники. В итоге удалось доковылять до финиша за машиной безопасности, но я не знал, сумел ли добиться хорошего результата. Я знал, что за несколько кругов до аварии Хюлькенберга и Хэмилтона все было в порядке. Я также знал, что Алонсо ехал за ними, а потом, когда увидел аварию, больше уже ничего не знал. После я услышал невероятные новости, но не мог ответить команде из-за сломанного радио.

Во мне до сих пор кипит адреналин – гонка оказалась невероятной. Для нас она выдалась очень сложной, учитывая все обстоятельства: повреждение болида, потерю радио в условиях, когда переговоры с командой имеют критическое значение, слишком ранний пит-стоп и неготовый комплект резины. Вы, ребята, получили шоу, а мы сражались до самого конца.

- Вы стали самым молодым трехкратным чемпионом мира. Что для вас значит этот факт?

– Сложно подобрать нужные слова. Кажется, подобного ранее удалось добиться лишь двум парням. Вполне очевидно, что для достижения такого результата важно оказаться в нужное время в нужном месте. Но я также верю в то, что каждый сам вершит свою судьбу и достигает поставленной цели. Я думаю, что одной из самых замечательных вещей в «Формуле-1» является то, что ты можешь сравнивать свое время, свою эру, с тем, что происходило 10-20-30-40 лет назад.

Времена меняются, но так будет всегда, потому что так все и устроено. Если посмотреть на то, что происходит в мире, на то, как меняются времена…если честно, я просто не знаю, что сказать.

Мы – в Сан-Паулу, где родился, вырос и похоронен Айртон Сенна. Приехать сюда и выиграть третий чемпионский титул – я не знаю, что сказать.

Я хотел бы поблагодарить каждого человека, работающего в нашей команде – для вас это может прозвучать как стандартная фраза, и порой нас критикуют за то, что мы отделываемся от журналистов стандартным набором фраз, но я чувствую себя частью команды. Я не чувствую, что играю более важную или менее важную роль из-за того, что пилотирую болид. Сегодня мы добились того, к чему стремились и над достижением чего работали с тех пор, как я присоединился к команде. В течение года мы проделали огромный объем работы.

Завтра сезон закончится, но ребята сосредоточатся на болиде RB9 для следующего года. Возможности передохнуть нет – и мне очень сильно повезло, что я нахожусь в более выгодном положении, – парни, вы могли бы не заниматься этой работой, но все же занимаетесь ей: не из-за зарплаты по итогам месяца, а потому, что любите автоспорт, любите «Формулу-1».

Ребята спрашивали меня, переживаю ли я? Я ответил, что конечно переживаю, иначе что я вообще здесь делаю?

Вчера ребята спрашивали меня, переживаю ли я? Я ответил, что конечно переживаю, иначе что я вообще здесь делаю? Я всегда волнуюсь, но мы всегда готовы, когда гаснут стартовые огни, мы готовы ко всему, и именно поэтому я тут. Сегодня было множество моментов, когда нужно было действовать, иначе все бы пошло не так.

Мы действовали все время, мы весь год оставались собой – даже когда кто-то делал такие вещи, которые мы даже никогда не рассматривали – это не в нашем духе, и мы никогда не комментируем действия других – мы всегда хотели быть уверенными в том, что правильно выполняем свою работу.

Мы побеждали в сезоне-2010, в сезоне-2011, и в нашей команде есть очень умный человек, который говорил мне, что сложнее всего побеждать после того, как ты уже добился успеха. К тебе приковано повышенное внимание, на тебя оказывается колоссальное давление, ты фокусируешься только на том, чтобы победить, а не на том, чтобы постепенно двигаться вперед. Вот почему я стараюсь напоминать себе: прошел еще один день и еще одна гонка, убедись, что доволен, и тогда все здорово.

- Что за инцидент произошел на первом круге?

– Старт получился довольно хорошим, я был доволен, но затем немного раньше, чем нужно, активировал KERS, и не выключал его вплоть до первого поворота, в который мы вошли бок о бок с Марком Уэббером. Он начал выжимать меня с траектории, так что угол входа в поворот становился все хуже и хуже. Если ты упрям и стремишься идеально попасть на апекс, то все может закончиться плохо и ты лишишься переднего антикрыла.

Мне пришлось отступить, переключиться на первую передачу, и все пилоты вокруг, находившиеся на внешней траектории, воспользовались моментом, в результате чего я пропустил их вперед. Затем мой болид внезапно получил удар в четвертом повороте – я думаю, что Бруно Сенна в тот момент, вероятно, боролся с кем-нибудь за позицию. Дождь моросил с самого начала установочного круга, трасса была скользкой, и Бруно, возможно, об этом забыл. Ситуация была такой же, как в первом повороте – о чем я уже говорил – угол входа в поворот стремительно сужался и Бруно воспользовался моей машиной в качестве тормоза, что, конечно, не особо нам помогло.

- Считаете ли вы, что этот титул достался вам сложнее всего, и если да, то стал ли он из-за этого самым ценным?

– Думаю, что об этом трудно судить, потому что в итоге ты всегда сравниваешь прошлые достижения с теми, которых добился только что. Тем не менее, сезон оказался очень трудным – как на трассе, так и за ее пределами. Сезон со взлетами и падениями для всех, но, как я уже упоминал ранее, мы всегда оставались собой, держались выбранного нами пути, и в итоге именно это и предопределило исход борьбы.

На мой взгляд, нужно радоваться тому, что видишь в зеркале, не притворяться кем-то другим, ведь если ты обманываешь, то обманываешь себя.

Как и все, я допускал ошибки, но меня воспитали признаваться, если ты делаешь что-то не так

Было тяжело, поскольку люди пытались сделать все возможное и невозможное, чтобы опередить нас. На нас навалилось множество вопросов, которые необходимо было решить по ходу сезона – важнее всего было оставаться самими собой, и именно это все определило.

Я не идеальный. Как и все, я допускал ошибки, но меня воспитали признаваться, если ты делаешь что-то не так. В третьем сегменте квалификации я слишком сильно атаковал и переступил черту – получилось далеко не идеально, но мне не трудно в этом признаться. Меня так воспитали, и я считаю, что по этой причине в итоге мы добились успеха.

- Следующая цель – выиграть чемпионский титул с другой командой?

– Сейчас я хочу насладиться успехом. Я постарался объяснить вам, что для всей команды важнее всего достижение, которого мы добились в данный момент. Я не хочу увлекаться, рассуждая о том, что будет в следующем сезоне или в нескольких следующих сезонах. Я хочу хорошо провести время сегодня, посмотрим, сколько будет длиться праздник… В какой-то момент нужно будет перезарядить батарейки, чтобы затем вернуться в гонки в хорошей форме.

Я остаюсь в команде, у меня контракт, который будет действовать вплоть до окончания сезона-2014, я доволен тем, чего мы добились на данный момент, и эта история все еще не закончена. Я счастлив и полон решимости показать все, на что способен и в следующем сезоне, и в данный момент не вижу смысла переходить в какую-либо другую команду.

Я очень доволен тем, какое место занимаю в команде, и просто невероятно то, чего мы добились… Кристиан Хорнер по радио начал перечислять имена гонщиков, которые добились таких же достижений, и при этом забыл Алена Проста. У меня же радио не работало, так что я не мог ему ничего сказать! Он сказал, что они забыли про Проста, а ведь на его счету четыре чемпионских титула!

Сезон был очень трудным – в семи первых гонках было семь разных победителей. Год был полон взлетов и падений для всех гонщиков. Уже тогда я знал, что каждая гонка, каждое очко будут иметь огромное значение. В итоге борьба получилась более плотной, чем хотелось, а на определенном этапе чемпионата люди вовсе не упоминали нас, когда говорили о шансах того или иного пилота на чемпионский титул.

Я не мог пользоваться своими хитростями, или своим стилем пилотирования, чтобы заставить болид работать

Важно, что мы продолжали верить, с самого начала сезона мы боролись с собственной машиной, машиной, которая отличалась от той, что была у нас в прошлом году. Я не мог пользоваться своими хитростями, или своим стилем пилотирования, чтобы заставить болид работать. Задняя часть машины вела себя недостаточно стабильно, чтобы оптимально работать на торможениях, входить в поворот и попадать на апекс – мы перепробовали все, что можно, и на определенном этапе мы смогли сделать шаг вперед. Этот шаг оказался серьезным, а также он был сделан в правильном направлении. В результате это позволило мне добиваться большего.

В результате ситуация естественным образом повернулась в нужном нам направлении, мы стали быстры, более конкурентоспособны и оказались в лучшей позиции. В некоторых гонках было очень тяжело – вполне очевидно, что все сильно потеряли в прижимной силе и в стабильности поведения болида.

Мы всегда были против этого, мы были сосредоточены на прогрессе, мы пытались работать над машиной, иногда делали шаги в неправильном направлении, дорого за это платили и, вероятно, научились не слишком сильно себя запутывать. Ты совершаешь ошибки, учишься на них, и болид становится быстрее.

- Можно ли считать эту гонку самой сложной в вашей карьере?

– Я сказал об этом по радио, но вы этого не слышали – я сказал, что это без сомнения была самая трудная гонка в карьере. Не просто потому, что борясь за чемпионский титул, ты не явно не отдыхаешь – посмотрите, что именно сегодня пошло не так: вам приходится нелегко, когда отказывает радио, ведь любые изменения условий вам нужно обсуждать с командой; кроме того, после разворота машина получает повреждения. На первом же круге мы были безнадежно позади, но смогли вернуться, погодные условия все время менялись, мы фактически просто так остановились в боксах, что стоило нам потери 20-22 секунд, а после этого вновь пришлось ехать на пит-стоп, потому что начался дождь.

В итоге мы все равно финишировали на шестом месте, и это очень хороший результат. В некоторых гонках ты рад тому, что занимаешь шестое место. Мы довольны тем, что это случилось в последней гонке сезона, в которой решалась судьба чемпионского титула. Все сложилось в нашу пользу, так что я не знаю, что еще сказать.

+18

1 комментарий

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Поздравляю Себа! Все круто, за исключением того, что на самом деле это великолепно стартовавший Бруно Сенна внезапно получил удар в бок, а не наоборот. И да, Феттелю нужно не забыть проставиться перед Кими — он в буквальном смысле спас Себову задницу.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости