6 мин.

Великая Отечественная

Здравствуй, спортс.ру, продолжим рассказывать о настольных варгеймах.

 Обосновав свою точку зрения по отношению к настольным играм и их спортивной составляющей, я решил пройтись по тем, в которые можно играть и в России(и что-нибудь да выигрывать!).

 Несмотря на то, что варгеймов в мире (цивилизованном мире, где наличие такого хобби, которое предусматривает вас быть генералом своей собственной грамотно составленной армии, не является показателем вашей странности и отстраненности) лютое множество, в России данное число сводится к трем-четырем наименованием.

И прежде, чем пройтись по тем, которые заслуживают внимания, я решил остановиться на том, что производится у нас на родине.

 Компания «Звезда», которая является практически монополистом на этом рынке в нашей стране запустила линейку игр под названием Art of Tactic, что в дословном переводе означает «искусство тактики». В данную серию входят три различные возможные разыгрываемые баталии: битва за нефть, Великая Отечественная и войны самураев(??? В первой представлена российская военная техника, воюющая, наверно, сейчас, во второй всё понятно, но вот зачем самураи? Для незнакомого с японской историей человека Такеды, Нобунаги и их отряды асигару, ронины с нагинатами будут пустым звуком)

 Прежде чем обозревать данные игры, пару о слов о компании «Звезда». Я думаю, что у многих в детстве были модели, которые надо было собирать. Танки, самолеты, БМП, БТРы и прочее… Мой командир взвода в армии любил сидеть и клеить их в течение рабочего дня. Почему нет? Моделизм – тоже своеобразное искусство, требующее, по крайней мере, твёрдой руки. Но моделизм моделизмом. Помимо него, компания «Звезда» делает еще сотни различных настольных игр для детей и тех, кто повзрослее, чаще всего пользуясь франшизной системой, т.е. перекупая аналогичные проекты за рубежом. Ознакомиться с их ассортиментом вы можете на официальном сайте. Среди их проектов есть куча различных обучающих игр, с которыми вы можете познакомить ребенка.

 Но в какой-то момент, засмотревшись на представителей иноземья, «Звезда» решила, почему бы не сделать свою собственную войну на столе? В ней можно было бы передвигать  отряды, стрелять, кидать кубики, а заодно проводить турниры.

Данную задачу они поручили г-ну Константину Кривенко и г-ну Ричарду Боргу, который в свое время разрабатывал аналогичные проекты и даже получил награду за лучшую военно-историческую игру. А что из этого вышло? Сейчас посмотрим.

 Для того, чтобы создать варгейм, нужен сеттинг или, так сказать, окружение, атмосфера. Кто-то выдумывает свой мир, наполненный персонажами, фракциями, армиями, кто-то берет за основу уже готовый (к примеру, сеттинг Средиземья Толкиена). А «Звезда» приняла волевое решение, что если уж и делать варгейм, то он должен быть патриотичным. И, конечно же, решил использовать наше историческое богатое победами прошлое, а именно Великую Отечественную. Безусловно, это интересная, богатая героями атмосфера, но всегда есть «но». И этим «но» стала реализация.

 Как я понял, «фишкой» этого варгейма должна была стать одновременность ходов, а не пошаговая система. У вас есть составное поле (которое естественно может потеряться, потому что огромное количество этих шестиугольников, из которых поле то и составляется, хранить негде), отряды, которые «…обработайте их надфилем или шкуркой и … вы получите великолепные миниатюры с высокой детализацией»(цитата с официального сайта). Честно, в свое время на даче, когда я был маленький, я получал из черенка бабушкиной лопаты великолепную копию копья с высокой детализацией. Но это же игровые миниатюры, какая к черту шкурка? Но вернемся к одновременности ходов.

 У вас есть карточки, на которых вы записываете, что должны делать ваши подразделения. Вы ни за что не должны показывать противнику, что вы делаете (напоминает морской бой, не?), а потом вы, как в покере, вскрываете карты. Идея хорошая, но на деле, у меня складывается впечатление, что это не настоящий бой, а сражение двух слепых генералов. Отправив свой танк на «гекс» № _, вы понимаете, что нечаянно попали под обстрел миномета, который туда палил просто так. А потом вы сажаете в засаду отряд пехоты в лес, но туда другой пьяный генерал открыл огонь из пулемета заранее. Представьте этот абсурд на поле боя. Вы – командир танкового взвода, вы видите, что поле в километре от вас поливается снарядами минометов (ведь все одновременно) и вы принимаете решение отправиться туда, ведь это бой, а не игрушки. И аналогичный пример с пехотой. Вон по лесу просто так стреляют, командир! Товарищ, пойдем в нем заляжем в засаду! (И где тут тактика в Art of tactic???) «Это бред»,- как говорит Валерий Карпин.

Количество этих карточек и обозначений на них, которыми вы владеете просто зашкаливает. А ведь после каждого действия вы еще что-то там и пишете…

 Да и турнирная составляющая заставляет меня схватиться за голову. Вот ссылка и я просто оставлю ее здесь: http://art-of-tactic.com/ru/tournaments

 Но, господин Борг вышел из этой ситуации, и помимо системы ведения боя Art of Tactic существует его собственная, «Command and Colors», о ней я рассказывать не буду, просто скажу, что возможность использования ее является маленькой отдушиной. Кстати, если вам интересно, вот ссылка на статью иностранца, который поиграл в самураев «Звезды», по правилам Борга. http://www.boardgamer.ru/vpechatleniya-ot-samurai-battles-art-of-tactic

 Также вы можете ознакомиться с отзывами по данному варгейму по этим ссылкам, но просто помните: эти сайты эти игры и продают, поэтому писать о недостатках тут никто не будет.

http://www.mosigra.ru/Face/Show/velikaya_ote4estvennaya_voyna/

http://www.gaga.ru/game/vov-summer-1941/

 Мой вердикт: данный варгейм хорош для любителей истории и патриотов, которые спят и видят себя в 41 году. По сравнению с иностранными варгеймами тут нет вообще ничего цепляющего. Его можно выложить на обозрение в военно-спортивном кружке, их могут советовать учителя истории, как аналог морского боя на уроках, ему можно поаплодировать, как первой попытке российской компании предоставить что-то аналогичное за рубеж. Да только попытка неудачная, первый блин комом. Чрезвычайно рандомизированная, унылая игра, которая не может считаться полноправным варгеймом. И единственное, что в ней радует, - цена. 

 PS. Возможно, что-то я в Art of Tactic не понял, не захотел разбираться, да и просто плюнул. Да и сам сайт данной игры вызывает некоторое смущение что ли. В общем, какое отношение производителей к своему товару, такое же и у клиентов, как я.

Но вы не унывайте. Впереди нас ждут зарубежные военно-тактические игры, а они, уж поверьте, заслуживают пристального внимания.