13 мин.

По мушкетерским местам Гаскони в Пиренеи

Старт Тур де Франс-2023 на баскских землях входит в историю, как один из самых ярких и интересных. Борьба главных фаворитов с первого дня, красивые развязки этапов с неожиданными победителями, неудачи ведущих команд и гонщиков (сход Энрика Маса и Ричарда Карпаса) на фоне прекрасных видов Страны Басков и Бискайского залива -  все это подарила нам «Большая Петля» всего за три дня соревнований.

Для подтверждения уникальности достаточно привести всего один факт – Адам и Саймон Йейтс стали первыми за сто лет братьями, которым удалось финишировать первым и вторым на этапе Тур де Франс. До этого подобное достижение покорилось французам Анри и Фрэнсису Пеллисье в 1919 году, правда, на двух этапах подряд. Но уровень конкуренции тогда был совсем иной. Что уж говорить, если всего на том Туре до конца доехало только десять участников.

Йейтсы

Другой важной темой стали два поражения сильнейшей команды Тура Jumbo-Visma. Голландский коллектив не одержал ни одной победы на холмистых этапах, имея в составе могучего Воута ван Арта, а их лидер Йонас Вингегор все равно проиграл немало бонусных секунд Тадею Погачару. И если неудачу после финиша в Бильбао оправдали необычной тактикой соперников, то после второго дня разочарование было трудно скрыть. Более того, даже гонщики в интервью начали намекать на то, что Йонасу Вингегору тоже надо периодически включаться в командную работу, а не думать только об общем зачете и сидеть на колесе Погачара.

Недовольство Воута ван Арта вызвал и спринтерский финиш третьего этапа в Байонне, где по мнению бельгийца ему перекрыл траекторию Яспер Филипсен, нарушивший прямолинейность движения. Претензии ван Арта можно понять, но соперника оправдывало наличие небольшого поворота на финише – он не мог ехать просто прямо. В итоге, судьи после долгих совещаний все же оставили результаты этапа в силе.

Так называемый Grand Depart, торжественный старт Тур де Франс, подошел к концу. Знаменитая велогонка покидает баскские земли и начинает колесить по регионам Франции. В ближайшие дни гонщики посетят историческую область Гасконь, которая у нас в первую очередь ассоциируется с «бедным гасконцем Д’Артаньяном». И действительно, сегодня речь пойдет о мушкетерских местах. Впрочем, не только об этом – заглянем на известные автодромы страны, вспомним о Пауло Коэльо и посетим легендарную гору Турмале, давно уже ставшую одним из символов «Большой Петли». Но прежде вспомним положение в основных классификациях Тура по итогам баскских приключений.

Генеральная классификация (Maillot Jaune): 1. Адам Йейтс (Великобритания), 2. Тадей Погачар (Словения) +0:06, 3. Саймон Йейтс (Великобритания) +0:06, 4. Виктор Лафей (Франция) +0:12, 5. Воут ван Арт (Бельгия) +0:16, 6. Йонас Вингегор (Дания) +0:17

Очковая классификация (Maillot Vert): 1. Виктор Лафей (Франция) – 80 баллов, 2. Яспер Филипсен (Бельгия) – 80, 3. Воут ван Арт (Бельгия) - 52

Горная классификация (Maillot a Pois): 1. Нельсон Паулесс (США) – 18 баллов, 2. Тадей Погачар (Словения) – 7, 3. Йонас Вингегор (Дания) – 4.

Молодежная классификация (Maillot Blanc): 1. Тадей Погачар (Словения), 2. Маттиас Скьелмозе (Дания) +0:16, 3. Карлос Родригес (Испания) + 0:16

Тадей и Саймон

4 июля (вторник). Дакс - Ногаро, 182 км (равнинный этап). Трансляция: 13:45-19:00

Четвертый этап является продолжением спринтерского фестиваля, начатого накануне, поскольку на маршруте почти нет гор и неровностей. Символично, что старт будет дан в городе Дакс, который является родиной Андре Дарригада – самого успешного спринтера в истории Тур де Франс до появления Марка Кэвендиша.

Дакс находится неподалеку от Байонны, но по другую сторону реки Адур, и потому всегда относился к региону Гасконь, а не Баскским землям. Через Дакс проходил торговый и паломнический путь по римской дороге, которая соединяла Бордо и Памплону. В какой-то степени он был городом-мостом, поскольку берега реки Адур были сильно заболочены, и мост в Даксе был чуть ли ни единственным сухопутным путем через реку. Ранее отсюда везли древесную смолу, которая была едва ли ни основным товаром Гаскони. Сейчас здешняя экономика строится на термализме (в Даксе открыли первые в стране термальные спа-центры), производстве минеральной воды и туризме.

На 90 километре пути будет разыграна спринтерская премия возле часовни Нотр-Дам-дез-Сиклистес, которая, как очевидно из названия, тесно связана с велоспортом. В конце XI века здесь была построена крепость тамплиеров; ее впоследствии разрушили, оставив только часовню. Спустя многие столетия приходской священник, отслуживший мессу, задался целью сделать ее святыней для велосипедистов по примеру знаменитого итальянского аналога – Мадонна-дель-Гизалло возле озера Комо. И уже через год с благословения Папы Римского эта задумка осуществилась. Сейчас в Нотр-Дам-дез-Сиклистес можно найти футболки многих звезд мирового велоспорта: Эдди Меркса, Луиса Оканьи, Бернара Ино, Жака Анкетиля, Раймона Пулидора (дедушки Матье ван дер Пула), Андре Дарригада…

Финиш этапа состоится на автодроме Поля Арманьяка в Ногаро. По задумке организаторов широкое полотно трека должно позволить гонщикам спокойно рассредоточиться и избежать толкотни и массовых завалов. Тур де Франс здесь никогда не стартовал и не финишировал, но велоспорт Ногаро совсем не чужд. Например, в 1974 году здесь провели популярную тогда гонку Критериум дез Ас, которую выиграл великий Эдди Меркс. В недавней истории сюда заглядывал Рут дю Сюд, которую теперь мы знаем под названием Рут д’Окситания. В той гонке 2017 года принимал участие Ричард Карапас, который занял второе место в общем зачете и завоевал белую майку лучшего в молодежной классификации.

4 этап

Достопримечательность этапа: Приблизительно через час после старта этапа гонщики проедут местечко Сен-Север, которое еще неофициально называли «головой Гаскони». Город развивался вокруг своего бенедиктинского аббатства, построенного еще в VIII веке. Крупный пожар практически полностью его уничтожил, но в 1060 году церковь воссоздали. Приблизительно в те же времена переписчики трудились над рукописью «Апокалипсис Сен-Севера», которая сохранилась до наших дней и находится в Национальной библиотеке Франции в Париже.

Сен-Север всегда был аграрным городом, где выращивали кукурузу, производили фуа-гра и готовили известную Шалосскую говядину. А одним из главных развлечений считались бои быков, которые устраивались здесь еще с древних времен. Не так давно к ним добавилась еще одна забава – «энсьерро», испанский национальный обычай, заключающийся в убегании от специально выпущенных из загона быков и телят.

Также важно отметить, что ландшафт местности в Сен-Севере значительно отличается от остальных местных территорий, поскольку город расположен на холме, который возвышается над долиной реки Адур. Благодаря этому отсюда открывается прекрасный панорамный вид на ландские леса – самый крупный лесной массив на территории Западной Европы, большую часть которого составляют приморские сосны. И что удивительно, в основном это искусственные насаждения. Тем самым люди пытались остановить продвижение сыпучих песков и осушения почвы. Ландский лес можно увидеть на фото ниже.

Ландский лес

5 июля (среда). По - Ларёнс, 163 км (горный этап). Трансляция: 13:45-19:00

Пятый этап предлагает гонщикам заехать в первые большие горы на этом Тур де Франс, вызвав особые эмоции у Тадея Погачара. Дорога из По в Ларёнс – это повторение маршрута трехлетней давности (с небольшими изменениями), который запомнился дебютной победой молодого словенца на «Большой Петле». Тогда Поги в финишном створе опередил Приможа Роглича, а также еще нескольких гонщиков, включая Микеля Ланду и Эгана Берналя.

Интересно, что если накануне был финиш на автодроме Поля Арманьяка в Ногаро, то в среду организаторы предложили старт из По – города, по улицам которого еще сотню лет назад гоняли на спортивных автомобилях. Мало кто знает, но еще в 1901 году здесь прошли соревнования, впервые получившие название Гран-При. Впоследствии уже была образована серия Гран-При, которая затем превратилась в привычную всем «Формулу-1». Соревнования в По проводились в качестве незачетных гонок чемпионата, но всегда собирали очень престижный состав участников. На улочках города успеха добивались такие знаменитые гонщики, как Хуан Мануэль Фанхио, Альберто Аскари, Джек Брэбем, Джим Кларк и Джеки Стюарт. Разумеется, в наше время требования к гоночным трассам сильно изменились, и никакие машины «Формулы-1» в По приехать не могут, но младшие автомобильные классы по-прежнему здесь соревнуются. Например, в 2005 году Гран-При По выиграл только начинавший свою карьеру Льюис Хэмилтон.

Пересядем обратно с четырех колес на два. Из По пелотон Тур де Франс поедет на юго-запад в сторону испанской границы, и первые несколько часов гонщики будут двигаться по довольно равнинной местности, пока не доберутся до подножия горы высшей категории сложности Коль-де-Судет (15,2 километра со средним градиентом 7,2%). По факту это дорога к горнолыжному курорту Пьер-сен-Мартен, а также одной из самых глубоких пещер в мире, которая уходит вниз почти на полтора километра и имеет многочисленные входы как с французской, так и с испанской стороны. Осенью в эти места заглянет и Вуэльта Испании.

После спуска к деревне Арет, почти полностью разрушенной в августе 1967 года в результате одного из самых сильных землетрясений последнего времени во Франции, гонщиков ждет еще два восхождения, главным из которых станет Коль-де-Мари-Бланк (7,7 километра со средним градиентом 8,6%). Гору можно разделить на две приблизительно равные части – первая достаточно пологая с градиентами в 5-6%, а вот во второй эти цифры удваиваются, и усидеть в пелотоне будет совсем непросто. На вершине Мари-Бланк будет разыграна премия с бонусными секундами, после чего последует длинный спуск и финиш в Ларёнсе. Победу на этапе должны разыграть в спринтерской развязке оставшиеся в группе генеральщики, как собственно было и три года назад.

5 этап

Достопримечательность этапа: На 45 километре, еще до начала всех горных баталий, гонщики проедут деревню Арамитс (на фото внизу). Она является родиной для одноименной семьи, один из членов которой – молодой дворянин по имена Анри стал прототипом персонажа Арамиса романа Александра Дюма-отца «Три мушкетера». Он, к слову, был кузеном командира роты де Тревиля, родившегося неподалеку в местечке Олорон-сент-Мари, который пелотон проедет чуть ранее – на 30-м километре гонки. А прототипом Портоса считается Исаак де Порто, появившийся на свет в дворянской протестантской семье из По, где этап и стартует. Словом, в среду нас на Тур де Франс ждет путешествие по мушкетерским местам.

Арамитс

6 июля (четверг). Тарб – Котре-Камбаск, 145 км (горный этап). Трансляция: 14:00-19:00

Шестой этап – это словно школьная программа по повторению изученного и усложнению материала. Спортсменов ждет еще одно горное испытание, правда, теперь серьезных восхождений будет на одно больше, и сам финиш будет в подъем. На достаточно коротком этапе, менее 150 километров, набор высоты составит почти 4 тысячи метров по вертикали.

Старт будет дан в городе Тарб, который по сюжету романа Дюма является родиной Д’Артаньяна, хотя его прототип был выходцем из совсем других мест. В настоящее время Тарб получил известность благодаря тому, что здесь долгие годы жил и творил известный бразильский писатель Пауло Коэльо.

С самого детства его стремление к творчеству не встретило понимания у семьи. Родители чуть ли ни принудительно отправили сына учиться на юридический факультет университета, но он вскоре бросил учебу и занялся журналистикой. Из-за этого противостояние Пауло с семьей только обострилось, и его даже отправили в психиатрическую больницу. Лечение не помогло, и Коэльо дважды сбегал из клиники. В итоге, родственникам пришлось смириться с фактом, что у него не будет «нормальной работы». «Когда я был в сумасшедшем доме, то понял, что могу выбрать безумие и провести всю жизнь, ничего не делая, просто изображая сумасшедшего. Это огромное искушение. Но я хотел жить на все сто, полностью отдаваясь тому, что меня привлекало», - вспоминал Пауло Коэльо.

Стартовав из Тарба, пелотон ждет полтора часа езды по неровностям, прежде чем он подъедет к связке двух самых популярных подъемов на Тур де Франс, которые в сумме появлялись на маршруте «Большой Петли» свыше 150 раз: Коль-д’Аспин (12 километров со средним градиентом 6,5%) и легендарной Коль-дю-Турмале (17,1 километра со средним градиентом 7,3%), где, как и всегда, будет разыграна премия «Сувенир Жака Годде», директора Тур де Франс с 1937 по 1988 год. В последний раз приз в 5 тысяч евро разыгрывался два года назад, и победителем тогда стал французский гонщик Пьер Латур. Чуть ранее в 2016 и 2019 годах здесь первенствовал Тибо Пино, а в 2018 году – Жюлиан Алафилипп. Стоит ли снова сделать ставку на французов?

Турмале

Эксперты считают, что генеральщики не рискнут атаковать на Турмале, поскольку затем последует длинный спуск и небольшой участок езды по равнине, где часто дует сильный встречный ветер. Поэтому все главные разборки фаворитов должны быть отложены на финальный подъем дня Котре-Камбаск (16 километров со средним градиентом 5,4%). Он уже неоднократно появлялся на маршруте Тур де Франс, однако, до самой вершины на плато Камбаска гонщиков пускали лишь раз, в 1989 году, когда свою первую победу на «Большой Петле» одержал молодой Мигель Индурайн.

От Котре также есть дорога к знаменитому каменному мосту Пон-д’Эспань – популярному туристическому месту в Пиренеях. Тридцать лет назад организаторы Тур де Франс уже планировали совершить восхождение к мосту, но нахождение смотровой площадки в самом сердце национального парка вызвало множественные протесты, и в итоге за несколько месяцев до старта гонки от этой идеи пришлось отказаться. Хотя обычные велолюбители с огромным удовольствием поднимаются к мосту и множественным водопадам.

Пон-д'Эспань

Достопримечательность этапа: На 55 километре пути гонщики въедут в местечко Арро, из которого и начнется подъем на Коль-д’Аспин. Оно всегда было важным транспортным узлом для паломников, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостела, а до Французской революции еще и важным центром по пошиву одежды. Сейчас здесь стоит обратить особое внимание на замок Нест, в котором открыт музей, посвященный каготам. Это группа жителей Франции и Испании, пострадавших от презрения к ним их сограждан. Наиболее распространено это было именно в Гаскони и предгорьях Пиренеев.

Ученые до сих пор не могут разгадать загадку, как они оказались в числе людей, которых общество считало зловонными и прокаженными. Они по факту ничем не отличались от других, и единственным критерием причисления к каготам было происхождение от одного из родов. У них даже не было фамилий, а только имена. В некоторых регионах каготы обязаны были носить знак отличия - утиную или гусиную лапку из красной ткани, пришитую к одежде. В церквях для них делали специальный боковой вход с низким проемом, чтобы они кланялись как подчиненные, а также им отводили отдельную купель. После смерти их также хоронили отдельно. И так продолжалось много столетий, пока в 1819 году не вышел закон об отмене гонений на каготов.

Говорят, что недавно во Франции снова увидели людей с красной гусиной лапкой на одежде – на сей раз это было противники вакцинации от ковида. Тем самым они хотели обратить внимание, что их дискриминируют как когда-то каготов.

 

6 этап

От автора: Яркий старт Тур де Франс вызвал живой интерес у пользователей sports.ru, которые охотно комментируют события и результаты в новостях. Но что особенно приятно – вам интересно не только смотреть, но и читать о велоспорте. На днях наш блог отметил небольшую, но приятную цифру в 50 подписчиков. Нам это важно. Рады, что вы присоединились к нашему велоблогу, и спасибо за ваши отзывы. Постараемся сделать так, чтобы вам и дальше было интересно вместе с нами. Вернемся в четверг с рассказом о том, чем закончится первая неделя Тур де Франс. Уверяем, скучно не будет.

Пока же на прощание еще один взгляд на историческую область Гасконь и город По, который принимает один из этапов Тур де Франс-2023. Хорошего вам просмотра, а гонщикам - счастливого пути!

По

Photo: auch-tourisme.com, eurosport.com, sbs.com.au, sandayagroupe.eu, guide-bearn-pyrenees.com, tourmalet-experience.com, aso.fr, hoyaragon.es, quaeldich.de