Трибуна
19 мин.

История о том, как президент Франции нечаянно подарил победу на Тур де Франс

Он это сделал. Сэр Марк Кэвендиш выиграл свой 35-й этап на Тур де Франс и стал единоличным рекордсменом по этому показателю, обогнав великого и ужасного «Каннибала» Эдди Меркса. Бельгиец, к его чести, не упустил возможности в своих соцсетях поздравить британского спринтера с этим достижением, отметив, что его рекорд побит отличным парнем.

Подавляющая часть пелотона также искренне радовалась за Кэвендиша после финиша. Хотя, как и почти у любого выдающегося спортсмена в мире, у Марка есть не только фанаты, но и противники. Кто-то утверждал, что британец слишком жестко толкался в начале последнего километра гонки и должен был быть наказан за это, кто-то говорил, что ему победу просто подарили для красивой истории. Но история уже написана на наших глазах, и назад время уже не вернуть.

«Кэвендиш был, есть и будет особенным, – отмечает один из его бывших боссов Патрик Лефевр, – Поэтому вы либо любите его, либо ненавидите, другого не дано. Но я точно знаю, что у него доброе сердце. Даже когда наши пути разошлись, и он покинул команду, при встрече, когда я бывал в Лондоне, Марк всегда звал меня в лучшие рестораны в городе. И в этом тоже весь Кэвендиш. Да, он один из сильнейших спринтеров в истории велоспорта и побил рекорд Меркса, но я не хочу сравнивать разные поколения, ведь Эдди в свое время выигрывал разделки, горные и равнинные этапы».

Рекордная 35-я победа Марка Кэвендиша на Тур де Франс

«Если бы я был на его месте, то сразу после финиша взял свой велосипед и ушел в закат, но Марк так не может. Он слишком страстен и предан этому виду спорта, поэтому попробует выиграть еще», – поделился мнением его бывший партнер по команде Питер Кенна. Так или иначе, уже на пятом этапе получен ответ на один из ключевых вопросов, который многих интересовал перед Тур де Франс. А это значит, что теперь можно не отвлекаться и сосредоточиться на борьбе за желтую майку. Тем более, что один из кандидатов по своему потенциалу способен побить и Меркса, и Кэвендиша. Не сейчас, и даже не в ближайшие годы, но треть пути Погачаром уже пройдена. Поэтому в шутке о том, что накануне Марк просил Тадея не превосходить его рекорд, есть только доля шутки.

Несмотря на то, что до конца недели на Тур де Франс не будет серьезных гор, борьба в генеральной классификации развернется крайне ожесточенная. Сразу несколько этапов могут серьезно изменить расклад в общем зачете гонки. Но прежде вспомним текущее положение в борьбе за разные наградные майки на «Большой Петле».

Генеральная классификация (Maillot Jaune): 1. Тадей Погачар (Словения/Emirates), 2. Ремко Эвенпул (Бельгия/Quick-Step) +0:45, 3. Йонас Вингегор (Дания/Visma) +0:50, 4. Хуан Аюсо (Испания/Emirates) +1:10, 5. Примож Роглич (Словения/Red Bull-BORA) +1:14, 6. Карлос Родригес (Испания/INEOS) +1:16

Очковая классификация (Maillot Vert): 1. Биниам Гирмай (Эритрея/Intermarche) – 139 баллов, 2. Мадс Педерсен (Дания/Lidl-Trek) – 111, 3. Йонас Абрахамсен (Норвегия/Uno-X) – 87

Горная классификация (Maillot a Pois): 1. Йонас Абрахамсен (Норвегия/Uno-X) – 26 баллов, 2. Тадей Погачар (Словения/Emirates) – 20, 3. Валентан Мадуас (Франция/FDJ) – 16

Молодежная классификация (Maillot Blanc): 1. Ремко Эвенпул (Бельгия/Quick-Step), 2. Хуан Аюсо (Испания/Emirates) +0:25, 3. Карлос Родригес (Испания/INEOS) +0:31

Африканец Биниам Гирмай – обладатель зеленой майки Тура

5 июля (пятница). Нюи-Сен-Жорж – Жевре-Шамбертен, 25 км (индивидуальная разделка). Трансляция: 13:30-19:00 мск

Как и на Джиро д’Италия весной, седьмой этап на Тур де Франс также предлагает первую в гонке индивидуальную разделку, правда, в отличие от «Корса Роза», она гораздо короче и не имеет серьезной горы в конце. Фактически, это продолжение предыдущего равнинного этапа среди бургундских виноградников, только с раздельного старта. Правда, как и накануне, сияющие лозы будут не полностью занимать эфирное пространство, поскольку довольно большой участок трассы организаторы проложили через местные леса.

Несмотря на отсутствие официальных категорийных подъемов, в реальности небольшой холмик на маршруте есть – в самой середине спортсменам предстоит восхождение протяженностью чуть более полутора километров, но со средним градиентом всего около 6%. По большому счету, все эксперты сходятся во мнении, что такой «горбик» не должен стать серьезной проблемой для фаворитов, да и в целом пятничная разделка не предполагает слишком больших временных разрывов в финишном протоколе.

С другой стороны, мы все помним, чем завершилась единственная разделка на Туре в прошлом году, которая по протяженности была примерно такой же, как и пятничная. Да, там была куда более солидная и крутая гора, но все же, и до начала восхождения лидером был создан очень солидный задел. В итоге, Вингегор привез Погачару около полутора минут, а все остальные, включая Воута ван Арта, Маттиас Скьелмозе и братьев Йейтсев, уступили «желтомаечному» датчанину в районе трех минут и более.

Пятничный подъем начинается возле одной их деревенек с названием Вержи, в глубине которой спряталось некогда богатое, а ныне просто очень древнее бенедиктинское аббатство конца IX века. Говорят, что его стены видели еще нормандских монахов, которые прятались за ними от викингов. Позже, после того как герцогиня Бургундская завещала аббатству свои лучшие виноградники, тут производили престижные вина на протяжении многих сотен лет.

И все же, со временем, монастырь постепенно пришел в упадок и был значительно разрушен. Тем не менее, в конце прошлого века нашлись зарубежные инвесторы, которые захотели восстановить историческое здание. Работы ведутся неспешно уже более двадцати лет, и некие результаты достигнуты, но все же пока аббатство выглядит не слишком презентабельно. Хотя это уже определенно совсем не те руины, что были на этом месте еще пять лет назад.

Бенедиктинское аббатство в Вержи

Возвращаясь же к виноградникам, стоит отметить, что одним из самых престижных в Бургундии и во всей Франции, справедливо считается тот, что расположен в районе финиша этапа – Жевре-Шамбертен с его 310 гектарами винограда сорта Пино-Нуар. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что лозы здесь существовали еще в период Римской Галлии, то есть в I веке до нашей эры. И хотя соседние районы также имеют богатую историю виноделия, по древности они все же уступают Жевре-Шамбертену, поэтому ученые предполагают, что виноградарство в Бургундии зародилось именно здесь. В наше время стоимость бутылки вина из этой французской коммуны колеблется от 5 до 200 тысяч рублей. Да, прикосновение к истории – это недешево.

Надо признать, что в последнее время на Тур де Франс отказались от относительно коротких равнинных разделок. Чаще всего они либо проходят по пересеченному рельефу, либо делаются гораздо длиннее, чтобы специалисты имели шанс показать свой класс и добиться некого преимущества надо соперниками. Тем удивительнее было обнаружить на маршруте гонки этот промежуточный вариант. Кто-то считает, что сделано это с целью максимально сохранять интригу в общем зачете и не давать огромного преимущества сильным раздельщикам. Кто-то уверен, что роль сыграли большие деньги бургундских виноградарей, захотевших настойчиво прорекламировать свои угодья на самой престижной велогонке мира. Вероятно, истина кроется где-то посередине – всего понемногу, как говорится.

Маршрут 7-го этапа Тура

Достопримечательность этапа: На отметке 7 километров до финиша гонщики будет проезжать Шамболь-Мюзиньи. Эта деревенька всего с несколькими сотнями жителей в 1938 году стала местом проведения первого винного фестиваля Saint Vincent Tournante.

Святой Венсан долгое время считается покровителем виноделов и символизирует солидарность между ними, хотя при жизни он был от всего этого довольно далек. Выдвигается несколько гипотез, объясняющих, почему он стал покровителем виноградарей. Одни говорят, что его пытали с помощью инструментов, похожих на винный пресс. Другие утверждают, что его имя состоит из слов vin и sang, означающих соответственно «вино» и «кровь». Третьи полагают, что просто день его святого, 22 января, идеально подходит для виноградарей в «отпускной» период, когда лозы должны находятся в состоянии покоя. И это лишь самые простейшие из бытующих версий о Венсане.

Так или иначе, с давних времен статуя Святого Венсана переходила каждый год от деревни к деревне, и от одной семьи к другой. Считалось большой честью приветствовать покровителя в своем доме. В 30-х годах прошлого века, когда рынок вина переживал серьезный экономический кризис, было основано Братство рыцарей дегустации вин с целью возродить регион и подтвердить ценности взаимной поддержки между виноделами. И в последних числах января 1938 года в Шамболь-Мюзиньи прошел первый фестиваль. В торжественном шествии участвовали лишь шесть обществ, тогда как в настоящее время их насчитывается уже под сотню.

Каждый год фестиваль меняет локацию, чтобы у каждой деревни был шанс принять праздник. Кульминация мероприятия приходится на рассвет, когда люди, несущие статую Святого Венсана и знамена, маршируют под ритм духовых оркестров по улицам к церкви на мессу. Затем они отдают дань уважения военным мемориалам, а в завершении старейшие виноделы удостаиваются звания Рыцаря дегустации вин. Затем погреба открывают свои двери для посетителей, которые могут попробовать вина, щедро подаренные виноделами принимающей деревни. В этом году фестиваль отметил свой 80-й юбилей, и по этому случаю снова вернулся в Шамболь-Мюзиньи.

Винный фестиваль Святого Венсана

6 июля (суббота). Семюр-ан-Осуа – Коломбе-ле-Дез-Эглиз, 183 км (равнинный этап). Трансляция: 13:45-19:00

На субботу организаторы приготовили четвертый равнинный этап на этом Тур де Франс. Правда, равнинный он только в официальном коммюнике. Если вы взглянете на профиль, то поймете, что гладких участков на протяжении всех 183 километров практически не находится. Пять категорийных подъемов, с десяток более мелких неровностей и 2400 метров набора высоты – к тому, кто решился назвать этот этап равнинным, возникают серьезные вопросы…

Во всякой непонятной ситуации за разъяснениями стоит обращаться к директору гонки Кристиану Прюдомму. Вот, как он объясняет выбор профиля организаторами: «Хотя никаких рекордов в плане набора высоты здесь нет, на первых двух третях дистанции встречается пять категорийных гор. Постоянные подъемы и спуски могут прилично ударить по ногам в момент, когда спринтерские команды будут раздумывать о групповом финише. И все же, последние три километра – это прямая линия с совсем небольшим уклоном, которая должна вновь соединить пелотон».

Разумеется, негоже спорить с людьми, которые трассу не просто видели своими глазами, но и полностью формировали. Тем не менее, ваш автор будет глубоко удивлен, если после такого этапа в финишном створе за победу будут бороться Фабио Якобсен или Марк Кэвендиш. Более того, думается, что мы не досчитаемся в пелотоне и еще пары-тройки сильных спринтеров. Профиль просто диктует огромное число атак и контратак, которые должны серьезно порвать группу и высадить из нее многих сильных гонщиков. Пожалуй, закончится все это действительно должно спринтом, но под очень большой «звездочкой».

Маршрут 8-го этапа Тура

Что касается географии восьмого этапа, то на нем пелотон, наконец, покинет Бургундию и доберется до одной из самых северных точек этого Тур де Франс. Забавно при этом, что регион носит название Гранд-Эст, то есть буквально «Большой восточный».

Пожалуй, в этот раз мы не станем останавливаться подробно на подъемах, которые встретятся гонщикам на пути, поскольку большинство этих названий вам ровно ничего не скажут. Да и предугадать, какой конкретно из них может «вскипятить воду в чайнике», чтобы из машин спортивных директоров повалил пар, не представляется возможным. Все они имеют скромные третьи и четвертые категории сложности – есть чуть подлиннее, есть чуть покруче, но, в целом, ничего особенного. Еще раз отметим, что важны не столько сами холмики, сколько их периодичность появления на пути гонщиков.

Вообще, надо признать, что для этапа выбрали едва ли ни проселочные дороги, проложенные между маленькими деревнями, разве что с асфальтом, и на том спасибо. Но огромного числа достопримечательностей на них не снискать, хотя безусловно даже здесь найдутся старые замки, усадьбы и аббатства.

Относительно крупный город пелотон проедет уже в пределах последних тридцати километров – это будет Шомон, исторически являвшийся резиденцией графов Шампани и правивших тогда всем регионом. Он же стал местом подписания договора между представителями коалиции против Наполеона. В 1917 году американские войска обустроили здесь штаб-квартиру, а после Второй мировой войны построили и авиабазу, разместив на ней свои истребители и бомбардировщики.

Но главной достопримечательностью Шомона является виадук, по которому проходит железнодорожная ветка, которая соединяет Париж с Базелем.  Если посмотреть на карту, то он расположен приблизительно на полпути между этими городами, чуть ближе к Швейцарии.

Построен виадук был 170 лет назад в достаточно короткие сроки. Над его конструкцией трудились несколько тысяч рабочих и три сотни лошадей, подвозивших материалы, на все ушло чуть больше года, хотя размеры впечатляют: высота некоторых арок достигает 50 метров, по длине виадук – около 600 метров. С недавнего времени его еще и красиво подсвечивают, из-за чего некоторые французы рекомендуют посещать местную достопримечательность в темное время суток. В таких случаях советуем пользоваться лайфхаком под названием «закат или рассвет», позволяющим запечатлеть интересное вам место при разной освещенности. Не благодарите. ;)

Виадук Шомона

Достопримечательность этапа: Название финишного населенного пункта этапа навсегда связано с именем Шарля де Голля. Знаменитый военный деятель и первый Президент Пятой республики приобрел дом в Коломбе-ле-Дез-Эглиз в 1934 году, и с тех пор неоднократно приезжал сюда в сложные с политической точки зрения периоды. Именно поэтому слово «Коломбе» стало широко использоваться как метафора для временного ухода государственного деятеля из политической жизни, пока страна не позвала его снова. В последний раз де Голль вернулся в эту живописную сельскую местность Шампани в 1969 году, совсем незадолго до собственной смерти.

Сейчас в Коломбе-ле-Дез-Эглиз находится скромная могила де Голля и огромный 45-метровый Лотарингский крест, расположенный на въезде в деревню рядом с небольшим музеем в его честь. Кстати, если дословно переводить название деревни, то это кладбище двух церквей. Они тут действительно есть – приходская церковь (Notre-Dame-en-son-Assomption) и дореволюционный клюнийский монастырь (Saint-Jean-Baptiste), правда, его уже давно продали, и новые собственники переоборудовали постройку в жилой дом.

Забавно, что в 2017 году к данному муниципалитету присоединили еще одну коммуну, и теперь официально на его территории находится аж девять церквей, но название Коломбе-ле-Дез-Эглиз остается прежним.

Лотарингский крест в честь де Голля

7 июля (воскресенье). Труа – Труа, 199 км (холмистый этап). Трансляция: 13:45-19:30

Воскресный этап отличается от субботнего тем, что он чуть больше по протяженности, а набор высоты при этом несколько меньше – всего 2 тысячи метров. Поэтому, если следовать логике вещей, то, раз в субботу был официально равнинный профиль, то и здесь такой же. Но, нет – этап холмистый.

Возникает вопрос: «Почему?». А ответ на него прост – холмы не имеют значения. Последний день первой недели Тура очень многие гонщики ждут с трепетом в сердцах и ужасом в глазах из-за 14 гравийных секторов, общая протяженность которых составляет 32 километра. После того, как профиль девятого этапа был официально опубликован организаторами, «вой» спортивных директоров и начальников команд можно было слышать еще на протяжении нескольких недель после презентации.

Давайте разбираться. Если мы вспомним классический маршрут самой престижной гравийной гонки Страде Бьянке (не СуперБьянке для СуперПогачара, что была в этом году), то там протяженность «белых дорог» составляет 63 километра. Ну Тур де Франс выходит ровно в два раза меньше. Но не забываем, что там речь идет об однодневной классике, где всех волнует только имя победителя, а время проигравших уже не имеет значения. Здесь же гонка по окрестностям Труа является частью самого престижного в мире Гранд-Тура, и будет очень обидно, если какие-нибудь проколы откинут фаворита на несколько минут назад в генеральной классификации и, по итогу, решат судьбу желтой майки.

Напомним, что в маршруте Джиро этого года также были гравийные белые дороги на одном из этапов, но их было всего несколько, и общая протяженность не достигала до отметки в 12 километров. Многие гонщики опасались их даже на «Корса Роза», но все прошло благополучно, и нареканий к организаторам не возникло. Но 12 километров – это никак не 32, и успешный итальянский опыт нельзя брать за основу. Притом почти все гравийные сектора на «Большой Петле» расположены во второй части этапа, то есть после отметки в сто километров. Поэтому тихий ужас в глазах и доносящиеся мольбы о спасении от неудач и проколов, вполне объяснимы.

Разумеется, здесь мы вновь обратимся к директору гонки Кристиану Прюдомму, который традиционно дает комментарии по каждому этапу Тур де Франс. Он, в целом, не видит, в предложенном маршруте каких-то больших проблем, поскольку подобный вариант с белыми дорогами Шампани уже обкатывался на женской версии Тура в 2022 году, и не оставил негативных впечатлений. Правда, босс не уточнил, что протяженность и скорости тогда были несколько другими. Но спорить с директором мы, разумеется, не станем. Поверим, а потом проверим.

Маршрут 9-го этапа Тура

Труа, принимающий старт и финиш этапа, впервые появился на маршруте Тур де Франс 85 лет назад. И тогда город стал местом проведения сразу двух полуэтапов в финальный день гонки – действа, которое просто невозможно вообразить в современном велоспорте.

О чем речь? В 4:30 утра пелотон отправился из Дижона в Труа на «короткий» 151-километровый равнинный этап, который, как и предполагалось, закончился групповым спринтом и победой француза Рене Ле Греве над соперниками с минимальным преимуществом в ширину шины колеса. В Труа пелотон оказался в районе 9:30 по местному времени, и сразу после пересечения финишной линии гонщики отправились на завтрак (или же обед) с богатым шведским столом, в меню которого присутствовали салаты, мясные закуски, фрукты и даже пиво.

И только после этого, в 10:30 они вышли на… нет, не награждение, а на второй полуэтап из Труа в Париж, где требовалось проехать еще 201 километр. Профиль там также был относительно равнинным, и все вновь закончилось спринтом, но уже из маленькой группы беглецов, в числе которых оказался и победитель общего зачета бельгиец Сильвер Мас. Правда, победу на этапе забрал не он, а его товарищ по национальной сборной Марсель Кинт. Суровость гонок первой половины прошлого века, конечно, впечатляет.

Если вы думаете, что на этом интересные моменты из истории Тура, связанные с Труа (почти игра слов) заканчиваются, то глубоко ошибаетесь. Другая любопытная история случилась в 1960 году на предпоследнем этапе из Безансона в Труа. На сей раз, правда, обошлось уже без этих «полуэтапов» – это был классический день на «Большой Петле» по равнинам среди виноградников Шампани протяженностью в 229 километров.

После того, как гонщики преодолели две трети пути, в районе Коломбе-ле-Дез-Эглиз весь пелотон остановился. Директор гонки Жак Годде узнал о том, что на гонку пришел сам Шарль де Голль, и по согласованию со спортсменами, гонка были временно приостановлена. Годде торжественно заявил: «Тур де Франс горячо приветствует генерала де Голля!», а участники в знак уважения сняли с себя головные уборы. Президент же в свою очередь также их приветствовал и перебросился парой слов с несколькими лидерами.

Тем временем, Пьер Бюффей, сильно отставший от пелотона из-за прокола колеса, удивился, когда увидел стоявших на обочине соперников, но не стал останавливаться, решив продолжить гонку. Так не имевший шансов на успех спортсмен вырвался вперед, и в итоге первым финишировал в Труа, опередив преследователей почти на минуту. После гонки он с радостью заявил: «Знаете, а я всегда голосовал за де Голля». А вот его соперникам директора команд сделали строгий выговор и впредь требовали быть более внимательными.

Что ж, посмотрим, подарит ли Труа нам еще одну удивительную историю в коллекцию Тур де Франс. По крайней мере, необычный профиль воскресного этапа дает на это надежду.

Шарль де Голль на Тур де Франс 1960 года

Достопримечательность этапа: Долго думали, что бы могло стать достопримечательностью этого этапа, кроме виноградников, про которые говорить в очередной раз было бы моветоном.  Безусловно, можно было уделить внимание самому Труа, но город примет только старт и финиш этапа, а сама гонка пройдет по его окрестностям. И, вот, когда мы уже почти отчаялись найти нужное место, поняли, что постоянно маячившее перед нами на карте и сильно мешавшее голубое пятно и было той самой «точкой Х».

Но сначала небольшая предыстория. В 1910 году крупное наводнение на Сене затопило Париж, и власти всерьез задумались над планом, который бы смог спасти французскую столицу от повторения подобного бедствия. Наиболее очевидной казалась идея создания водохранилища выше по течению реки, и наиболее подходящими для этого были почвы Шампани. Но проблема заключалась в том, что местные политики категорически были против столичной инициативы, поскольку в этом случае пришлось бы уничтожать огромную часть местного дубового леса, который считался едва ли ни самым красивым во всей Восточной Франции. Получив решительный отпор, идея заглохла.

Но в 1951 году Сена вновь разлилась, и здесь уже никто никого спрашивать больше не стал. Без всяких консультаций началось строительство озера с каналами, плотинами и мостами. Гигантская работа была проделана менее чем за шесть лет, и сразу по их завершении водохранилище было введено в эксплуатацию. Со своей площадью в 23 квадратных километра оно считается третьим по величине рукотворным озером во всей Франции, и является одним из четырех специально созданных на Сене для защиты столицы от затоплений.

Его название несколько раз менялось, но сейчас широко используются два варианта: Сенское водохранилище или озеро Орьен, то есть Восточное озеро по аналогии с одноименным местным лесом. Говорят, что все это как-то связано еще с рыцарями-тамплиерами, но для этого придется глубоко копаться в истории Франции.

Так или иначе, вот уже более пятидесяти лет Орьен не только исправно выполняет свою основную функцию в интересах Парижа, но уже давно стал любимым местом отдыха жителей Шампани. Здесь можно позагорать на местных пляжах, покупаться, покататься на лодках и каноэ, заняться виндсерфингом и парусным спортом. И, конечно же, здесь есть 42-километровая велосипедная дорожка, которая также вам позволит насладиться местными пейзажами. А к востоку от озера расположился тематический парк развлечений Ниглоленд, который является третьим по посещаемости во всей Франции после Диснейленда и Парка Астерикса.

Озеро Орьен появится на маршруте воскресного этапа Тур де Франс дважды: в начале пути вскоре после выезда из Труа, и ближе к концу перед финальными шестью гравийными участками. Тогда, правда, гонщики не будут уже катить непосредственно вдоль берега, но его силуэт будет обязательно маячить на заднем фоне.

Кстати, у озера нет островов, но есть сразу восемь полуостровов, и один из них называется маленькая Италия. Все дело в том, что если на него посмотреть сверху, то он внешне очень напоминает силуэт Апеннинского полуострова.

Озеро Орьен и его полуострова – спасение для Парижа

От автора: Длинную первую неделю Тур де Франс мы завершаем в приятном предвкушении, поскольку число подписчиков нашего велоблога стремится к двум сотням. Для очень нишевого и не самого популярного вида спорта, который у нас не так много смотрят, и еще меньше о нем читают, наверное, это можно считать вполне достойным результатом. Тем не менее, мы напоминаем, что если у вас есть время и желание, то вы можете поддержать нас плюсами, комментариями, подписками или донатами. Возможно, благодаря вам кто-то еще увидит этот текст, и захочет присоединиться к нашим ламповым встречам с миром велоспорта.

Photo: winehog.org, aso.fr, bourgogne-tourisme.com, travelinpink.com, republicain-lorrain.fr, parcs-naturels-regionaux.fr, memoire-histoire.fr, chroniqueduvelo.fr, bluemountainsgazette.com.au, leprogres.fr