22 мин.

Колосс ужаса: астурийский монстр Англиру

Эти пастбища и водопои для скота в самом сердце горного хребта Арамо используются астурийцами давно. Однако, невероятной красоты природа была известна в основном только владельцам местных ранчо, да редким туристам, решившим забраться на пик Гамональ. И лишь приезд знаменитой испанской велогонки значительно увеличил узнаваемость этих мест.

Один из самых тяжелых подъемов в истории получил имя Англиру в честь расположенного рядом одноименного озера. Дорога к местному «мирадору» была и раньше, но состояние было никудышным, и специально под Вуэльту ее обновили. Правда, даже в настоящее время ездить по ней рекомендуют с осторожностью из-за того, что скот продолжает активно пастись на местных склонах, и асфальтовое полотно из-за этого почти всегда грязное. Тем не менее, если все же доберетесь до парковки наверху, поход на самую вершину к Гамоналю не вызовет у вас особых сложностей. А оттуда в погожий день можно увидеть всю Астурию, Кантабрийское море и горные вершины парка Пикос-де-Эуропа.

Козьи тропы Астурии и Кантабрии ждут нас в ближайшие дни на трех заключительных горных этапах Вуэльты-2023. Но перед тем как их представить, вспомним текущее положение в главных зачетах гонки. Королевский Турмале превратил Ремко Эвенпула из генеральщика в охотника за всем, что хорошо или плохо лежит. Главное условие, чтобы до него можно было дотянуться, и бельгиец будет пытаться все это схватить. А параллельно Кусс, Роглич и Вингегор постараются удержать то, что добыли. Давайте же посмотрим, что из всего этого выйдет.

Генеральная классификация: 1. Сепп Кусс (США), 2. Примож Роглич (Словения) +1:37, 3. Йонас Вингегор (Дания) +1:44, 4. Хуан Аюсо (Испания) +2:37, 5. Энрик Мас (Испания) +3:06, 6. Марк Солер (Испания) +3:10, 7. Микель Ланда (Испания) +4:12, 8. Александр Власов (Россия) +5:02

Очковая классификация: 1. Кэйден Гроувз (Австралия) – 208 баллов, 2. Ремко Эвенпул (Бельгия) – 135, 3. Андреас Крон (Дания) - 111

Горная классификация: 1. Ремко Эвенпул (Бельгия) – 71 балл, 2. Майкл Сторер (Австралия) – 39, 3. Йонас Вингегор (Дания) - 36

Молодежная классификация: 1. Хуан Аюсо (Испания), 2. Киан Эйтдебрукс (Бельгия) +2:53, 3. Жуан Алмейда (Португалия) +6:02

Ремко Гороховый

12 сентября (вторник). Плайя-Лиенкрес - Бехес, 120 км (холмистый этап). Трансляция: 15:15-19:00

Во время выходного дня караван Вуэльты переместился на самый север Испании в район Кантабрии и Астурии, где и пройдут ближайшие горные этапы. Вполне классический выбор организаторов, поскольку традиционно именно здесь сосредоточены самые тяжелые и легендарные подъемы в стране: Лос-Мачукос, Кабарга, Фаррапона, Гамонитейро, Лагос де Кавадонга и Англиру. И последний, самый ужасный из них, вошел в маршрут этого года. Но об этом чуть позже, а во вторник – куда более приземленный этап.

Стартует он из окрестностей Сантандера. Безусловно, можно было поехать непосредственно из самого города, но организаторы, исходя из целей туристической рекламы, вынесли «салиду» на пляжи северной Испании. Они не так популярны, как Коста-Бланка или Коста-Дорада, поскольку воды Атлантического океана никогда не отличались особой теплотой. Выше двадцати градусов Кантабрийское море (он же Бискайский залив) прогревается только в июле-августе, и порою еще можно купаться в сентябре. Но эти показатели все равно очень далеки от тех, что предлагают курорты Валенсии и Каталонии. Именно поэтому в Кантабрии на севере, как и в случае с Коста-дель-Соль на юге, стоит совмещать пляжный отпуск с посещением различных достопримечательностей. 

Отправление от пляжа Плайя-де-Лиенкрес – это не только и даже не столько реклама отдыха у моря. Это пиар-акция всего большого природного парка на побережье Кантабрии с пляжами с золотистым песком, с сосновыми лесами, скалами и даже дюнами. Они являются заповедными, и насколько знаю, на них не пускают, вокруг поставлены ограждения, но разработан специальный 6-километровый круговой маршрут, который позволяет понаблюдать всю красоту здешней природы со стороны. Сосновые леса здесь были посажены 75 лет назад как раз для того, чтобы сдерживать наступление дюн. Изначально это были небольшие холмики из песка ветрового происхождения, а со временем возникли огромные мысы.

Кстати, о ветре – благодаря ему эти края очень популярны у серфингистов, которые ловят приличные волны высотой в два-три метра на берегу Бискайского залива. Кроме того, вы обязательно обратите внимание на эффектные скалы, которые рассыпаны вдоль всего побережья Лиенкреса, и высота некоторых из них достигает 75 метров. Часть из них расположены в море, позволяя создать небольшие бухты, совершенно изолированные от морских волн.

Пляж Лиенкрас

От Плайя-де-Лиенкрес пелотон Вуэльты отправится преимущественно в западном направлении и будет ехать вдоль побережья Кантабрийского моря по довольно ровным дорогам. Их нельзя назвать совсем гладкими как стол, но ни разу набор высоты не будет превышать сотни метров, что для гонщиков мирового уровня не представляет какой-либо сложности. Такую картину мы будем наблюдать на протяжении приблизительно двух часов, пока не будет разыграна спринтерская и одновременно бонусная премия. Именно с этого момента гонка развернется на юг и поедет вглубь страны для преодоления финального и единственного подъема дня.

Финишировать будут в маленькой деревушке Бехес, известной своим сыром с плесенью Пикон Бехес-Тресвисо. Несколько тысяч козлов и овец давно пасутся на здешних горных пастбищах национального парка Пикос-де-Эуропа, давая молоко, из которого потом и делают сыр. Собственно, на подъем, получивший название Бехес (4,8 километра со средним градиентом 8,8%) Вуэльта и поедет во вторник. Он имеет типичный профиль для здешних гор с чередованием крутых рамп с пологими участками. Самое сложное испытание для гонщиков приготовлено на последние полтора километра – там все время будут двузначные градиенты, периодически доходящие до 14-15%.

Подъема Бехес по факту не существует, поскольку это только часть восхождения на Сальто-де-ла-Кабра, то есть на гору под названием «Прыжок Козла». И что самое интересное, всю самую сложную часть после Бехеса организаторы Вуэльты «отрезали». Дорога идет наверх на протяжении еще пяти километров, где градиенты стабильно держатся в районе 11-12%. Связано это решение с тем, что на этом участке дорожное покрытие совершенно убитое с несколькими сетками для крупного рогатого скота. Теоретически их можно объехать, но это совсем не вариант для Вуэльты. Даже местные велолюбители советуют слезать со своего двухколесного коня, поскольку «забираться сюда в окружении белоголовых овец и козлов – занятие хоть и прекрасное, но вполне себе одинокое, поэтому, если сломаете ногу, никто кроме животных вам на помощь не придет».

Испанцы говорят, что часть до Бехеса вполне себе рядовая, и самые красивые виды, ради которых и стоит подниматься на Сальто-де-ла-Кабра, начинаются ближе к вершине. И несмотря на плохое покрытие в виде типичной козьей тропы, его ехать гораздо приятнее, чем тот же соседний Фуэнте Де, на который Вуэльта забиралась в 2012 году, когда победу одержал Альберто Контадор.

От автора: Чтобы вы понимали, насколько гонщикам облегчили задачу, приведу цифры полного восхождения на Сальто-де-ла-Кабра: 10,4 километра со средним градиентом 9,7%. Тут реально стоит прыгать как козел.

16 этап

Достопримечательность этапа: Приблизительно за 75 километров до финиша пелотон проедет средневековый город Сантильяна-дель-Мар, который многие считают одним из самых красивых в Испании. Тут сохранились дворцы, особняки в стиле барокко, дома, украшенные гербами, и церковь XII века. Впрочем, про него же шутят, что это город, несущий в своем названии сразу три откровенных лжи. Он не является святым («Санто»), здесь нет равнин («Льяна») и даже отсутствует море («Мар»). В реальности же имя было дано в честь Святой Джулианы, чьи останки хранятся в местной церкви.

В нескольких километрах от Сантильяна-дель-Мар находится пещера Альтамира, известная как «Сикстинская капелла палеолита». Там можно посетить музейный комплекс с точной репликой изображений, которые 15 000 лет назад рисовали доисторические люди: бизонов, оленей, лошадей и множеством других символов. Впрочем, по мнению ученых, возраст некоторых из них минимум в два раза больше заявленного выше.

Сама пещера имеет более тысячи метров в длину, и, хотя рисунки находили абсолютно на всех ее участках, следы активной человеческой деятельности находили в основном только у ее входа. Много тысяч лет назад он оказался замурован в результате камнепада. И только спустя некоторое время упавшее со склона дерево несколько разбросало камни и снова приоткрыло вход в пещеру.

Наскальные рисунки были обнаружены в 1879 году археологом-любителем Марселино Сансом де Саутолой, который обнаружил их вместе со своей восьмилетней дочкой. Правда, ценность и древность картин смогли доказать гораздо позже, а современники Саутолы и вовсе обвиняли его в подделке рисунков из-за исключительной их сохранности. Реабилитирован он был только после смерти.   

После открытия для посещения туристами пещеру несколько раз закрывали из-за того, что выдыхаемый углекислый газ крайне негативно сказывался на рисунках, образовывалась плесень. После этого были построены точная копия пещеры и музей, которые позволили окончательно отказаться от туристического потока в оригинальных стенах Альтамиры. В 2010 году поднимался вопрос о новом открытии доступа, но Министерство культуры Испании после совещания с экспертами окончательно отказались от этой идеи, поскольку условия внутри пещеры с отсутствием людей за минувшие годы стали значительно лучше.

Пещера Альтамира

13 сентября (среда). Рибадеселья - Англиру, 124 км (горный этап). Трансляция: 15:30-19:00

Второй королевский этап на Вуэльте после Турмале. Как мы помним, во Франции случился бенефис команды Jumbo-Visma с тройным подиумом для Вингегора, Кусса и Роглича. Стоит ли ждать аналогичного результата в среду? Совсем необязательно, хотя силу этих трех гонщиков все прекрасно поняли. Подъемы в Астурии совершенно иные, да и профиль всего этапа заметно отличается от того, что мы видели на прошлой неделе. Тогда прямо со старта поехали в гору, и равнины вообще отсутствовали на маршруте как класс. Сейчас начнут гораздо более плавно.

Стартует этап вновь в приморском городе Рибадеселья, который делится пополам рекой Селья, тут же впадая в Канатбрийское море. Река имела ключевое значение еще в Средние века, поскольку одним из ключевых занятий местных жителей была ловля лосося и охота на зимовавших в этих водах китов. Кроме того, сюда по реке сплавляли древесину.

В наше время в начале августа на Селле проводится престижное международное соревнование по гребле на каноэ, которое получило название Лас-Пирагуас. Гонка имеет протяженность в двадцать километров, и в Рибадеселье традиционно организуется финиш. Хотя сами соревнования продолжаются чуть больше часа, большой праздник с различными торжественными мероприятиями растягивается на несколько дней.

Рибадеселья сама по себе очень интересна – здесь есть песчаные и каменистые пляжи, расположенная на мысе часовня, красивая смотровая площадка со скал, следы деятельности динозавров, пещера с наскальными рисунками, симпатичная набережная и даже маяк, который, правда, находится за забором и практически не виден жителям города. Сами испанцы даже жалуются, что им пора бы поучиться у соседей из Португалии, которые создают из маяков настоящий культ, привлекая огромное число туристов.

Рибадеселья

Велолюбители могут совершить часовую поездку (или двухчасовую, в зависимости от вашей физической формы) из Рибадесельи до Кангас-де-Онис, откуда начинается один из самых известных подъемов Вуэльты к Лагос-де-Ковадонга. А если сделать небольшой крюк с западной стороны, то есть возможность заехать на еще один классический испанский подъем – Мирадор-дель-Фито.

Если вы вдруг захотите проехать все это на велосипеде и забраться на самую вершину к озерам, пожалуй, стоит отвести на это целый день. Получится около шестидесяти километров только в одну сторону, и в районе сотни в сумме. Рогличи и Эвенпулы такое преодолели бы часа за три. Обычные же люди могут рассчитывать на 9-12 часов красивого путешествия с преодолением двух тысяч метров по вертикали. Словом, на семейную поездку не очень похоже. Но альтернативы всегда можно подобрать, поскольку регион этот до предела велосипедный.

Впрочем, организаторы Вуэльты выбрали совершенно иной маршрут, обходя все вышеупомянутые знаменитые подъемы, но взамен предложили другие не менее известные. От Рибадесельи поедут в юго-западном направлении, и первые почти семьдесят километров будут относительно пологими. Будут встречаться тягуны, небольшие холмы, но все это несерьезные испытания для профессионалов. А вот после этого начнутся настоящие мучения – три тяжелейшие горы почти без равнин.

Первой в очереди стоит Альто-де-ла-Кольядиэлья (7,8 километров со средним градиентом 7,1%). Она сама по себе крайне непростая, но в рамках королевского этапа считается разминочной перед воистину адской связкой подъемов, которая есть в мировом велоспорте. С Кольядиэльи будет достаточно длинный спуск к местечку Фигаредо, где будет разыгран спринт, а также бонусные секунды. Это шахтерский городок, где на протяжении нескольких веков активно добывали уголь. Поэтому главной его достопримечательностью можно назвать старую скважину, закрытую в 2007 году. Сейчас в этом районе располагается свалка отходов, а также ведутся археологические раскопки с определенным успехом – говорят, нашли останки римского форта.

А после Фигаредо начнется то, ради чего все поклонники велоспорта и соберутся у своих экранов – классическая связка двух тяжелейших подъемов: Альто-дель-Кордаль (5,4 километра со средним градиентом 9,2%) и легендарное восхождение на Альто-де-л’Англиру (12,4 километра со средним градиентом 9,8% с отдельными участками в 20-24%). Чтобы вы понимали весь ужас предстоящего испытания, отмечу один момент. Как-то мне удалось немного пообщаться с одним из лидеров команды Astana Qazaqstan Алексеем Луценко, и я у него спросил, какой из подъемов он бы выделил – Дзонколан, Мортироло, Мон-Ванту?.. Он ответил, что настоящий кошмар – Англиру, это самая крутая и тяжелая гора, которую он когда-либо ездил в карьере. Пожалуй, стоит довериться словам профессионального гонщика, преодолевшего немало сложных подъемов в своей карьере. Пользуясь случаем, передаем Леше привет и желаем удачи в следующих гонках.

17 этап

Достопримечательность этапа: Не назвать Англиру главной достопримечательностью такого этапа было бы кощунственно. Вуэльта стала узнаваема во многом благодаря этой горе. До этого у испанского Гранд-Тура фактически был только один подъем, который имел высокий статус и большую популярность – те самые озера Ковадонги. Но при всем уважении к ним, сверхтяжелым это восхождение назвать нельзя. В это же время у Тур де Франс были Мон-Ванту, Альп-д’Юэз, Турмале; Джиро могла похвастаться Мортироло и Стельвио. Вуэльта долго искала эпический подъем, который мог бы сравниться с этими монстрами, и в 1999 году он был найден.

Несмотря на то, что из-за густого тумана практически ничего не было видно, этап с финишем на Англиру запомнился надолго. Во-первых, уверенно шедший к победе россиянин Павел Тонков был крайне удивлен внезапно появившимся из-за спины горняком Хосе Марией Хименесом, которому в итоге и покорился Англиру. Говорили даже, что испанца мог подвезти один из мотоциклов сопровождения, но доказать в таких условиях ничего было невозможно. Во-вторых, отзывы о монструозной горе оказались очень разнообразными. Например, босс одной из сильнейших команд того времени Kelme Висенте Бельда ругался едва ли ни матом: «Они чего добиваются? Крови? Они говорят о чистом велоспорте, требуют избегать допинга, и при этом заставляют гонщиков карабкаться на эти варварские подъемы». Один из участников назвал Англиру бесполезным, поскольку здесь не гоняются, а просто выживают, все встают на педали и едут друг за другом, кто как может. А другой, наоборот, защищал организаторов и уверял, что это великая гора.

В 2002 году участникам Вуэльты снова не повезло, поскольку на Англиру поднимались под дождем. Из-за скользкой разметки машины проскальзывали на узкой и крутой дороге и не могли заехать наверх, из-за чего многие гонщики остались без технической помощи и доезжали в буквальном смысле на спущенных колесах. Британец Дэвид Миллар, трижды падавший на этапе, даже решил устроить импровизированный бойкот – он остановился в метре от линии финиша и сдал свой гоночный номер судьям. По итогу он был снят с гонки за нарушение гоночной процедуры.

Несмотря на все жалобы, зрители быстро полюбили Англиру. А на Джиро даже отчаянно стали искать подобный по сложности подъем и включили в маршрут знаменитый Дзонколан. Испанцы, в свою очередь, совсем недавно нашли «младшего брата Англиру» - гору Гамонитейро, располагающуюся по соседству. И все же «астурийский монстр» вот уже 24 года остается самым устрашающим подъемом мирового велоспорта, в среду на него поедут в девятый раз. Последними покорителями Англиру были Альберто Контадор (2017) и Хью Карти (2020). Британец едет на Вуэльте и в этом году, но мало кто верит, что он сможет повторить свое достижение.

От автора: Вопреки распространенному мнению о том, что на Англиру мало кто может оторваться от соперников, и все попросту шагают друг за другом, сухая статистика утверждает, что именно на этом подъеме временные разрывы среди участников максимальные по сравнению со всеми другими известными подъемами. Впрочем, как относиться к этому монстру – персональное дело каждого. Прыгай как козел или плетись как улитка…

Англиру

14 сентября (четверг). Пола-де-Альянде – Ла-Крус-де-Линарес, 179 км (горный этап). Трансляция: 13:30-19:00

Заключительный по-настоящему горный этап состоится в четверг в Астурии и финиширует на абсолютно новом для Вуэльте подъеме совсем неподалеку от Овьедо. Это последний шанс что-то серьезно изменить в генеральной классификации гонки и проявить себя настоящим панчерам, которые любят короткие и крутые горы. Все восхождения будут до десяти километров, но с рампами, которые могут выбить дух из любого профессионального спортсмена в не самый лучший для него день. Организаторы обещают то, что требуют зрители – хлеба и зрелищ.

Старт будет дан в Пола-де-Альянде, который находится на оригинальном Пути Святого Иакова, начинающемся в Овьедо и ведущем к Сантьяго-де-Комостела. Считается, что именно он был пройден первым в IX веке, а позже были созданы альтернативные варианты из Франции, Португалии и Северный путь из Ируна. К слову, его популярность заметно растет, например, в прошлом году впервые по Пути Святого Иакова прошло более четырехсот тысяч паломников.

Сам Пола-де-Альянде в первую очередь известен по дворцу Сьенфуэгос-де-Пеньяльба, который возвышается на холме в непосредственной близости от города. Он был построен в XV веке на месте древнего форта, но старые готические элементы прослеживаются только на самых нижних уровнях. Несколькими столетиями позже он был еще раз значительно переделан по указу графа Пеньяльбы, который устроил в этом поместье свою резиденцию. Сейчас во дворце есть две старые квадратные башни, а также одна новая прямоугольная, изначально предназначенная для жилья. Всего же здесь разместилось 23 спальни, кухня, гостиная, молельня и многое другое.

С ремонтом лестницы, ведущей наверх из города, доступ к дворцу стал значительно легче. Еще совсем недавно из-за бурной растительности и постоянных обрушений старых лестничных конструкций немногие решались забираться на холм. Впрочем, по отзывам последних посетителей, проблемы с доступом снова начинают возникать, да и в целом состояние поместья оставляет желать лучшего. Внизу же, через самый центр Пола-де-Альянде протекает небольшая река, которая славится форелью. Одна беда для любителей рыбалки – ловить ее здесь законодательно запрещено.

Из Пола-де-Альянде дорога сразу возьмет в восточном направлении, пелотон будет двигаться в сторону Овьедо через различные горные препятствия, коих организаторы приготовили целых пять. В их числе окажется и очень популярный на Вуэльте подъем Пуэрто-де-Сан-Лоренсо (9,9 километра со средним градиентом 8,6%), который будет преодолен ровно на середине пути. Он всегда считался промежуточным перевалом перед штурмом каких-то тяжелых астурийских вершин. Если ехать его с классической западной стороны, то это дорога на Коберторию, и оттуда на Англиру, Гамонитейро, Куйту Негру и Кубилью. Если выбрать восточный вариант восхождения, то дальше обычно поворачивают на Фаррапону. Так или иначе, все вышеперечисленные горы популярны у велолюбителей и не раз появлялись на маршруте Вуэльты.

Как рассказывали сами испанцы, еще тридцать лет назад на Сан-Лоренсо вела старая совсем узкая дорога, на которой не могли спокойно разъехаться даже две машины. И хотя на региональных туристических картах отмечался этот перевал, использовался он мало, обычно местными. Хотя они всем гостях региона его очень советовали, приговаривая: «Если забрать на вершину и взглянуть на горы впереди, можно увидеть медведей больше, чем во всем природном парке Сомьедо». Сейчас, на Сан-Лоренсо построили современную широкую двухполосную дорогу, из-за чего некий колорит был потерян. Однако, ее несколько спрямили, из-за чего подъем на вершину для велосипедистов стал еще тяжелее. В итоге, вышло три тяжелых участка, которые чередуются с небольшими пологими полками. В последний раз на Сон-Лоренсо заезжали в 2021 году, и тогда первым на вершине был австралиец Майкл Сторер. Эксперты предполагают, что он вполне может и повторить это достижение.

Сан-Лоренсо

На Сан-Лоренсо в этом году едут в классическом направлении, но без визита к привычным нам вершинам. Вместо этого организаторы нашли абсолютно новый подъем Пуэрто-де-ла-Крус-де-Линарес (8,3 километра со средним градиентом 8,6), который будет пройден дважды в финале этапа. Его сложность заключается в том, что он сразу берет резко вверх, абсолютно не позволяя перевести дух. Первые пять километров – это стабильные двузначные градиенты с отдельными участками в 15-16%. И только когда гонщики будут выезжать из лесного массива через бетонный пандус и небольшой городок на открытое пространство ближе к вершине, гора несколько смилостивится и предложит более щадящие участки. Однако, если ты забил ноги на стенке внизу, то на относительно пологих верхних участках продолжишь терять много времени, в то время как соперники будут ускоряться. Первое восхождение на Крус-де-Линарес начнется за тридцать километров до финишной линии, наверху будут разыграны бонусные секунды, после чего будет спуск, небольшой прокат по равнине и второе прохождение этой горы.

Гонщик Burgos-BH Пелайо Санчес живет в этих краях и прекрасно знает этот подъем: «Я здесь много тренируюсь, для меня это почти как трасса MotoGP, где спортсменам нужно уметь ездить с закрытыми глазами. Подъем заставляет постоянно работать на своих склонах и идеально сочетается с другими вершинами: Англиру, Коберторией и подобными. Рад, что сюда заедет Вуэльта, и на него обратят внимание. Полагаю, что двойное восхождение на него открывает возможность для двух гонок в одной: часть гонщиков поедет за победой на этапе, а другие будут разбираться в генеральной классификации. Здесь очень важно не затеряться в глубине группы, если потеряете метров двести от лидера, то на узких дорогах вся толпа впереди утянет вас вниз. А ближе к вершине на открытых пространствах ждите сильные ветра». Не зря эта гора пользуется популярностью у парапланеристов.

В конце своего рассказа о Крус-де-Линарес Пелайо Санчес отметил: «Местные жители в основном здесь занимаются животноводством, а другие попросту перешли в категорию пенсионеров. В целом весь этот район хребта Арамо очень тихий, хотя мы и любим велогонки. Либо катаемся сами, как в моем случае, либо выходим на дороги поболеть за спортсменов. Стоит признать, что у нас редко бывает хорошая погода, но зато есть подходящая местность и дороги, которые просто зовут вас сесть на велосипед и прокатиться с ветерком». Собственно, за этим мы и будем наблюдать в в ближайшие дни в период проезда Вуэльты по «козлиным тропам» северной Испании.

18 этап

Достопримечательность этапа: Спуск с перевала Пуэрто-де-Сан-Лоренсо ведет в городок Сан-Мартин, в пешей доступности от которого начинается так называемая «Медвежья тропа». Это 50-километровая дорога, ставшая очень популярной у велолюбителей и сторонников активного отдыха. Когда-то здесь проходила линия шахтерской железной дороги, тянувшая до пригородов Овьедо. Конкретно она вела в городок Трубия, который Вуэльта проедет незадолго до начала первого восхождения на Крус-де-Линарес. Трубия была известна своей оружейной промышленностью, токарными мастерскими и сталелитейными заводами. Дальше дорога вела в городок Проаса, после чего разделялась на две ветки, одна из которых и шла в сторону Сан-Мартина. Кстати, городок Проаса мы также увидим в четверг во время гонки, именно туда идет спуск с вершины Крус-де-Линарес.

По шахтерской железной дороге обычно возили руду и уголь, но с истощением ресурсов и из-за низкой экономической рентабельности она был закрыта в 1963 году. Больше двадцати лет простояв без дела, о ней вспомнили, когда власти Астурии задумались о развитии сельского туризма. Рельсы разобрали, дорожное покрытие обновили, оборудовали стоянки с зонами отдыха, запланировали различные спортивные мероприятия (марафоны, чемпионаты по парапланеризму, создали альпинистские маршруты и прочее), в результате чего резко вырос интерес к этим местам.

Одно из ответвлений тропы ведет к этнографическому музею в Барсене, где воспроизведены традиционные астурийские дома и конюшни с предметами домашнего обихода и различными сельскохозяйственными инструментами. Возможно, его мы также увидим, поскольку и здесь Вуэльта проедет.

А что же с медведями? В начале 90-х годов в этих краях завелся молодой медведь по кличке Обжора. Он постоянно приходил к местным ульям и кормился медом. В итоге, после некоторых совещаний, было принято решение назвать дорогу Сенда-дель-Осо, то есть «Медвежья тропа». Кроме того, для сохранения популяции бурых медведей организована смотровая площадка для наблюдений за ними, поскольку маршрут проходит совсем неподалеку от охраняемой зоологической зоны.

Сами испанцы называют «Медвежью тропу» большим путешествием для всей семьи, на пути нет каких-то сложных и непреодолимых препятствий. Правда, некоторые советуют не пользоваться велосипедом, а проходить все эти места пешком, чтобы полностью насладиться природной красотой. Например, дорога от Сан-Мартина до Проасы идет постоянно под гору, поэтому очень комфортна для любых возрастов. А если вам захочется приключений, то можно свернуть чуть в сторону и забраться на тот самый Крус-де-Линарес, в какой-то мере почувствовав себя частью большого сообщества любителей Вуэльты.

Медвежья тропа

От автора: Ремко Эвенпул жаловался в интервью в воскресенье, что Jumbo-Visma постоянно пыталась его контролировать и никак не хотела отпускать отрыв с его участием: «Я десять раз повторил Йонасу Вингегору, что больше не борюсь в общем зачете и гоняюсь только за горными очками и отдельными победами на этапах, но он мне все равно не верил. К счастью, в конце концов до них это дошло». Бельгиец пообещал, что во вторник сделает себе разгрузочный день и вновь потеряет много времени относительно генеральщиков, чтобы затем ярко себя проявить на этапах до Англиру и к Крус-де-Линарес. Пока ничего не понятно, что из этого выйдет, но уже очень хочется посмотреть.

А пока мы с удовольствием отмечаем, что материал про легендарный перевал Турмале набрал свыше 70 плюсов и стал самым популярным в истории нашего велосипедного блога. Надеемся, что Англиру, ставший настоящим символом Вуэльты, также заслужит вашего внимания и одобрения. Кстати, в комментариях можете оставить свои зрительские впечатления от этого подъема. Какую сторону вы занимаете – он интересный и выдающийся или слишком тяжелый и нудный? Как кто-то написал, Англиру – это колосс ужаса, его либо ненавидишь, либо влюбляешься навсегда, третьего на дано.

Дорога к Англиру

Photo: aso.fr, imanesdeviaje.com, spain.info, ciclismomundialblog.com, triatletasenred.sport.es, hola.com, rtbf.be, carreteraspeligrosas.com, ciclosfera.com, climbfinder.com