15 мин.

Лучшая серия в истории КХЛ. «Металлург» – «Лев», Кубок Гагарина-2014

Люцифер, что же ты так долго?

alt

Жизнь современного хоккеиста изысканными сценариями не отличается. Кушай кашу, слушай маму, уважай папу, люби инстаграмную фотомодель. Выбрав дорогой спорт среди бедного населения, используй шанс, который тебе предоставят родители, продавшие квартиру и машину ради малейшего шанса своего ребенка на светлое будущее. И если ты родился не в Челябинске или не Александром Овечкиным, то развивайся не благодаря системе, а вопреки ей.

Отправься в 15 лет в другую страну и в другой мир. Или, что обоснованно стало частым поводом для обсуждения, останься дома лет до 23-х и уезжай не перспективным юнцом, а уже сформировавшимся нагибатором. Возвращайся домой, если тебе «тренер помешал» или если самому тебе уже пора становиться тренером. И всегда делай все в интересах сборной. Чихай — в интересах сборной, играй в СКА — в интересах сборной, поддерживай любое питерское решение — в интересах сборной. Переходи с 40 миллионов на 90, рассуждая, что делаешь это ради атмосферы переполненного Ледового. А также в интересах сборной.

Так в жизни хоккеиста было, так есть и так будет еще долго.

Но что делать, если ты пошел по пути, исключающему едва ли не все эти обязательные пункты хоккейного соглашения? Разве это делает твою карьеру по умолчанию неуспешной и недостаточно реализованной? Если НХЛ прошла мимо тебя, а сборная тебе совсем не спешила покоряться. Если в самые важные моменты карьеры у тебя не получалось затащить свою команду наверх и в 20 лет, и в 25, то какой же шанс крайнему нападающему начать делать это далеко за 30? И если ты сотню раз никак не мог доехать до ворот, то какая же вероятность, что сто первый раз станет успешным?

Что делать, если ты Сергей Мозякин?

Первое место. «Металлург» 4-3 «Лев», Кубок Гагарина-2014

(0:3, 4:1, 2:3, 5:3, 2:1, 4:5, 7:4)

alt

Хоккейная весна-2014 проходила как в тумане. Хоккейное сообщество, оглушенное дребезгом разбитых надежд в Сочи, безуспешно пыталось собирать обратно осколки своих сердец. Клубный хоккей? Что это? Чемпионат мира какой-то, Евротур, всякая фигня. Вы о чем вообще? Разве хоккей еще существует? Разве наши до сих пор в него продолжают играть, разве еще не все кончено? Разве что-то еще имеет значение?

Провал на самом важном хоккейном турнире в нашей жизни ясно дал понять, что все шесть лет мучений и унижений, цинично именуемых «Подготовкой-Во-Имя-Сочи», были напрасны. Стало ясно, что лучшая лига страны терпела все нерациональные хотелки ФХР без всякой на то причины и обречена терпеть их отныне вечно.

В таких условиях столь легендарное завершение сезона, столь фантастический финал был неплохим лекарством для истерзанной хоккейной души. Эта серия и вернула интерес к хоккею в наше сердце. Игровое олицетворение лучшего, к чему стремилась лига. Не ограниченная бюджетом лучшая российская команда и не скованная лимитом лучшая иностранная. Семь кусков идеального паззла в калейдоскопной мозаике моих нелепых словесных придумок. Эта серия была живым адвокатом идеи широких площадок, все безусловные плюсы скоростного и хитроумного хоккея были демонстративно реализованы в тех матчах.

Ироничным твистом судьба привела нас к ситуации, когда НХЛ сейчас совсем не повредит увеличение площадок, а КХЛ уменьшение. Одни развиваются за счет комбинационных команд, которым уже стало узко в масштабах 26 метров, где защитники им чихнуть спокойно не дают. А другие задыхаются от необходимости вечно откатываться назад, и сужение места боевых действий способно повлиять на умы даже консервативных российских тренеров.

месси

Напряжение, за которые любят оборонительные игры. Зрелищность, за которые ценят результативные. В этой серии сложилось не просто все возможное, но и намного большее.

Самое банальное – это, конечно, вывеска. Российский суперклуб против иностранного суперклуба.

Попытки экспертов, подконтрольных чиновникам лиги, насильно заставить всех россиян болеть тогда «за наших», были крайне неумелы и издавали несвежий запах давно минувших и вскоре заново наступивших времен.

Наши, ваши, Маши, не наши. Хоть у нас и внешнеполитически направленная в интересах страна, но, право слово, КХЛ всегда была про другое. И за «Лев» тогда многие россияне болели ровно по тем же причинам, почему неделями ранее за «Локомотив» против того же «Льва». Если за команду не болеют нейтральные болельщики, то это проблема не нейтральных болельщиков, а самой команды. Значит, они не смогли заинтересовать непредвзятого зрителя ничем. И прописка команды тут значения не имеет. Национально озабоченные граждане никогда не считались современными в среде хоккейных болельщиков, и в паспорт тут ранее не смотрел никто, кроме чиновников.

А также в той серии был Мозякин, который смог. Человек, которого многие теперь называют лучшим игроком в истории лиги, и уже даже не видно намеков, что это звание может кто-то другой отобрать.

Немалое влияние на мою серию текстов оказали великолепные 50 лучших игроков НБА XXI века, одна из лучших работ в истории российской спортивной журналистики. Не могу претендовать на качественное соперничество с ней, поскольку до баскетбольных авторов Sports.ru очень далеко не только мне, но и всем в нашем хоккее. Как и любой хоккейной лиге во всем бесконечно далеко до НБА.

Но если рассуждать о лучшем игроке в истории КХЛ (а когда это еще делать, как не здесь), то было бы необъективным определять лучшего прямо сегодня – когда очное соперничество Радулова и Мозякина убедительно закончилось в пользу одного из них. Третьим и четвертым в списке наверняка стали бы Морозов и Зарипов, а Мозякин выиграл бы главный приз, но что если бы опрос проводился не сегодня, а три года назад?

Сложно даже и представить, что каких-то три года назад Мозякин считался откровенно небойцовым и даже «плюшевым» игроком, который растворяется на льду в самый ненужный момент, уязвим перед силовой игрой и в плей-офф уж точно не является помощником. Это хоть и воспринимается сейчас характеристикой с другой планеты, но тогда такая критика была вполне обоснована и подтверждена десятками сезонов и турниров. И легендарная фраза «он бы до ворот не доехал» хоть и стала приговором для репутации тренера олимпийской команды, но в момент произнесения не так уж и сильно шла против правды. Ведь какой был шанс, что в 33 года хоккеист вдруг встанет с печи и выведет свою эффективность на невиданный уровень? Многие ли игроки, кроме Мозякина, нарушали эту тенденцию?

Что нужно от спорта зрителю? Разве только игра? Разве только стеночки, забегания и тактические кружева? Если вы считаете необходимым элементом «настоящего болельщика» интерес только к происходящему на льду и игнорирование всего происходящего вне его, то вы выбрали совершенно не того автора для чтения. Ведь разве не является необходимым для спортсмена проявлять себя порой не только как спортсмен, но и как человек? Быть исполнительным в интервью и обаятельным на телепередачах. Не бояться показаться интересным, живым и смешным. Отправлять не только шайбу в девятку, но и душу зрителя в эмоциональный полет от своей улыбки.

Как Панарин.

В видео с Матча звезд, где в буллите сошлись одна и другая легенды лиги, целиком проявились личности обоих. Один яркий, необузданный, вечно заведенный и получающий килограммы эмоций от всего происходившего вокруг себя, а другой — Сергей Мозякин.

Если считать неформальные обязанности хоккеиста вне льда, то менее профессионального хоккеиста, чем Мозякин, нет. Он будто полностью лишен интереса к процессу, будто полностью лишен страсти к игре и будто полностью не заинтересован в отчетности перед сердцами болельщиков. Удивительно, как при таких неигровых качествах он умудряется настолько блестяще играть. Тот же Радулов без своих эмоций бы давно уже сник до уровня незаметного середняка.

В баскетбольном цикле соперничество командного, взвешенного во взглядах и поведении игрока и эгоистичного, яркого воплощения понятия «суперзвезда» завершилось победой последнего. И если Кобе Брайант, несмотря на игровые и личностные минусы, был все равно признан лучшим, то стоит ли сделать это и с Радуловым? Или девятки Мозякина все же перевесят?

За какого игрока вы хотели бы болеть с детства: столь умеренного, как Мозя, или столь необузданного как Раду?

«Если бы я об этом все время думал, то точно не доехал бы до ворот. Понимаю Билялетдинова, сгоряча он это сказал. Но я хотел доказать и всем доказал, что состоялся как хоккеист. Не буду скромничать» (с)

Фраза, произносимая сейчас с усмешкой и только в качестве подкола Билялетдинова, якобы никак не повлияла на состояние Сергея, и он, я дико извиняюсь, сделал вид, что не подал виду. Но в игровом плане эта фраза подхлестнула его развитие настолько мощно, что образовала широкий водораздел между Мозякиным прошлым и нынешним.

Время показало, что, несмотря на наличие в его карьере Тихонова, Быкова, Воробьева, Брагина, Канарейкина, Ржиги, Михайлова и Крикунова, наибольшую пользу игре Сергея принес тренер, которого у него никогда не было. После тычка от Билла это был уже совсем другой Мозякин. Боязнь силовой игры выросла в ироничное увиливание от любых неуклюжих попыток его хитануть. «Неплейоффный» характер превратился в бессовестное издевательство над девятками ворот соперников. Понятная мысль любого тренера, что Мозякина надо бить, в реальности не приносила никакой пользы: Мозякина били, а ему пофигу.

Одна проигранная, но проанализированная игра стоит сотни выигранных, но позабытых.

Давайте же анализировать. Сама аксиома, что кубок никогда не выиграть одним звеном, была разрушена лично Мозякиным уже дважды.

Говорит ли это о падении тренерского уровня в лиге, если ранее смена тренера надолго выбивала команду из возможных победителей турнира, а теперь не тренировавший сто лет Майк Кинэн с помощью лома, Мозякина и такой-то матери уконтрапулил всю КХЛ, а потом и его преемник-новичок сделал то же самое? Говорит ли это о том, что старый добрый кинэнский «матчинг», когда нужные звенья твоей команды для нейтрализации выпускаются под нужные звенья соперника, настолько сильно превосходит все тренерские задумки нашей тренерской школы?

И да, и нет. И да — судя по результатам. И нет — судя по новичкам на посту «Сан-Хосе» и «Питтсбурга». От каждого неактуального стереотипа нужно отказываться, если хочешь идти в ногу со временем. О каком канадском и советском хоккее можно говорить, если лучший игрок канадского стиля это Овечкин, а лучший игрок советского – Кросби? О какой сверхважности огромных габаритов для игры в НХЛ можно говорить, если давно уже есть «Чикаго» и «Тампа-Бэй»?

Мир меняется, тенденции меняются, хоккей меняется — главное в такой ситуации самому не оставаться неизменным.

На континентальных просторах Сергей Мозякин к 35 годам стал олицетворением броска Овечкина в большинстве с левого круга вбрасывания: все знают что будет, все знают как это будет, но ничего не могут с этим поделать.

Первыми от данного открытия пали пражские котямбы.

котямба

Критики самой идеи существования «Льва» заявляли, что это команда без истории. Но ведь именно в этом финале они свою историю и создавали. Стоит ли спонсировать на российские деньги иностранные команды, пока у наших команд нет денег — вопрос хороший, но давно уже имеющий ответ.

Стоит спонсировать команды интересные, стоит спонсировать команды, имеющие свое лицо и своих профессионалов на местах, команды, продвигающие интерес к лиге вперед. Стоит спонсировать команды, приносящие лиге пользу. И пока на данный момент иностранные команды интересны по множеству причин едва ли не каждая. А едва ли не каждая обиженная отсутствием денег российская команда не представляет из себя ничего, о чем можно было бы хотя бы поговорить – не то что похвалить.

Едва ли не все лучшее, что за шесть первых лет создала лига, было взято из иностранных команд КХЛ. Много полезного почерпнуто из менеджмента Риги первых сезонов, многое благодаря арене Минска, многое благодаря болению словаков и хорватов. И лига буквально ничего не почерпнет из российских команд, которые и называют зачастую в противовес иностранцам. На одну клевую «Сибирь» приходится по пять клубов, о которых никогда даже не пишут.

«Крылья Советов» в КХЛ? Ох, помилуйте.

Один из, надеюсь, уже бывших сотрудников КХЛ недавно хвастался посещаемостью плей-офф в 94.4%, добавив к этому великолепное: «И че?». 

И ниче. У ЦСКА в 2016-м была арена на 5 тысяч зрителей, а у «Льва» – на 18 тысяч. Аншлаги были и там, и там. Но, как говорил Василий Иваныч Чапаев, есть один нюанс.

Интересно, как же там дела у клуба из параллельной вселенной, где «Лев» стал первым иностранным чемпионом и, возможно, продолжил существовать. А что касается нашей реальности — не из-за хоккейных соображений чешская команда создавалась, не из-за хоккейных соображений она и закрылась.

кхл

В каждой серии из списка лучших было скрыто намного большее, чем просто счет на табло. Как герой Траволты в «Криминальном чтиве» называл массаж женских ног актом, каждый из которых что-то значит, так же и каждая из этих серий что-то значила далеко за пределами сухих цифр на табло.

Для развития успешного турнира совершенно необходимо создавать истории. Создавать интерес к любому яркому противостоянию, чтобы каждая вывеска значила что-то большее. Охватывать новые аудитории, не паразитируя на старых и не отвергая их. Подогревать не только игровой, но и жизненный антураж любому дерби.

Если лига хочет когда-нибудь уменьшить свою необходимость жить за счет народных денег из недр страны, то это должно быть важнейшим принципом для ее развития. Именно это, а не молитвенная мантра в стиле «Сильная лига — сильная сборная». Мантра, которая не подтверждалась никогда и ничем. Мантра, которая не выдерживает даже малейшей критики от любого, кто хотя бы немного знает об английской Премьер-Лиге, чья сила и коммерческая привлекательность всегда шла совершенно параллельно, не касаясь силы или слабости английской сборной. Немецкая футбольная сборная сильна не из-за «Баварии» и даже не вопреки отсутствию конкуренции в бундеслиге, а благодаря немецкой программе поддержки талантов, которая с силой лиги совершенно не связана.

Поэтому продвигаемый сверху лозунг «Сильная лига — сильная сборная» по своей обоснованности и связности ничем не отличается от «Фабрики – рабочим, а бабе – цветы».

В тот момент лига была свободна от любых необоснованных лозунгов и выдала не только лучшую серию в своей истории, но и лучшее все. Лучшую игру, лучшую вывеску, лучшую посещаемость, лучший охват аудитории и лучший маркетинг. Лига явила миру самое прекрасное свое творение, к которому шла 6 лет, это был Magnum Opus континентального хоккея.

Я стал в узких кругах известен из-за фразы «Новый Уровень». А это именно он и был. Как раз ради такой серии я и смотрел мою дорогую лигу.

Наш хоккей тогда будто понимал, что вскоре он будет вынужден отправиться по совсем другому пути, и под конец оглушительно хлопнул дверью, выдав напоследок лебединую песню КХЛ.

Таковы были мои десять историй. Об омской газовой золушке, изменившей за неделю всю лигу. О реальной динамовской золушке родом из Балашихи. О потере и возрождении «Локо». О величайшем армейском камбэке. О кошке Машке, международной сосиске и московском воробье, который стал тотемом Челябинска. О великих тренерах Быкове и Билялетдинове и зеленом дерби – лучшем продукте КХЛ. Наша лига не отличалась отсутствием интересных серий, но просто невозможно уместить их лишь в десяток, не обидев болельщиков легендарных «Галифакс Вотэфакс», «Манитобы Вотэверс» и уренгойского «Пищевика».

Разве недостоин быть в числе лучших первый финал КХЛ «Локомотив» – «Ак Барс», который по качеству превосходил все, что было в суперлиге год назад? Разве плох был семиматчевый и полный напряжения путь «Трактора» в финал с резкой развязкой в самом конце? Конечно, они достойны, но одиннадцатое и двенадцатое место в десятку не впихнешь.

Расположив все эти истории в хронологическом порядке, вы всегда сможете если не отследить все лучшее, что было в лиге, то оказаться в курсе всех тенденций, которые имели место тогда и сейчас. Понять, почему все привело именно к такому результату и в таких условиях не могло привести ни к чему иному. В этих десяти историях я постарался изложить все действительно важное о лучшей лиге в стране.

Б.

Эх, не хочется мне никуда идти. Посидим еще немного, дорогая лига. За эти восемь лет мы были свидетелями судьбоносных хоккейных событий. Теперь же нам, наверное, полагается отдых.

Да. Полагается.

Нет ничего важнее историй, дорогая лига. Если бы пришлось говорить о лучших сериях КХЛ, касаясь только игровой части противостояния, то все уместилось бы в пару абзацев. Но ведь в памяти остаются истории и впечатления, а не рассказы, что «красные победили 3:2, Белов забил, а Сережа молодец». Цифры важны, но даже и близко не столь интересны, как идеи, люди и связанные с ними истории.

В спорте нет ничего интереснее личностей и историй о них.

Успешная лига должна быть лигой личностей, а не команд. Приятные спортивные воспоминания всегда должны быть не подборкой результатов, а интересными историями. Историями, которые при развитом маркетинге рассказывает тебе сама лига, а при неразвитом – ты их сочиняешь и дополняешь сам. Болельщик рассказывает эти истории себе и другим по многу раз, и его интерес к спорту становится неотделим от них. Истории живут и после завершения сезона, и таким образом игра для человека никогда не завершается.

Доклад закончил.

Лучшие серии в истории КХЛ:

1. «Металлург» – «Лев», 2014

2. «Салават Юлаев» – «Ак Барс», 2010

3. СКА – ЦСКА, 2015

4. «Трактор» – «Динамо», 2013

5. «Локомотив» – «Атлант», 2011

6. ХК МВД – «Локомотив», 2010

7. СКА – «Динамо» Рига, 2010

8. «Ак Барс» – «Салават Юлаев», 2013

9. «Динамо» – «Авангард», 2012

10. «Салават Юлаев»«Авангард», 2009

Фото:РИА Новости/Алексей Куденко (1,2)

Мой твиттер