11 мин.

Photofile #8. Йозеф Дархингер

Йозефу Дархингеру повезло — не будучи сторонником нацистской партии, он избежал репрессий, а впоследствии еще и выжил после кровопролитных боев на территории Германии. В 1952 году он начал заниматься фотографией, подрабатывая одновременно в нескольких газетах. Очень быстро его карьера пошла в гору: Дархингер стал одним из ведущих фотоографов знаменитого еженедельника "Шпигель" и лауреатом самых престижных наград в области фотожурналистики.

Объектив Йозефа фиксировал жизнь возрождающейся из пепла Германии — страны, полностью разрушенной в результате войны, разделенной на две отчужденные части и находящейся под колоссальным психологическим прессингом. Именно эти фотографии, сделанные в период 1952-1967 годов, впоследствии были признаны лучшей фото-летописью "Немецкого экономического чуда". (Фотографии кликабельны)

1958 год, Западный Берлин. Вопреки бытующему мнению, Рейхстаг был разрушен еще до войны, во время знаменитого пожара 1933 года. Переживший войну купол, на котором был водружен победный флаг СССР, был разрушен позже. На этом фото видны первые этапы работ по восстановлению здания.

Возможно, многие из вас скептически отнесутся к выбору темы для предпраздничного поста. Но я считаю, что нам, жителям страны-победительницы, очень важно ознакомиться с этой летописью. Германия, проигравшая войну, пережила беспрецедентное экономическое развитие, став локомотивом европейской экономики и подняв качество жизни своих граждан на новый уровень. В СССР же напротив — многие герои войны были репрессированы, другие обречены на нищенское существование, которое позорным образом продолжается и в наши дни.

1956 год, Кельн. Дети позируют на фоне дома, разрушенного авиаударами союзников. Видно, что в уцелевшей части еще живут люди.

1955 год, Бонн. Житель города торгует свежими продуктами питания в самодельном магазине в гараже своего дома.

В сознании большинства наших сограждан жизнь послевоенной Германии напрочь стерта из исторической памяти. Другой нюанс — враждебное отношение к рядовым немцам, жившим в то время, включая женщин и детей. 

Признаться, я сам относился к ним точно так же. Но мое восприятие кардинально изменилось после просмотра фильма "Замужество Марии Браун" Райнера Фассбиндера. Оказалось, что там жили такие же люди, жутко страдающие от маниакальных концепций своего государства.

1958 год, Дуйсбург. Выбросы вредного для здоровья газа из труб сталелитейного завода. Впрочем, вскоре начались поставки стали из азиатских стран и воздух стал намного чище.

1956 год. Мариенборн — один из двух пропускных пунктов между двумя Германиями. Обратите внимание на предупредительную надпись: "Вы переходите в русскую зону".

1963 год, Франкфурт. Военный парад в честь визита президента США Кеннеди.

1964 год, Франкфурт. Образцовый представитель немецкого среднего класса: жена, трое детей, небольшой домик с террасой в новом районе... 

Когда я смотрю на то, как жили в те годы среднестатистические немцы, то не могу отделаться от чувства жутчайшей пошлости происходящих вокруг нас событий. Советские люди, выжившие в войне, влачили в большинстве своем жалкое существование и были лишены многих жизненных благ. Сегодня государство тратит огромные деньжищи на военные пиар-кампании — парады, георгиевские ленточки, рекламные банеры и прочее. А могло бы просто помочь оставшимся немногочисленным ветеранам достойно прожить остаток жизни. Ведь многие из них до сих пор живут в ужасающих условиях.

1964 год, Франкфурт. Со дня окончания войны не прошло и 20 лет, а ярко освещенные витрины универмага Neckermann словно рапортуют об экономических успехах государства. На переднем плане виден новенький Mercedes-Benz 220 S — флагман немецкого автопрома того времени.

1957 год, Бонн. Последняя партия американской гуманитарной помощи. Посылки с надписью CARE помогли решить продовольственные проблемы, а также способствовали формированию исторической благодарности по отношению к США в сознании немцев.

Оба моих дедушки участвовали в войне. Дед по материнской линии воевал на Дальнем Востоке, где нашим противником была Япония. Солдаты были обделены теплой одеждой и обувью — мой дед получил там неизлечимое обморожение пальцев ног, но несмотря на этот недуг, вполне успешно выступал в сборной СССР по волейболу после войны. Он рассказывал, как японцы оказывали психологическое давление — сбрасывали с самолетов дырявые металлические бочки, которые падали с таким жутким свистом, что солдаты сходили с ума.

Дед по отцовской линии прошел всю войну, до Берлина. Как и многие советские офицеры, дед вернулся из Германии с трофейным контейнером, в котором были и антикварная мебель, и картины, и фарфор и многое другое (и это было нормально для того времени). Впрочем, вскоре его, как и многих других офицеров, репрессировали, и все трофеи пришлось отдать в качестве взятки прокурорам. Деда не расстреляли, а "всего лишь" посадили на 7 лет. Эти семь лет сделали его более жестким и суровым человеком, чем все годы войны.

Для меня так и осталось непостижимым его уважительное отношение к Сталину. В глубоком детстве я случайно нашел металлический бюст Вождя народов, спрятанный на полке за многочисленными книгами. Конечно же, бюст был надежно перепрятан в другое место, ведь дед хорошо помнил, чем может закончиться любовь к опальным персонажам.

1957 год. Пикник за городом и обязательные атрибуты — Фольксваген Жук и журнал Constanze — главное развлекательное издание тех лет.

1957 год, город Эйфель. Воскресный пикник — фарфоровые чашки с блюдцами, кофейник и ракетки для бадминтона. 

1959 год, Травемюнд. Балтийский пляж поделен на две части, принадлежащие разным Германиям.

1960 год. Остров Нордерни в Северном море все еще популярный курорт. Но уже через 2 года абсолютным хитом среди немецких туристов станет испанская Майорка.

1955 год, Бонн. Машин на улицах еще не так много, и мальчишки могут спокойно играть в футбол на проезжей части.

Настоящее чудо — стоит опустить в волшебный автомат небольшую монету, и он выдает целых пять жевательных конфет. Конфеты жуются с трудом и иногда на них остаются молочные зубы, но кого это остановит?

Напоследок, несколько кликабельных разворотов из книги Дархингера.

Пропаганда никогда не дремлет.

В связи с приближающимся праздником по всем каналам СМИ традиционно много говорят о событиях тех лет. Все чаще в разговорах преобладают ноты возвышенного триумфа — война приобретает какой-то романтизм, она чуть ли не обожествляется, а герои войны предстают небесными воинами в духе гравюр Гойи.

По моему убеждению, только абсолютный идиот, знающий о войне только по книжкам и фильмам, может видеть в ней хоть какую-либо романтику, хоть малейший признак божественности. Война, даже маленькая, это всегда жутко некрасиво, невыносимо несправедливо и очень страшно. А герои — чаще всего простые люди, оказавшиеся в тяжелых условиях и вынужденные лихорадочно предпринимать какие-либо действия. Если повезет, то они герои, если нет — обычные жертвы.

Подобные дорожные развязки появились в Москве только в середине 90-х, на МКАДе. При этом наши доблестные строители представили их в качестве каких-то адски продвинутых ноу-хау и даже умудрились их запатентовать.

***

Блог Vanity поздравляет всех ветеранов с наступающим праздником Победы и желает им крепкого здоровья и благополучия!

***

***

Vanity рекомендует: