Великая война «Мерседеса» и «Ред Булл»: чья команда все-таки лучше? Где стратеги – хитрее, боссы – грознее, а вторые пилоты – услужливее?
В «Формуле-1» все сводится не только к машинам и гонщикам.
Если на секунду забыть о скандале последнего круга Гран-при Абу-Даби, хаоса с автомобилем безопасности, протестами «Мерседеса» и жалобами на «ограбление» Хэмилтона, можно резюмировать: пожалуй, сезон «Формулы-1» закончился справедливым образом.
Все-таки «Ред Булл» вместе с Ферстаппеном и «Мерседес» с Хэмилтоном прошли невероятно разный путь по сезону, но сошлись в одной точке: и Макс, и Льюис – на пике формы и с одинаковым количеством очков, их звездолеты RB16B и W12 – в примерном равенстве (с поправками на особенности и настройки, конечно же), а ожидания прессы и болельщиков тоже составили примерный паритет. Да, №33 реже ошибался, чаще выигрывал и страдал от невезения, но и №44 включился ровно в нужный момент и не сдавал до самого финала. Чемпион может быть только один – и Ферстаппен все-таки выиграл титул справедливо, зато Хэмилтон вошел в историю соавтором восьми Кубков конструкторов подряд – между прочим, такое не удавалось даже Михаэлю Шумахеру.
Но в «Формуле-1» не все и не всегда решают гонщики и уровень болидов – команда тоже крайне важна. Она может подставить или вытащить в критический момент, подтолкнуть к победе или утопить гонку окончательно, разобраться с поломкой в считанные часы или за ночь превратить машину в очень красивый трактор – и вклад персонала часто недооценивают.
В 2021-м, выходит, лучшей командой можно считать «Мерседес» – но по праву ли? Действительно ли «Ред Булл» выступил слабее, или просто Боттас собирал очки стабильнее Переса? Кто больше помогал лидерам в схватке за титул? Давайте столкнем лбами две величайшие гоночные организации современности и увидим, чьи механики – искуснее, боссы – грознее, инженеры – хитрее, стратеги – точнее (про вторых пилотов точно не забудем).
Пит-стопы: «Ред Булл» – «Мерседес» 1:0
Здесь, конечно, не может быть сомнений: спонсор «Формулы-1» DHL ведет специальный чемпионат среди бригад механиков и начисляет очки за быстрейшие пит-стопы (по той же системе, что и за победы в гонках – первый получает 25 очков, второй – 17 и так далее). После финального Гран-при итоги выглядели примерно вот так – преимущество «Ред Булл» практически двойное.
Топ-10 быстрейших пит-стопов сезона еще демонстративнее:
13 раз в 22 гонках «Ред Булл» побеждал. Только их бригада пять раз пробивала психологическую отметку в 2 секунды. Причем доминирование продолжается 4 года подряд, а бригаде с быками на форме принадлежит еще и рекорд всех времен – 1,82 секунды при обслуживании болида Макса Ферстаппена на прошлогоднем Гран-при Бразилии.
Преимущество «Ред Булл» так сильно достало «Мерседес», что немцы продавили изменение процедуры пит-стопов: ФИА запретила механикам рисковать с более ранними выпусками, и теоретически скорость обслуживания упала на 0,2-0,3 секунды.
В итоге новые правила действительно ударили по «Ред Булл»: бригада механиков ошиблась при обслуживании Ферстаппена и забросила его за Хэмилтона. Потому Макс с Льюисом и вообще сошлись колесо в колесо в первом повороте – и закончили в гравии друг на друге.
Но к финалу сезона бригада «Ред Булл» адаптировалась и опять меняла колеса за 2,12 секунды, когда быстрейшая остановка «Мерседеса» за сезон – 2,3 с. Чистый pwnge.
Боссы: «Ред Булл» – «Мерседес» – 1:1
Кристиан Хорнер – язвительный бессменный лидер «Ред Булл»: умеет саркастически прокомментировать практически что угодно, временами специально раздражает оппонентов, генерирует мощные заголовки и вообще шикарно управляет нарративом в прессе. Как вам такое, например: «Ферстаппену ##### на провокации Хэмилтона. Макс выступает как Тайсон Фьюри»
Интервью Хорнера приятно читать и слушать, его мелкие подколы – иногда настоящее золото, но… Он не может вот так.
Или вот так:
Яростная реакция босса «Мерседеса» на обгон Хэмилтона – легендарна. В «Ф-1» новый мем на века
А вот так, наверное, может – но почему-то видео с пьяным Хорнером не вирусятся по всему тиктоку и инстаграму.
Да и помимо мемов каждый раз, когда грозный Тото Вольфф попадает в кадр, выходит в радиоэфир или появляется перед микрофонами, появляется чувство: сейчас что-то будет. Только его угрозы, наезды и заявления среди всех шефов «Ф-1» сразу и крепко воспринимаются всерьез, что бы он ни делал. И нельзя списать его внушительность на один только эффект грандиозной махины «Мерседеса»: у того же Маттии Бинотто с целой «Феррари» за спиной нет и половины такого же веса и репутации.
Просто только действия Вольффа имеют реальные последствия. «Мерседес» подал запрос на ужесточение правил проверки задних антикрыльев на гибкость после подозрений в адрес «Ред Булл» – ФИА изменила процедуру, и всему паддоку пришлось переделывать детали. «Мерседес» поинтересовался подходами к проведению быстрых пит-стопов – и в предыдущем пункте вы видели, куда «Ред Булл» привело ужесточение регламента. У оппонентов просто не было серьезных ответных шагов.
Чистая победа Кристиана, но не Хорнера.
Технический штаб, инженеры и обновления болида: «Ред Булл» – «Мерседес» – 1:2
Казалось бы, нелегко сравнивать две команды в год самого грандиозного ограничения на переделку машин в современной истории «Формулы-1», ведь из-за пандемии действие регламента продлили еще на сезон, запретили радикально изменять устройство болидов и допустили лишь апдейты аэрообвеса. Вдобавок с 2021-го вступил в действие потолок бюджета в $145 млн (в итоге командам разрешили потратить на $1,2 млн больше), и нельзя забывать о необходимости параллельной разработки абсолютно и радикально новой машины для 2022-го.
Однако именно в таких условиях оценить вклад инженеров стало проще всего: ведь уровень прошлогодних болидов уже известен, а изменить ситуацию именно обновлениями можно было только перед стартом сезона и однажды уже в процессе. В остальном скорость болида колебалась прежде всего из-за подбора настроек и глобальных свойств трассы.
«Ред Булл» отлично поработал именно зимой, ведь прошлогодний болид страдал от постоянной аэродинамической нестабильности – сложности с управлением фактически стоили карьеры Алексу Албону. В 2021-й Ферстаппен въехал с новой задней частью (коробка передач+подвеска), а также носом – и в общем часть проблемы с балансом удалось решить. Конечно, не полностью, но все же Макс по ходу чаще хвалил машину и намного реже ее ругал – а он обычно не стремится драматизировать проблемы. К тому же, инженеры «Хонды» всерьез поработали над надежностью: если в 2020-м силовая установка вновь подводила Ферстаппена в самые неожиданные моменты, то в 2021-м «Ред Булл» вообще забыл о проблемах с мощностью.
У «Мерседеса» – обратная ситуация: немецкий доминатор вошел в сезон провальными тестами. Новые моторы с экстремальным охлаждением отказывали один за другим, срезка днища у задних колес дестабилизировала машину – и первые попытки все исправить хитрым волнистым корпусом не сработали. Потому по чистой скорости на круге в первой половине сезона небольшое преимущество получил «Ред Булл» – однако ни RB16B, ни W12 нельзя назвать «самовозом без слабых мест».
«Я заметил, что машину очень и очень тяжело настраивать, это просто факт, – рассказывал Хэмилтон перед финалом на Ближнем Востоке. – Эта машина – монструозная дива.
Для нее труднее найти оптимальное рабочее окно, а время практик уменьшилось. А если не находишь правильные настройки, то ограничиваешь свой потенциал. [В Бразилии] болид был именно таким, как я хотел – просто не в бровь, а в глаз. Но такое в этом сезоне случилось, может, раз или два».
Все потому, что «Мерседес» перевернул ситуацию масштабным обновлением под Гран-при Великобритании – инженеры из Брэкли фактически пересобрали аэропакет и примерно уравняли шансы с «Ред Булл».
«Мерседес» вернул скорость в «Ф-1»: переделал болид и считерил Хэмилтоном на симуляторе перед квалой
Именно с того этапа преимущество одной из команд больше определялась настройками и совпадением философий машин со свойствами трека. А поиск нужных установок в 2021-м – крайне сложный процесс: у Хэмилтона он не вызвал энтузиазма.
«Из-за потери прижимной силы изменились все характеристики машины. Мы много лет упорно работали над идеальными настройками, как в прошлом году. Пришлось все переделывать и играться с инструментами, и это был какой-то кошмар, поскольку поменять инструменты мы не могли. Все свелось к тому, чтобы найти хитрые пути с учетом снижения прижимной силы.
Это самый трудный болид для настройки, и я проделал много работы на симуляторе. Но и на симуляторе все может сложиться не так: если неправильно учтены уровень сцепления, ветер, термическая деградация, ты получаешь липовые цифры. Приходится крайне осторожно обращаться с данными и тщательно продумывать решения. Просто американские горки».
Просто на всякий случай: этот же Льюис еще в мае признавался в полном отсутствии интереса к работе на симуляторе – раньше проезжал по 20 кругов за год.
Но на подбор настроек влияет не только рвение пилота, но и способности технического штаба. Кто же из них повлиял на ситуацию сильнее?
Логичнее всего мерить по корреляции «ожидания-реальность»: если «Ред Булл» проигрывал на трассе, традиционно относящейся экспертами к их коронной, то записываем плюсик «Мерседесу» за хорошую работу с настройками – и наоборот.
Итак, в Венгрии Хэмилтон и Боттас забрали первый ряд квалификации, хотя «Хунгароринг» считался более подходящим для «Ред Булл». Бельгию с проливными дождями исключаем – в 2021-м Гран-при в Спа превратился в дождевую лотерею. В Нидерландах на техничном «Зандворте» Макс ожидаемо взял свое. В Италии «Мерседес» ехал быстрее в квалификации и спринте, а гонку сломал плохой старт – с учетом трассы «под «Мерседес» можно записать ничью или преимущество «Ред Булл». Дождевой хаос в России тоже лучше не учитывать. В Турции сильнее выстрелил «Мерседес», хотя на «Стамбул-парке» изначальным фаворитом считался «Ред Булл». В США ситуация развернулась – Ферстаппен внезапно победил Хэмилтона на его любимой трассе. В Мексике совершенно ожидаемо быстрейшим оказался Макс – хотя «Мерседес» выиграл квалификацию. В Бразилии «Ред Булл» снова называли фаворитом, но немцы выстрелили внезапной сменой мотора – хитрая тактическая победа. В Катаре, Саудовской Аравии и Абу-Даби на длинной дистанции «Мерседес» был немного быстрее (ровно как и прогнозировали эксперты) – Ферстаппену для поддержки темпа приходилось неистово рисковать и временами жестить в обороне.
Да, похоже, для W12 чаще подбирались лучшие настройки. Нельзя сказать, будто «Ред Булл» проиграл техническое сражение – все-таки ребята в Милтон-Кейнсе сделали практически равную машину для битвы с доминатором последних восьми лет. Но «Мерседес» все-таки опять оказался чуть лучше.
Стратеги: «Ред Булл» – «Мерседес» – 1:3
Манера ведения гонки с командного мостика – очень сложный и комплексный вопрос в «Формуле-1»: часто стратегов и боссов оценивают по смелости выбранной тактики, коммуникации с пилотами и скорости решений. Но в реальности часто не всегда эти качества реально помогают: можно броситься в откровенную храбрость, наплевав на мнение гонщиков, и быстро перейти хоть на три пит-стопа, пока все едут на одном-двух – и все равно проиграть. Даже ворохом обгонов, быстрых кругов, экшна и драйва, после быстрого и смелого решения – просто без учета ситуации на трассе и правильного расчета собственных ресурсов остальное не работает.
К тому же, в «Формуле-1» есть базовая схема построения стратегии на гонку: лидер обычно придерживается максимально консервативной тактики, сохраняя позицию (поскольку обгонять на нынешних машинах без колоссального преимущества в шинах или технике бывает крайне сложно), а претендент чаще рискует с экспериментирует с моментом пит-стопов или их количеством. Потому победа на альтернативной стратегии выглядит ярче и запоминается сильнее, создавая впечатление более качественной работы командного мостика, хотя на деле лидер изначально находился в патовой ситуации и ничего не мог сделать (как Хэмилтон в финале Гран-при Абу-Даби). Можно ли засчитать стратегическое поражение «Мерседесу» за «Яс-Марину»? Очень вряд ли.
Справедливее оценивать по нескольким пунктам (естественно, при условии хотя бы приблизительного равенства болидов):
удалось ли сохранить или улучшить квалификационную позицию
удалось ли стратегией исправить неудачный старт
скорость и качество изменения плана в форс-мажорных обстоятельствах
Отличный пример – Гран-при Бахрейна: Ферстаппен выиграл первый поул сезона и сохранил лидерство, «Мерседесу» пришлось выдумывать альтернативные тактики для выигрыша и сохранения лидерства, «Ред Булл» ответил поздним вторым пит-стопом и дал Максу шанс на итоговую победу, но после обгона за пределами трека зачем-то потребовал у будущего чемпиона отдать позицию вместо наращивания отрыва для закрытия возможного штрафа. Итог – поражение и явный проигрыш и по стратегическим решениям, и форс-мажорной ситуации.
Гран-при Испании – похожая история, только тогда Хэмилтон проиграл старт и отыгрался за счет тактики.
На Гран-при Франции случилась обратная ситуация: уже Ферстаппен проиграл старт, но благодаря альтернативной стратегии и помощи Переса вернул лидерство и победил в гонке.
Гран-при России – еще один триумф «Мерседеса»: восьмикратные чемпионы убедили Хэмилтона в необходимости финального пит-стопа, а «Макларен» отдал решение захваченному адом схватки Ландо Норрису. Итог – победа Льюиса.
Правда, «Ред Булл» тоже выдал сходное по гениальности оперативное решение: не зазывал Ферстаппена в боксы в режиме виртуального сэйфти-кара на Гран-при Саудовской Аравии. «Мерседес» поступил предсказуемо консервативно и провел «дешевый» пит-стоп, а гоночная дирекция не менее предсказуемо (хоть и после чрезмерно продолжительных раздумий) вывесила красный флаг – и Макс оказался лидером. Правда, на итоговый результат попадание инженеров из Милтон-Кейнса не повлияло: впереди пилотов ждал еще один красный флаг и многокруговая схватка колесо в колесо.
В остальных случаях стратегия на исход не повлияла, да и вряд ли могла бы: вмешались либо слишком сильное преимущество одной из машин, либо аварии, либо красный флаг, как в Бельгии. А еще невозможно оценивать стратегии на этапах вроде итальянского: ведь план на гонку Ферстаппена поломал неудачный пит-стоп.
Тем не менее, все-таки умные головы из Брэкли чаще влияли на исход гонок.
Вторые пилоты: «Ред Булл» – «Мерседес» – 2:3
Казалось, Валттери Боттас просто врос в титул «помощника» – за годы работы с Хэмилтоном он отдал несколько побед, им тормозили соперников, приносили стратегические жертвы ради избежания «подрезок» или провокации ошибок у соперников и вообще по-всякому использовали во благо Льюиса.
Но Перес буквально парой гонок доказал: на самом деле, Валттери даже в роли вторикеллы не слишком-то хорош. Например, в самый важный момент последней гонки сезона зверская оборона Чеко стоила Хэмлтону 7 секунд отрыва (хотя обычно в такой ситуации теряют не больше двух секунд) – и, судя по всему, шанса на решающий пит-стоп под сэйфти-каром, и, соответственно, титула.
Также Перес помог «Ред Булл» победить и на Гран-при Франции: за счет умной работы с шинами растянул первый отрезок на 7 кругов относительно Боттаса и тем самым спутал «Мерседесу» стратегические карты. Чеко явно ехал на один пит-стоп, и потому восьмикратные чемпионы не рискнули отзеркалить тактику Ферстаппена с двумя – потому что тогда мексиканец получал бы фактически 10-круговую «подрезку», оказался бы рядом Хэмилтоном и точно помешал бы ему в битве с Максом.
Перес даже жертвовал финишем в топ-10 ради отъема у Хэмилтона балла за лучший круг, и отвлек Льюиса на старте Гран-при в Имоле – подарив шанс Максу для атаки в первом повороте.
А что же Боттас? Он ни разу в карьере не выдал оборонительных перфомансов а-ля «Перес в Абу-Даби» – Валттери как раз хватало максимум на 0,5-1 секунды. В 2021-м таких случаев и вовсе не было – финна объезжали без проблем. А временами на стартах он и вовсе, кажется, не пытался помогать напарнику – скорее даже сдерживал его, открывая калитку для Ферстаппена. Фактически главный вклад финна в титул – более-менее приемлемые результаты и рулежка в сторонку в нужные моменты: вот первый случай пропуска Хэмилтона без борьбы, а вот второй.
Из реальной помощи можно вспомнить только оттормаживание Макса на Гран-при Саудовской Аравии в режиме виртуального автомобиля безопасности. Кажется, Валттери считали идеальным напарником только благодаря неконфликтности и безропотности.
«Мерседес» – все-таки пока лучшая команда
Доминированию восьмикратных чемпионов часто ищут простые объяснения: чудо-мотор, не совсем легальный болид-ракета, благосклонность ФИА и всей «Ф-1» в пользу главного британского пилота в истории… Но невозможно 8 лет выигрывать кубок за кубком при трехкратной смене правил без крутейшей организации всех процессов. Результаты Валттери Боттаса наглядно показывают: Хэмилтона не просто так называют среди лучших гонщиков в истории. Отличный мотор недостаточно просто поставить на среднее шасси – иначе «Феррари» вырвала бы все в 2018-м и 2019-м. Мошенничать и коррумпировать регулятора 8 лет и ни разу не попасться в современном мире соцсетей, бесконечных камер и трансляций…Теоретически, конечно, возможно, но, мне кажется, каждый день отлично выполнять свою работу намного проще и безопаснее.
Похоже, у нынешнего «Мерседеса» больше нет по-настоящему выдающейся черты, гарантирующей огромную фору, но за последние годы (когда эта фора была) восьмикратные чемпионы явно выстроили мощную командную систему. Теперь организации и не обязательно громить всех в одном месте: можно просто чуть-чуть превосходить остальных в двух-трех критичных областях. И тогда даже если соперники найдут чем ответить – на Кубок конструкторов хватит.
В 2022-м «Формула-1» переходит на абсолютно новый регламент: более тяжелые машины с упрощенным аэродинамическим обвесом, граунд-эффект как в старые добрые, большие колеса как в гонках на выносливость… Но команды останутся прежними – потому у «Мерседеса» уже есть небольшая фора и на следующий год. Свалить их окончательно будет трудно – Ферстаппен и «Ред Булл» только сделали первый шаг.
Победа Ферстаппена – главное событие спорта в 2021 году? Выбираем вместе с читателями
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, Panoramic/Keystone Press Agency, Antonin Vincent/Keystone Press Agency, Eberhard Krieger via www.imago-i/www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Mark Thompson
О Боттасе. Вы забыли посчитать выносы первых пилотов вторыми. И вот тут именно Боттас вернул Хэмилтона в чемпионскую гонку, когда в Венгрии завалил всех, чтобы Хэмилтон уехал с поула. Ферстаппен пришел девятым, это два очка. А претендовал на первое-второе. Пишем -23 или -16 очков. Перес такого не сделал ни разу, пару-тройку раз создал Хэмилтону небольшие тактические трудности, и все. Мог ли повторить Боттас? Ну так его же явно предупредили, чтобы и не думал портить концовку чемпионата.
О мостике Мерседес. Самая нелепая ошибка со сменой резины на рестарте. Тем не менее, запас у машины был такой, что с последнего места удалось пройти на 3-е. Повезло, дисквалифицировали Феттеля. Итог -7 очков, повезло, что не -10.
Итог. После этой гонки Хэмилтон вышел вперед в ЛЗ. Это фактически половина сезона. И как там с преимуществом РБ, если первую половину сезона выиграл Хэмилтон.
Вот эта Венгрия показала, что в конкурентном чемпионате играет роль каждое очко. Можно говорить, что в Венгрии то этих 7 очков и не добрали.
PS Как Хэмилтон проиграл вторую половину чемпионата? А очень просто. Ферстаппен и Хэмилтон имели по одному сходу, и в чемпионате двух пилотов должны были приезжать 1-2 в оставшихся гонках. Ферстаппен это сделал, а Хэмилтон был в Спа и в Стамбуле 3 и 5-м соответственно. Вот там то он и очки и чемпионат и потерял.
Хэмилтон по всей карьере показал, что "играть в шахматы" и собирать каждое очко по ходу чемпионата это не его стезя. Это его главный минус.
Что ж вы сейчас то не радуетесь? Тогда не желайте другому того, чего не хотели бы получить сами.
Чтоб понимать реальный уровень Хэма, просто погугли их квалификационный счет с Нико. И учти, что последние 5-6 гонок сезона 2016 Росберг не рисковал и доезжал на 2 место. А еще что Нико все время находился под давлением британской прессы, которое задело даже Макса, которого батя воспитывал подзатыльниками.
А затем погугли счет совместно завершенных гонок и отними 8 побед Хэма над Нико под дождем (потому что Росберг не талант, а трудяга и свой скилл в дождь не способен натренировать из-за редкости влажных условий).Что у нас выйдет посуху? Что нетоповый Росберг после 100 своих попыток такой же сильный, как Хэмилтон.
О чем это говорит? О том, что в Хэмилтоне нет ничего исключительного. Он просто чувак, который реализует возможности болида. Делает это сразу. Но он не дает ничего сверх. Он сливал сезон Ферстаппену даже несмотря на сходы Макса, на машине, которая после Сильверстоуна стала однозначно лучше Ред Булла. И только когда Хэмилтону вручили самовозку с доработанным мотором, тогда он полетел.
Только кто бы не полетел? Может Джовинацци - и то... Росберг бы не полетел? Монтойя бы не полетел? Кими? Мика? Мэнселл? Молодая поросль - Гасли, Леклер, Норрис, Расселл - все бы полетели.
"Но что ж на 7й год не доработали?"
Потому что я бы прекратил это смотреть навсегда. 17 или сколько гонок идет борьба лидеров, в которой победу одерживает Макс. И тут Мерс врубает читы и просто сжирает заслуженный отрыв Ферстаппена еще более мерзко, чем сожрал в Сильвере и Венгрии. Думаешь, фаны Макса (кстати самого популярного пилота - вот тебе и цена самовозным титулам, народ не оценил достижения Хэмилтона) не сделали бы как я? Все последние гонки Ферстаппен сражался против судей и космовозки и только на последнем круге Абу Даби Хэмилтона поставили в те условия, в которых был весь пелотон с 2014 года. И как я понял по нытью, ни Вольфу, ни Хэму, ни его пастве это не понравилось
Человек у Массы первый свой чемпионат выиграл по дикому стечению обстоятельств.
Сначала Масса потерял лидирование в Сингапуре из-за стенки Пике и в суматохе сошел из-за ошибки команды на питстопе, это 10 очков, потом Глок.
В фиктивном статусе понижения быть не может. И да, в самовозе любая обезьяна, естественно прошедшая подготовку, из числа прошедших отбор в Ф1 станет чемпионом.
Что касается внутренних установок Мерседеса и британских и американских промоутеров, что вы об этом знаете? Когда промоутеры были германские, случился Шуми. Сейчас нужен рынок США, нужен англоязычный негр.
Я помню только Сильверстоун который был на волосок от смерти именно Верстаппен в аварии который сотворил Хэмилтон
Ферстаппен сейчас идет по стопам Шумахера - от ненависти до самый большой фан-базы. Даже гоночный стиль похож
А в остальном Мерседес был лучше - и по машине, и по влиянию ошибок. Например, пит-стопы. Преимущество Ред Булл мощное, но одна задержка на пите привела к сходу в Италии. Так что даже в этом компоненте всё не радужно для энергетиков.
По сути именно Ферстаппен решил чемпионат в первую очередь - у него не было такого мощного тыла как у Хэмилтона.
Закономерный спад результатов в 2015. Аналогия Култхард в 1999.
И отдрюкал блм щика в 2016.
Для справки: отдоюкал Росберг, который вчистую слил Уэбберу в одной команде.
И еще, победа Рэд булла намного ценней для привлекательности гонок.
Субъективное мое мнение.
Мышь 72 яркий пример сказочника.
Про шину в Баку у Ферстаппена вспоминаете, а про ошибку с кнопками в Баку у Хэмилтона одновременно забываете.
А сейчас конечно я буду виноват, что "человек хейтит Хэма всю его карьеру, поэтому подгонка фактов под нужные выводы - это прям тема"
Проблема с Хэмилтоном очень простая. Обычного крепкого пилота с понятными плюсами и минусами нам навязывают как "великого". Зачем? Я с этим не согласен. Таких пилотов был легион в то же время, вроде Массы, Хайдфельда, Баттона, Росберга, Хюлькенберга.
Все как то в свете скандала с Бреатторе, Пике и Алонсо это позабыли. По сути, титул у Массы был украден. И Масса, и Алонсо это понимали. Поэтому в Феррари после приглашения Алонсо была неловкость между Алонсо и Массой.
Кстати, сколько в итоге была разница между Хэмилтоном и Массой по итогу года? Одно очко. Вот такая победа. А тут в одном Сингапуре упало 15 очков по совершенно неспортивным причинам.