Трибуна
15 мин.

Разбор трехлетнего периода Хави в «Барселоне». Как изменилась команда?

В Ла Лиге остался один тур, который уже мало что решает для «Барселоны». Каталонцы в любом случае останутся на второй строчке. Основной мотив вокруг «Барсы» в последнее время – возможное увольнение Хави. Идея написания данного текста возникла после того, как зимой Эрнандес объявил об уходе по окончании сезона.

С тех пор многое изменилось, и в результате руководству клуба удалось убедить Хави остаться. Сейчас в максимально глупых обстоятельствах возникли разговоры о возможном увольнении каталонца. На данный момент непонятно, чем все закончится (возможно, вы уже знаете), но в любом случае будет логично подвести итог трехлетней работы Хави до данного момента.

И немного поразмышлять о будущем. А пока вспоминаем события последних лет.

«Барселона» долго ждала Хави. Еще во время игровой карьеры, было очевидно, что он станет тренером «Барсы»

Оценивая работу любого тренера, всегда необходимо оценивать контекст той ситуации, которая была на момент его прихода, и ту точку, в которую он привел клуб. Летом 2021 года «Барселона» неожиданно потеряла Месси, что сильно изменило процесс подготовки к своему второму сезону для Рональда Кумана.

«Барселона» была в ужасном состоянии – клуб очень болезненно переживал процесс перестройки  как в управленческом, так и в игровом плане. Уход Месси стал болезненным ударом, но он открыл возможность для построения более системного футбола.

Рональд Куман был явно не тем, кто подходил под эту задачу. Не один из тренерских проектов (даже относительно успешных) голландца не давал объективных предпосылок к тому, чтобы рассчитывать на то, что Куман способен выстроить систему, подходящую «Барселоне».

Весь период работы Рональда характеризовался хаотичными тренерскими решениями, неспособностью предложить четкие работающие идеи, а также потерей раздевалки и публичной критикой игроков. Как, например, выпад на Нико Гонсалеса после матча с «Атлетико».

Было очевидно, что увольнение тренера – вопрос времени. Решение Лапорты казалось даже запоздавшим – в результате об увольнении объявили после проигранного выездного матча против «Райо Вальекано» в конце ноября. Затем начались поиски тренера и период из трех матчей под руководством временно исполняющего обязанности Сержи Баржуана.

Все закончилось тем, что 6 ноября 2021 года Хави официально стал главным тренером «Барселоны». Еще во время игровой карьеры было очевидно, что каталонец точно станет тренером и однажды возглавит родной клуб. Это могло случиться и раньше.

Например, команда Бартомеу связывалась с Эрнандесом после увольнения Эрнесто Вальверде в январе 2020-го. Тогда Хави отказал, так как не хотел идти в «тонущий» проект Бартомеу, который вскоре покинет (точнее – его заставят покинуть) клуб.

Следующая волна разговоров о возвращении каталонца возобновилась во время президентских выборов весной 2021-го года. Тогда Хави активно связывали с Виктором Фонтом. Вот слова самого кандидата в президенты: «В случае моего избрания Хави сразу приступит к работе в клубе».

Этот союз казался наиболее логичным: последовательный системный тренер и кандидат в президенты с самым четким и продуманным планом по выводу клуба из кризиса.

Но на выборах победил Лапорта. С первых дней было понятно, что Куман – явно не предпочтительный вариант для Жоана, поэтому для увольнения нужен был только повод – Лапорта уже тогда был готов искать кандидатов, поэтому не стремился выстраивать с голландцем каких-то долгосрочных отношений и планов.

Логично, что после увольнения Кумана снова обратились к Хави. На этот раз Эрнандес согласился. Во-первых, клуб действительно в нем нуждался (для Хави это не пустые слова). Во-вторых, казалось, что уже пора и он готов к возвращению в Европу и конкретно в «Барсу».

Первые полсезона: идея с разными флангами и усиление зимними трансферами

С самого начала Хави стал проводить радикальные изменения. Большая их часть касалась дисциплины – все помнят его знаменитые 10 пунктов, содержащих новые правила по прибытию на базу за полтора часа для начала тренировки, систему штрафов и другие меры, направленные на укрепление дисциплины.

Очень показательно, что Хави начал именно с этого. То, что происходило с командой на поле, было во многом связано с тем, что случалось за его пределами. Опытные лидеры с каждым годом получали все больше привилегий, а руководство и тренерский штаб шло на поводу. В результате клуб получил финансовый кризис с запредельной зарплатной ведомостью и проблемы в раздевалки, которые негативно сказывались на игре.

Также Хави было важно сразу провести грань между собой-игроком и собой-тренером, так как в клубе еще оставались те, с кем он выходил на поле (Бускетс, Пике, Альба, Роберто, Тер Штеген).

С первых дней тренер начал говорить о важности возрождения «барселонского» стиля и статуса мирового топ-клуба, который «Барса» заслуживает. Лапорта тоже подогревал ситуацию своими громкими заявлениями о скором возвращении каталонского клуба на вершину европейского футбола и безграничном доверии к Хави.

Тезис о доверии со стороны руководства достаточно спорный. С одной стороны, это действительно так. С другой, не все их действия по-настоящему помогали тренеру (некоторые откровенно вредили). К этому еще вернемся по ходу текста. Сейчас сделаем акцент на первом сезоне.

Команды испытывала серьезные кадровые проблемы – состав был далек от идеального. Для понимания картины – в первом матче Хави в качестве главного тренера «Барселоны» на поле выходили Мингеса, Ахомаш, Абде, Демир и уже списанный на тот момент Коутиньо.

Зимой «Барса» была активна на трансферном рынке. Во-первых, Лапорта пытался разгрузить зарплатную ведомость (например, спихнули Коутиньо «Астон Вилле»). Во-вторых, стремился усилить команду. Тогда в команду пришли Ферран Торрес, Адама Траоре, Обамеянг. О возвращении Дани Алвеса было объявлено еще в ноября.

Все новички принесли реальную пользу команде. Было понятно, что многие из них были просто временным вариантом на короткую дистанцию, но в моменте ставка сыграла. При Хави у «Барселоны» стала вырисовываться хоть какая-то система игры, что привело к улучшению результатов.

Основная идея – система с разными по функционалу флангами. На левой стороне поля образовывался комбинационный треугольник. Вот как это выглядело.

Суть идеи заключалась в том, что игроки в рамках треугольника могут меняться позициями, но при этом сохранять структуру. Основная задача – иметь возможность создавать ситуации с игрой на третьего (очень важный прием для Хави) и перегружать одну часть поля, что создавало свободное пространство на противоположном краю.

Правый фланг оставался для изоляций под игрока, который был силен в игре 1 в 1 на свободном пространстве (Дембеле, Траоре). Такой вариант подходил качествам имеющихся игроков и максимизировал их сильные стороны.

Крайние защитники (Альба – слева, Алвес – справа) в такой конфигурации часто действовали в роли ложных крайних защитников и уходили в опорную зону. «Барса» начинала атаки в структуре 2+3.

Благодаря этому на завершающем этапе своей карьеры Жорди Альба раскрылся в новой роли – теперь каталонец действовал в качестве глубинного плеймейкера. Интеллект и понимание игры всегда позволяли каталонцу претендовать на такую роль. Из-за возрастного спада в скорости теперь было сложнее закрывать всю бровку и постоянно подключаться вперед – новая роль помогла раскрыться в новом качестве.

В случае с Дани Алвесом новая роль также помогла компенсировать потерю скорости. Бразилец действовал в опорной зоне, а не шел вперед. Ширину создавал вингер. От Алвеса требовалось участие в начальной стадии и готовность подстраховать партнеров. Такой вариант подходил как самому Дани, так и Дембеле (или Траоре) в более высокой и широкой позиции.

Команда обрела более четкую структуру розыгрышей, грамотное расположение на чужой половине поля (заполнение пяти вертикальных каналов) и понятные механизмы на флангах. Система выглядела как 2-3-5. Все это позволяло лучше контролировать матчи, становиться менее уязвимыми к чужому прессингу и потенциальным контратакам.

Также важную роль сыграл прессинг, который с самого начала периода Хави стал сильной стороной «Барселоны». В давлении команда действовала по схеме 4-4-2 (центральный полузащитник поднимался на один уровень с нападающем).

Верхняя пара игроков начинала давление, ориентируясь по центральным защитникам соперника. Дальше команда перемещалась компактным блоком по мячу. Компактность – важный фактор успешности прессинга – «Барса» оставляла мало пространства как по горизонтали, так и по вертикали.

Защитники смело шли за своими оппонентами и поддерживали давление. Такая смелость помогала поддерживать компактность всего блока, что приводило к качественному и эффективному прессингу.

Во-первых, это позволяло ограничивать соперника в его продвижении. Во-вторых, способствовало возврату мяча и восстановлению своего владения. В-третьих, было источником бонусных моментов в ситуациях. Когда мяч отбирался в опасных зонах у чужой штрафной.

Таким образом, Хави удалось за короткий срок выстроить работающую систему. Сильно помогли зимние трансферы. Алвес стал основным игроком. Траоре выполнял важную роль сменщика Дембеле. Ферран Торрес стал универсальной опцией в атаке (способен выйти на всех позициях впереди).

Обамеянг, к удивлению, также оказался полезен. На стилистическом уровне Пьер-Эмерик казался неподходящим вариантом. Его сильные качества всегда раскрывались в игре на пространстве – против «Барселоны» соперники часто прижимаются, поэтому большого количества свободных зон за спинами защитников просто нет.

При этом на промежуточной стадии развития команды габонец оказался полезной опцией. Если соперник поднимался высоко, каталонцы могли использовать скоростные качества Обамеянга передачами за спину. Если соперник боялся поднимать оборонительную линию из-за опасения такого сценария, «Барса» получала больше пространства в центре поля.

В последние годы в «Арсенале» габонец стал достаточно пассивным в игре без мяча футболистом. Также часто возникали вопросы с нарушением дисциплины. Но благодаря работе Хави на краткосрочной дистанции из игрока удалось выжать много пользы.

В результате каталонцам удалось занять второе место по итогам чемпионата и решить главную задачу – попадание в Лигу чемпионов. Тренерский штаб и руководство проделали большую работу. Грамотно выстроенная структура и точечные усиления на зимнем трансферном рынке позволили достаточно быстро достичь положительного результата.

Чемпионский сезон: надежная оборона и претензии за скучный стиль

В первый неполный сезон Хави достаточно быстро удалось выстроить какую-то систему (что уже было восторгом по сравнению с хаотичным периодом Кумана). Предсезонная подготовка – важнейшая часть работы любого системного специалиста (которым Хави является).

Поэтому ожидания от нового сезона с пройденными летними сборами были достаточно высоки. Ожидалось продолжение развития построения системы. Плюс к этому было совершено несколько трансферов (Левандовски, Кунде, Рафинья), которые сыграли важную роль в кампании «Барселоны».

Ожидания большинства в плане результатов оправдались: команда взяла Ла Лигу и Суперкубок. При этом неоднократно прилетала критика за непривлекательный стиль. И то, и другое стало следствием одного и того же – надежность в обороне стала ключевым фактором чемпионства, но также стала причиной многочисленных низовых матчей и побед по 1:0 (целых 11 штук).

Тер Штеген повторил достижение 1993/1994 годов по количеству сухих матчей (26). При этом «Барселона» забила только 70 голов (худший показатель за 20 лет).

Основная причина более надежной структуры – блок 3+2 в начальной стадии. Схема 3-2-5 в позиционных атаках позволяла грамотно насыщать все каналы, что способствовало продвижению мяча и созданию вариантов для передачи в финальной трети.

Также данная структура позволяла добавить надежности на случай потенциальных контратак. Кунде в данном варианте действовал в роли вспомогательного правого защитника.

На старте сезона Хави мучился с проблемой размещения Рафиньи и Дембеле – оба претендовали на место в старте (на одну позицию), поэтому тренеру приходилось ставить кого-то не неудобную позицию слева. Получалось плохо – тот, кто появлялся на левом фланге, плохо проявлял себя (особенно это касалось Рафиньи).

По ходу сезона Хави все-таки перестал проводить подобные эксперименты. Теперь слева в атаке стал выходить кто-то из полузащитников (Гави, Педри) – игрок смещался в центр и образовывал квадрат.

Левандовски стал лучшим бомбардиром команды и всей Ла Лиги (23). Тер Штеген провел уникальный сезон – предотвратил 8.7 голов по модели PSxG. Без сумасшедшей формы Марка даже с достаточно надежной обороной было бы крайне сложно выдать такие оборонительные показатели.

Хави принимал решения, направленные на надежность структуры, зачастую действую достаточно прагматично. Например, в кубковом матче против «Мадрида» каталонцы действовали в откровенно автобусном стиле, обороняя счет 1:0 в свою пользу.

Такая игра привела «Барсу» к двум кубкам. Но летом команду ждали изменения. Во-первых, ушли Бускетс и Альба (потеря Серджи – особенно важное событие). Во-вторых, ряд трансферов (в первую очередь Канселу), которые разбалансировали структуру.

В этом сезоне «Барселона» потеряла баланс – структура стала более уязвимой. Причины: потеря Бускетса и приход Канселу

Уход Бускетса – невероятно значимое (со знаком минус) событие. Потеря ключевого игрока, чья позиция является системообразующей для футбола Хави, не могла пройти безболезненно. Еще и без адекватной замены. Купить Субименди или какого-то топового опорника не удалось.

Нико Гонсалеса отпустили в «Порту». Взяли только Ориоля Ромеу. Очевидно, что не самого подходящего по профилю футболиста для роли Бускетса (не говоря уже об уровне).

Также в команду пришел Канселу. Португалец может многое дать в плане креатива и закрыть сразу несколько позиций, но без мяча структура с ним становится более уязвимой.

В начале сезона Хави использовал вариант, при котором Канселу в стадии позиционной атаки уходил в опорную зону. Это нарушило баланс, который удалось найти в предыдущей кампании.

Отсюда возникли многочисленные проблемы в обороне. Команда стала ярче на обеих половинах поля. Но хаотичный рисунок – это скорее негативный фактор для системных команд вроде «Барселоны» Хави.

Игровые проблемы сопровождались излишним давлением со стороны СМИ и руководства, которые сильно осложняли работу Эрнандесу. Вместо защиты тренера и команды в целом многие люди в клубе только осложняли процесс работы.

Это привело к решению Хави объявить об уходе по окончании сезона. После январского поражения от «Вильярреала» тренер объявил о своем решении. При этом Эрнандес акцентировал внимание на том, что причина не в конкретном поражении, а в ситуации в целом.

После объявления о решении Хави команда выдала серию успешных результатов. Информационный фон вокруг команды тоже стал спокойнее. Впервые в сезоне все вопросы журналистов не были посвящены теме возможной отставки, началась появляться даже какая-то похвала.

Это привело к тому, что ближе к концовке сезона Хави (несмотря на постоянные отказы) все-таки решил передумать и поменять свое решение.

Решение остаться – ошибка для самого Хави. Условия работы кардинально не поменялись (и не поменяются)

Сразу проговорим. К Хави (как и к любому другому тренеру) могут возникать вопросы. Не все его решения и действия были идеальными. Но его точно нельзя винить в текущем положении «Барселоны».

Многие сложности, с которыми был вынужден сталкиваться тренерский штаб, появлялись из-за действий руководства, которое своими непоследовательными решениями усложняло ситуацию для Хави и его помощников.

Вряд ли покупка не самого стилистически подходящего футболу Хави (но важного с медийной точки зрения) Левандовского была нужна в первую очередь тренеру, а не руководству.

Вряд ли приход Феликса, который в действиях без мяча и прессинге явно не подходит требованиям Хави, был предпочтительным вариантом для Эрнандеса. Здесь вспоминаем то, что Лапорта давно является поклонником данного игрока.

Приход Витора Роке в принципе вызывает много вопросов. А то, почему его решили привезти именно зимой, вызывает еще больше вопросов. В результате агент и игрок недовольны отсутствием большого количества игровых минут. Хави вынужден гасить конфликт перед журналистами. А руководство еще и остается недовольным.

То, что произошло в последнее время, вообще выглядит какой-то катастрофой на управленческом уровне. Даже в теории рассмотрение возможности увольнения Хави из-за того, что он на пресс-конференции просто объективно проговорил тяжелую ситуацию в клубе, выглядит бредовым решением.

То, что Лапорта готов даже думать о подобном решении, точно ничего хорошего не говорит о самом Жоане как президенте клуба. Недовольство руководством только растет – реакция болельщиков в матче против «Райо Вальекано» (поддержали Хави и выразили недовольство Лапортой) это только подтвердила.

Самым грустным во всей этой ситуации является то, что Хави будет продолжать работать во всем этом бардаке (ничего не поменялось, и вряд ли поменяется) без каких-либо перспектив серьезных изменений в лучшую сторону.

При этом своей работой он заслужил максимальную похвалу:

  • При Хави у «Барселоны» появилась четкая структура – команда обрела игровую системность.

  • При Хави произошло улучшение не только игры, но и результатов.  В нынешнем положении выигранные титулы точно нельзя воспринимать как должное.

  • Хави дает много шансам игрокам из академии и развивает молодых футболистов. Вряд ли кто-то справится с этим лучше.

  • Хави работает в максимально некомфортной атмосфере, где давление идет не только извне, но и изнутри клуба, а руководство своими действиями не поддерживает тренера. При этом Хави не провоцирует конфликты и не создает лишний негативный фон вокруг «Барсы».

Пока неизвестно, чем закончится ситуация (возможно, на момент прочтения у вас уже больше информации), но очевидно, что Хави проделал и проделывает отличную работу в очень сложных условиях. Но при этом не получает заслуженного уважения и похвалы.

Телеграм-канал автора

Жизнь после Бускетса. Как «Барселона» справляется (спойлер – не очень) без Серджи?

Почему тер Стеген так важен для «Барселоны»? Объясняем на примерах.