10 мин.

Бизнесмен из Азербайджана предлагает за «Вест Хэм» 400 млн. Он вел бизнес с ветеранами ФСБ, был в розыске Интерпола, а вообще с детства за клуб

Фанаты насторожены.

Один из сюжетов летнего межсезонья в АПЛ – попытка купить «Вест Хэм» за 400 миллионов фунтов, предпринятая малоизвестным британским инвестфондом PAI Capital. В принципе, ничего нового: слухи, что кто-то приценивается к лондонскому клубу, возникают каждые полгода. Однако на этот раз все выглядит серьезнее: потенциальный покупатель настойчив и уже привлек на свою сторону клубных легенд – братьев Рио и Антона Фердинандов, а теперь пытается заручиться поддержкой активных фанатов, которые недолюбливают нынешних владельцев – порномагнатов Салливана и Голда. Но главное в этой истории – фигура человека, который стоит за возможной сделкой – беглый азербайджанский кинопродюсер, сделавший состояние на производстве метилового спирта и подрядах «Газпрома».

Нынешние владельцы «Вест Хэма» грубят в ответ на предложение и просят больше

Первое сообщение о предложении инвестфонда PAI Capital владельцам «Вест Хэма» появилось в таблоиде Daily Mail 20 июля. Газета со ссылкой на свои источники сообщала, что фонд принес 400 миллионов фунтов и обещание бороться за титул АПЛ в каждом сезоне. Кроме того, инвесторы запланировали масштабную реконструкцию Олимпийского стадиона (домашний для «Вест Хэма)», чтобы сделать его более привлекательным для болельщиков и повысить матчдэй-доходы.

Лицом фонда в первых публикациях выступал Филипп Берд – известный в Британии менеджер, участвовавший в подготовке заявки Лондона на проведение Олимпиады-2012 и работавший гендиректором арены «O2» – крупнейшего спортивно-концертного комплекса британской столицы. В резюме Берда был и футбольный опыт – с 2012 по 2015 год он руководил «Куинз Парк Рейнджерс» после их перехода к малайзийскому миллиардеру Тони Фернандесу.

Правда, этот опыт получился неоднозначным – несмотря на инвестиции, «КПР» не закрепился в Премьер-лиге, превратившись под руководством Берда в команду-лифт.

Ответ основного владельца «Вест Хэма» Дэвида Салливана на предложение PAI Capital было предельно жестким. Он назвал его «смехотворным», а также усомнился в том, что у покупателя вообще есть деньги на сделку. По сути, назвал их проходимцами. «У нас нет желания продавать клуб, но к нам обращаются разные чудаки, у которых нет средств и опыта в управлении футбольным клубом, – заявил Салливан в интервью the Athletic. – У этих ребят ноль интереса к футболу. Их интерес лежит в области недвижимости, футбольный клуб для них значения не имеет».

А еще, по оценкам Салливана, 400 миллионов – очень мало для клуба уровня «Вест Хэма». В феврале 2021 года он говорил, что готов рассмотреть предложения о продаже клуба за 600 миллионов фунтов. Это в четыре с лишним раза больше, чем Абрамович заплатил за «Челси» в 2003 году, и в три раза больше, чем шейх Мансур заплатил за «Манчестер Сити» в 2008-м. Но Салливан считает свою цену разумной, указывая, что продает качественный клуб – доходы растут каждый год, он расположен в Лондоне, имеет большую фан-базу по всему миру и обладает большим потенциалом.

Но PAI Capital и не думал отступать. Чтобы доказать серьезность намерений, фонд раскрыл имя реального инвестора с сотнями миллионов на счетах. Им оказался 40-летний бизнесмен азербайджанского происхождения (и судя по всему, обладатель российского паспорта) Насиб Пириев.

Вначале фамилия Пириев всплыла в интервью, которое пресс-служба PAI Capital дала сайту Hammer News (главное медиа для «Вест Хэма»). На прямой вопрос, есть ли среди участников инвестиционного консорциума болельщики «Вест Хэма», пресс-служба назвала «управляющего партнера Насиба Пириева», подчеркнув, что тот «является фанатом клуба с 1986 года». Это утверждение выглядит не слишком достоверным, учитывая, что в 1986 году Пириеву было 5 лет, и он жил в Советском Союзе, где было не слишком много информации о британском футболе. Интервью в Hammer News проиллюстрировали фотографией самого Пириева в компании российской супермодели Натальи Водяновой.

В дальнейшем именно Пириев выступал в качестве основного спикера от PAI Capital, обозначая, что он центральная фигура в консорциуме. «Мы отдаем себе отчет насколько непростым и ответственным делом является управление футбольным клубом, – говорил Пириев в интервью тем же Hammer News. – Но у нас есть опытная, преданная своему делу команда профессионалов, в которую мы включим ветеранов и легенд клуба, чтобы обеспечить верность традициям и клубным цветам. Да, мы не можем вернуть болельщикам «Аптон Парк» (исторический стадион «Вест Хэма», проданный нынешними владельцами под строительство коммерческой недвижимости в 2016 году), но мы можем сделать нынешнюю арену комфортнее для посетителей».  

Предложение PAI Capital публично поддержали бывшие игроки клуба – братья Рио и Антон Фердинанды. «Мы страстно любим этот клуб. И я, и Антон – с детства фанаты «Вест Хэма», и мы рады, что PAI Capital хочет инвестировать в клуб. Мы будем рады принять их предложение и войти в руководство клуба, если сделка завершится успешно», – говорится в заявлении Рио Фердинанда, распространенном пресс-службой PAI Capital.  

Каннский кинофестиваль, дизель для Сирии, газетные киоски на вокзалах, метиловый спирт с ветеранами ФСБ

В британских медиа до сих пор минимум информации о Насибе Пириеве и происхождении его капиталов. Известно, что главный актив бизнесмена – компания PNN Group, которую основали Насиб Пириев и его отец Низами. Бизнес этой компании – нефтехимические проекты в Кыргызстане, Узбекистане, Афганистане, России и Азербайджане, подчеркивается на официальном сайте PNN. Крупнейший из этих проектов – завод по производству метанола в Азербайджане. Пириевы инвестируют и в другие сферы бизнеса – рестораны, фуд-корты, ювелирные магазины и даже кинопроизводство.

Последнее – следствие увлечений Пириева, ведь по образованию он кинопродюсер. В 2001 году бизнесмен получил диплом по специальности «Бизнес-менеджмент и медиа-продакшн» Международного Американского университета в Лондоне, после чего руководил несколькими медиапроектами в Казахстане, а затем продюсировал съемки документальных и художественных фильмов. Одна из его короткометражек – фильм под названием «Последний» даже была показана на кинофестивале в Каннах и имеет довольно высокий рейтинг на IMDb – 7,3.

Рассказывая о Пириеве, британские медиа упускают один нюанс: бизнес-жизнь (а может, и не только бизнес) Пириевых круто поменялась за 5-6 лет. Сайт PNN Group в последний раз обновлялся в 2014 году. Азербайджанский метаноловый завод Пириевых, построенный на заемные средства, в 2015 году отошел государственной нефтегазовой корпорации Азербайджана Socar. При этом Пириев-старший перед сделкой с государством провел 4 месяца в тюрьме за невозврат кредита, а Насиб Пириев объявлялся в международный розыск Интерполом. Другие бизнесы, упомянутые на сайте PNN Group, тоже закрыты.

Так откуда же деньги на футбол?

Согласно замороженному сайту PNN Group, компанию образовали отец и сын Пириевы в 1993 году (Насибу тогда, к слову, было 12 лет). Но чем занималась PNN первые 13 лет – неизвестно. В российских медиа первое упоминание о Пириевых датировано только февралем 2006 года. «Коммерсант» писал, что никому не известная московская компания «Кредитлайн» с уставным капиталом 10 тысяч рублей выиграла конкурс на строительство нефтехимического комплекса в Сирии стоимостью 3,5 миллиарда долларов. Заказчиком выступало непосредственно правительство Сирии.

Согласно контракту, НПЗ, построенный «Кредитлайном», должен был производить около 7 млн тонн дизельного топлива в год. Владельцем загадочной компании выступал гражданин России Низами Пириев, писал «Коммерсант». По данным издания, Пириев возглавлял еще и «Стройтрансгаз-Ойл» – крупный строительный подрядчик, принадлежащий «Газпрому». В 2007 году компании группы «Стройтрансгаз» выкупил нефтетрейдер Геннадий Тимченко. 

Следующие упоминания о Пириевых в прессе относятся к началу 2010-х. Пириев-старший отправился на историческую родину в Азербайджан строить метаноловый завод. Производство запустили в 2013 году – инвестиции оценивались в 492 миллиона долларов. В презентации проекта для медиа участвовал даже экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэйр (азербайджанские медиа писали о гонораре политику в 200 тысяч долларов).

Однако уже спустя два года Низами Пириев оказался за решеткой. Делом в том, что завод строился на заемные средства Международного банка Азербайджана, и в какой-то момент бизнесмен перестал платить по кредиту и был арестован по обвинению в мошенничестве. Параллельно его сына, к тому времени перебравшегося в Лондон, объявили в международный розыск по линии Интерпола. Проблемы Пириевых завершились после того, как они погасили часть долга и продали свой завод госкомпании Socar.

Насиб Пириев утверждает, что история с заводом и арестом отца – политика, а за атакой стояли «коррумпированные власти Азербайджана». «Эти фальшивые обвинения в адрес моей семьи были частью организованной правительством рейдерской атаки на наши активы в Азербайджане», – приводит The Athletic слова Насиба Пириева.

Пириев-младший до окончательного отъезда в Лондон строил бизнес в Москве. В 2012-м он попытался купить торговый центр «Цветной» возле здания Цирка Никулина на Цветном бульваре. Продажа не состоялась, но Пириев три года арендовал два этажа в торговом центре – на них располагался фуд-корт и фермерский рынок.

Неудачей для него закончилась и попытка запуска на российских железнодорожных вокзалах магазинов британской сети WHSmith, торгующей газетами, книгами и канцелярскими товарами.

В 2020 году Пириевы попытались вернуться в метаноловый бизнес – было объявлено о планах строительства двух заводов по производству метилового спирта в Архангельске и Ленинградской области. Причем в проекте в порту Высоцк (Ленобласть) партнером Пириевых выступала компания ООО «Комитет ветеранов спецслужб+» генерал-майора ФСБ в отставке Виктора Вармана.

Болельщики мечтают о продаже «Вест Хэма», но покупатель настораживает

PAI Capital утверждает, что управляет активами стоимостью 14,7 млрд евро. Что это за активы – неясно. На сайте фонда перечислены собственные относительно скромные инвестиции PAI Capital  – в Китае, Нигерии и Швейцарии.

Среди партнеров Пириева по PAI Capital – Крис Клеверли, двоюродный брат госсекретаря по делам на Ближнем Востоке и в Северной Африке правительства Великобритании Джеймса Клеверли. Крис прославился в Британии как танцор и инвестор в плантации лечебной марихуаны в Сьерра-Леоне.  

Несмотря на довольно грубый отказ владельца «Вест Хэма», Насиб Пириев заявил, что его компания подготовит новое предложение и рассчитывает на поддержку болельщиков, с которыми пока проблемы. Большинство действительно терпеть не могут нынешних владельцев и давно призывают их продать клуб, но покупатель из Азербайджана в глазах фанатов пока не выглядит решением проблемы.

Болельщиков клуба из восточного Лондона, судя по публикациям в фан-медиа, смущает многое: и недостаток информации о происхождении денег у покупателя, и отсутствие конкретики в обещаниях,  «клуб будет постоянно бороться за топ-6, стадион станет комфортнее для зрителей» звучит слишком абстрактно. Фигура Рио Фердинанда тоже сомнительна, ведь этим летом он уговаривал главную звезду клуба Деклана Райса на трансфер в «Манчестер Юнайтед». 

Да и в заявлениях Пириева есть странности. Например, он обозначил несуществующую проблему заполняемости 60-тысячной домашней арены клуба – «Вест Хэм» с его самыми дешевыми абонементами в АПЛ и большой фан-базой собирал аншлаг практически на всех играх до карантина. А еще Пириев рассказал, что лично ни разу не был на домашних играх команды после переезда в 2016 году на «Олимпийский стадион». Что довольно странно для того, кто с детства за «Вест Хэм».

Леви – не владелец «Тоттенхэма». Реальный собственник купил клуб на деньги от «величайшего ограбления Банка Англии»

Фото: Gettyimages.ru/Catherine Ivill, Henry Browne, Stephen Pond, Jamie McDonald, David M. Benett, Andreas Rentz; globallookpress.com/UPPA/ZUMAPRESS.com