3 мин.

Решения WADA в отношении российского спорта могут быть не исполнены

Главным событием МЧМ по хоккею стал даже не сам хоккей, а просто феерическая история с трансляцией финала 2011 года и поздравлениями в соцсетях сборной России с победой. Поэтому неудивительно, что заявления президента ИИХФ Рене Фазеля остались без внимания, а между тем они очень важны для понимания будущего российского спорта.

Он заявил, что молодежный Чемпионат мира 2023 года пройдет в Омске и Новосибирске. До этого он говорил, что взрослое мировое первенство того же года пройдет, как и запланировано, в Санкт-Петербурге.

Между тем, ведь есть решения WADA о том, что в России нельзя четыре года проводить крупные соревнования из-за известных всем нарушений в сфере антидопинга. Разрешено такое только в крайних случаях, когда турнир перенести уже невозможно. Однако вряд ли по 2023 году такой аргумент может работать.

Да, Фазель является большим другом России, который всегда отстаивал ее интересы и в своей федерации, и в Исполкоме МОК. Некоторые говорят, что Россия вообще поехала в Пхенчхан, пусть и без флага с гимном, во многом его усилиями. Однако есть одна проблема – он покидает свой пост в ИИХФ. В то же время к его заявлениям стоит прислушаться, потому что они показывают, что никакого единства WADA и международных федераций в санкциях против российского спорта не будет.

Сейчас Россия публично заявила об обжаловании решений WADA в CAS. Шансы на тотальный успех там небольшие, единственная надежда на некоторое смягчение решений антидопингового агентства. По некоторым данным, непублично российские чиновники работают с международными федерациями. И тут шансы на успех по ряду популярных видов спорта типа футбола, хоккея и волейбола, Чемпионат мира по которому в России запланирован на 2022 год, на самом деле повыше, чем в спортивном арбитраже.

Дело в том, что решение WADA беспрецедентно, то есть никогда ничего подобного спортивный мир не переживал. Соответственно, в реализации санкций отсутствует правоприменительная практика. Она существует по дисквалификации спортсменов, закрытию лабораторий, но ее нет в исполнении полного бана профессионального спорта в отдельно взятой стране. Решающая же роль в правоприменении будет как раз у МОК и международных федераций.

Например, сейчас нет ответа на вопрос, что будет, если ИИХФ откажется в полном объеме исполнять решения WADA? Менее всего вероятно, что хоккей исключат их олимпийских видов и вообще спортивной семьи. Вы себе это как представляете? Самый вероятный вариант — это бесконечные суды, которые непонятно, когда и как завершатся. Любая правоприменительная практика складывается именно так, а не в течение одного дня по мановению волшебной палочки. Такой непростой процесс может занять все четыре года действия санкций.

Однако никто не гарантирует, что пророссийскую позицию займут все или большинство международных федераций. Даже ИИХФ после ухода Фазеля может поменять свою позицию. Для того, чтобы спортивные чиновники столкнулись с WADA нужна ситуация, когда издержки от исполнения санкций в отношении России будут выше, чем от их исполнения. Мировой спорт всегда был прагматичным, даже до того, как стал коррумпированным.

И тут надо смотреть, скажем так, общую ситуацию. Ведь от нее будет зависеть и решения МОК, в котором международные федерации обладают голосом. При идеальном для России раскладе вообще будет поставлен вопрос о пересмотре всей системы борьбы с допингом. Но оно возможно только в случае полного коллапса в исполнении решений WADA.