8 мин.

Как функционирует академия Аякса

В декабре минувшего года, во время кратковременной стажировки в академию Аякса, я тезисно записал основы её философии и функционирования, которыми я охотно готов поделиться.

Академия футбольного клуба Аякс - «De Toekomst» (пер. - будущее) 

• Тренировки в академии преимущественно проходят на натуральном покрытии, но периодически на искусственном, на паркете и изредка даже на асфальте. Разная жесткость покрытий позволяет голеностопам и коленям игроков стать более гибкими и менее подверженными травмам в связи с ранним приучением перехода с одного типа покрытия на другой. Также это улучшает координацию игроков, так как игроки боясь неудачно упасть на жестком покрытии, лучше контролируют своё тело.

 • В академии также проводятся дополнительные занятия по Дзюдо, Акробатике и другим видам спорта. Это позволяет игрокам лучше владеть своим телом, улучшить координацию и общее физическое развитие.

• Игроков тренируют преимущественно на плюсах, стараясь развить их сильные стороны до совершенства. Это делается целенаправленно с 12 лет, когда каждый игрок может записаться на индивидуальные занятия к тому или иному тренеру (По технике, фитнесу, тренеру защитников и т.д.). Инициатива в проведении дополнительных тренировок в первую очередь должна исходить от самих игроков. Это учит их быть ответственными за своё развитие. Чем старше игрок, тем больше у него дополнительных занятий. 

• Все игроки команды в академии играют в равной степени в контрольных и официальных играх, вне зависимости от их потенциала. Это позволяет выявить детей с более поздним раскрытием способностей и ставит всех в одинаковое положение. В командах академии нет запасных и основных. Задача академии развивать каждого ученика. Это правило действует до команды возраста U-16. 

• В период пубертации дети точечно переводятся в другие возрастные группы, в зависимости от физического развития. Переведённые игроки тренируются играют за другие возраста в товарищеских матчах и даже в официальных турнирах, с разрешения федерации футбола Нидерландов. После объяснения, что игрок отстаёт в физическом развитии, но нуждается в соревновательной практике, федерация идёт на встречу в подобных вопросах. 

• Тренировки рассчитаны так, чтобы из одного этапа занятия в другой переход осуществлялся плавно. Тренер сам также участвует в игровых упражнениях, так как он задаёт темп игровым упражнениям. Это касается только тренеров старших возрастов, которые имеют богатый игровой опыт. Игровых упражнений у детей до 12 лет, не менее 60-70% от общего числа упражнений на тренировке. 

• Тренировки у детей проходят 3 раза в неделю (После нового года 4 раза в неделю) в течение 2 часов + 30-60 минут дополнительные занятия, которые могут быть как включены в эти два часа, так и следовать сразу после тренировки или вовсе проходить в другой день. 

• В начале каждой тренировки проводится игровая разминка в течение 30 минут. Она проводится в помещении (когда холодно) или в Power Hill (Отдельная разминочная зона с нанесённой разметкой, горкой и т.д), после чего дети переходят к основной части занятия на поле.

• Дети до 13-14 лет, в первой части занятий (первые полчаса) используют мячи второго размера для улучшения чувства мяча и развития технической оснащенности. Далее, переходя в игровых упражнениях на стандартный в этой возрастной группе мяч, работа с мячом даётся легче обычного.

• В возрасте U 8-12, тренер является другом для игроков. Он поддерживает и заботиться о них. Тренера младших возрастов преимущественно специалисты-педагоги, без успешной игровой карьеры. В случае необходимости, тренер может прийти к игроку в гости или сам пригласить его родителей для разговора. 

• Каждый тренер занимается только своей возрастной группой и каждый год передаёт команду тренеру следующей возрастной категории. Это происходит в возрастах U 8-16. В первую очередь, это связано с тем, что тренер возраста U-12 будет отлично знать минимальные требования к уровню игроков именно этого возраста и их навыкам. Также, это позволяет избежать появления любимчиков, изгоев и предвзятого отношения к тем или иным игрокам. Каждый тренер способен научить чему-то своему.

• Каждому игроку тренируют обе ноги. На сильной ноге игрок носит зелёный носок, на слабой – оранжевый. Как только слабая нога выравнивается с сильной, игроку позволяют носить два одинаковых зелёных носка. 

• Каждому игроку с восьми лет присваивают зону позиции (оборона, атака, левый фланг, правый фланг, центр). В 12 лет игрокам определяют основную позицию и 1-2 альтернативные. Выпускники академии, как правило, умеют играть на 3 позициях. 

• Аналитика (фитнес, ТТД) в молодёжных командах не проводится так как руководство академии считает это фактором, побуждающим игроков играть менее раскрепощенно. Тем не менее, разговоры о возможном применении GPS датчиков в будущем, ведутся. 

• Игрокам даётся домашнее задание, чтобы приучить их к ответственности и оценить их вовлеченность в процесс собственного развития. 

• Видеоаналитик показывает детям их хорошие игровые действия, голы, красивые передачи. Это позволяет детям повышать уверенность в своих силах и с большим стремлением повторять эти удавшиеся элементы игры. 

• В Академии Аякса не занимаются созданием команд. Они готовят игроков. И по их модели не игроки находятся вокруг тренера, как в других академиях, а весь персонал Академии крутится вокруг каждого из игроков. Тем не менее, победы команд желательны, так как улучшают психоэмоциональное состояние игроков и способствуют их развитию. 

• Все возраста академии, молодёжная и основная команды играют по одной и той же схеме 4-3-3. Это способствует плавному переходу игрока из одной команды в другой. В тренировочном процессе, игроки играют по схеме 1-4-1, что является горизонтально половиной от расстановки 4-3-3. Размер такого поля пропорционально уменьшен. Если в команде 11 игроков и поле 110м на 60м, то это 5 метров в ширину на игрока и 10 метров в длину. Соответственно при игре 6 на 6 поле становится 60м на 30м. 

• Стиль игры подразумевает применение высокого командного прессинга и преимущественно вертикальные передачи. В юношеских командах, практически не перекатывают мяч, стараясь максимально быстро двигать мяч вперёд, на открытых игроков между линиями соперника. Это способствует развитию выхода в атаку у игроков оборонительной группы, так как они не дожидаются оптимального момента для продвижения мяча а играют на обострение каждый раз. Также это повышает мобильность группы атаки, которая находится в движении в момент развития каждой из атак. Дриблинг и индивидуальное обострение приветствуется. 

• В возрастах U 12-16 одновременно может числиться до 29 игроков. 

• В возрастах U 8-11 тренируется до 38-40 детей. Их тренировки проводит по 3-4 тренера разделяя игроков на подгруппы на каждом из занятий. Все подгруппы тренируются на разных частях одного большого поля, что лишь улучшает рабочую атмосферу.

• В 2017 году в Академию зачислен 51 игрок в возрастах U 8-16. В среднем, в каждой из команд отчисляется по 2-4 игрока ежегодно. В младших возрастах 4-7. 

• Глава молодёжного департамента и Координаторы возрастов (их всего двое – U 8-12, U 13-16) следят за программой тренеров, занимаются оценкой их работы. 

• В академии Аякса общеобразовательная школа только для учеников старших классов (U 12-17). 

• Основному школьному образованию уделяется серьёзнейшее внимание. Если игрок плохо учится, учитель после беседы с тренером может запретить игроку тренироваться до восстановления успеваемости. Это происходит до 16-17 лет. 

• С травмированными игроками академии занимается отдельный тренер по восстановлению. 

• Родители игроков не вмешиваются в работу тренеров и их методики, так как это может серьёзно повлиять на перспективы нахождение игрока в академии, и родители могут получить за такое выговор. В начале каждого сезона, координатор академии встречается с родителями игроков и информирует их о действующих правилах и планах обучения в ближайший год. 

• Игроки отчисляются только в конце сезона. Если игрок не прогрессирует в течение цикла, игрока и его родителей предупреждают, что в конце сезона его могут отсеять. Таким образом, игроку даётся шанс исправить своё положение. 

• При отчислении игроков, Академия старается помочь отчисленному игроку в поиске нового клуба 

• Медицинские тесты для учеников академии проводятся 4 раза в год. 

Селекция 

• В Нидерландах 2 500 любительских команд, которые являются основным рынком для подпитки ведущих академий страны 

• Ежегодно проводится селекционный сбор, когда со всей страны в академию приезжают наиболее талантливые дети и среди них производят отбор лучших. 

• В Аяксе изучают составы любительских команд начиная с 8 летних детей. Это возраст самой младшей возрастной группы в Академии. 

• Иностранца в академию и молодёжную команду берут только при условии, что он на голову сильнее ровесников. По этой причине его просмотр осуществляется с юношеской командой, которая на год старше его возраста. 

• В Аяксе 10 скаутов на полной ставке. 8 из них занимаются скаутингом для академии и молодёжных команд, 1 по внутреннему рынку состоявшихся игроков и 1 скаут по международному рынку. 

• 90 волонтёров на безвозмездной основе просматривают игроков для Академии Аякса. Просматривая матчи любительских команд, они составляют типовые отчеты и отправляют их в клуб. Если игрок в последствии зачисляется в академию, волонтёру-скауту оплачивают расходы на дорогу при просмотре игрока и награждают игровой формой команды или иным ценным подарком. Международных волонтёров в Аяксе нет. 

• Если в составе того или иного возраста имеется слабая позиция, тренер и скаут обсуждают эту проблему, после чего скаут привозит игрока. Игрок может находиться на просмотре до 2 месяцев приходя на тренировки академии лишь 1 или 2 раза в неделю. После отслеживания его прогресса, принимается решение. Это не касается игроков, для определения потенциала которых необходимо 2-3 тренировки. 

• Окончательное решение по просмотровым игрокам принимает Координатор возраста или глава департамента развития молодёжи. 

• Основные показатели, на которые обращают внимание при наборе в академию это «TIPS» – Техника, Интеллект, Личность, Скорость. 

• Антропометрия значения не имеет, тогда как скорость является основополагающим критерием. 

• Конечной целью для академии является воспитание игроков для Европейских топ-клубов. Сделать Аякс таковым не является целью академии, так как клуб изначально воспринимает себя как трамплин для молодых игроков своей академии.  

П.С. В этом сезоне Аякс может выиграть 34 титул чемпиона Голландии. Работники академии очень надеются, что это произойдёт, так как в клубе уже знают кому его посвятят.  

Подписывайтесь на Moneyball в VK и Telegram