6 мин.

Самый лучший психолог

Каждому российскому тренеру есть что сказать народу. Но не каждому удается сделать это на страницах печати. TF решил не интерпретировать чужие мнения, а предоставить слово самим героям. Новую рубрику «Сам пришел», где будут публиковаться статьи футбольных специалистов, мы начинаем с наставника «Томи» Валерия Непомнящего.

Рассуждения о том, в каком направлении движется футбол, достаточно субъективны. Тем не менее вряд ли кто‑то сможет говорить на эту тему, не касаясь вопросов тактики, подготовки команд, психологии и ориентиров, на которые нужно равняться.

Тактика

Тактика — самый дискуссионный вопрос в футболе. Каждый тренер видит игру по‑своему, и если говорить о схемах, то я еще на заре тренерской карьеры решил для себя, что играет не схема, играют люди. Можно расставлять игроков абсолютно одинаково под какую‑то схему, но исполнители все равно будут разные, и задачи у футболистов могут оказаться другими.

Поэтому говорить о конкретной схеме, будь то 4‑3‑3 или 4-4-2, которая в скором времени будет передовой, я считаю некорректным. Каждый тренер видит и будет видеть ее по‑своему. Схема — это не что‑то аморфное, застывшее. Схема меняется по ходу игры, даже в течение одного матча.

Если говорить о двух различных подходах к комплектованию команды — подбор игроков под конкретную схему либо подбор схемы под имеющихся игроков, — то это конфликт бедных и богатых. Игроки национальных сборных обязательно должны подбираться под видение, под философию тренера. Если, конечно, для этого есть возможности — ведь иногда они ограничены.

Богатые клубы могут подбирать игроков под видение главного тренера. Но примеры Арсена Венгера или сэра Алекса Фергюсона, строящих свои команды много лет, единичны. Обычно бывает по‑другому: игроков подбирают под одного тренера, а потом приходит другой, которому приходится использовать эти ресурсы.

Я бы хотел, чтобы каждый тренер подбирал игроков под свое видение, но это, мне кажется, утопия. Впрочем, если тренеру удается сохранить свое место в клубе на протяжении четырех-пяти лет, то уже вполне вероятно, что он имеет игроков под свое видение футбола.

Подготовка

Сейчас принято приглашать в клубы специалистов по физической подготовке. Если говорить лично обо мне, то у меня никогда не было такого помощника. Главный тренер сам должен определять, какая нагрузка необходима в тот или иной период, и оперативно вносить нужные коррективы.

Бывает так: утром провел занятие, на вечер запланирована тренировка, но ты видишь, что команда не в том состоянии, в котором хотелось бы. Значит, надо быстренько вносить изменения в процесс подготовки. Когда сам все это делаешь, тебе легче. Если же за это отвечает отдельный специалист, и у него не налажен контакт с главным тренером, то могут возникнуть проблемы.

Тем не менее я полагаю, что за такими специалистами по физподготовке — будущее. При условии, что они будут способны на конструктивный диалог с главным тренером.

Одно из главных направлений работы, которому в перспективе будет уделяться повышенное внимание — процесс восстановления игроков. Универсальных методик восстановления не существует. Тренеры делают это методом проб и ошибок. Дело в том, что игровой ритм может восприниматься по‑разному. Футбольная команда «Томь» за сезон пролетает свыше 100 тысяч километров. Если мы летим домой после игры на юге и сменяются часовые пояса, то утро после игры не используется. А это значит, что потерян целый день.

Это очень специфический вопрос, глубокий. Требуется скрупулезное, точное исследование, каким образом можно восстановить игрока. Я вообще считаю, что это одна из самых основных проблем для спорта — идет ли речь о лыжных гонках, велосипеде или футболе. Нагрузить теперь все умеют так, что из ушей дым валит, но восстановить, подготовить игрока в следующей тренировке — это пока проблема. Причем не только тренерская проблема — это еще и вопросы психологии, фармакологии и т. д. Очень показательный пример — наши лыжники и биатлонисты, которые попадаются на допинге не потому, что их накачивают стероидами, а потому, что они пытаются лучше восстановиться.

Психология

Лично для меня один из главных вопросов — психология. Когда собираются вместе 30 мужчин с совершенно разным мировоззрением, вероисповеданием, поведением и т. д., этот аспект по определению должен быть одним из самых важных.

Нельзя вычислить в процентах, какую долю в работе тренера занимает психология. Но этот вопрос всегда должен быть под контролем. Создание и сохранение хорошей атмосферы в коллективе — одна из самых сложных и самых важных задач для тренера.

Успех работы тренера зависит от того, как ему удается управлять психологическим состоянием игроков. Не только во время матчей, но вообще по жизни. Потому что для футболиста и тренера сама игра — это праздник. Гораздо труднее сохранить настроение и позитив во время ежедневных тренировок. Надо сделать так, чтобы игроки приходили на тренировку не как на подневольную работу, а сознательно, понимая, что без этого нельзя.

При этом мне пока не совсем понятна необходимость присутствия психолога в футбольной команде. Я полагаю, что самый лучший психолог — главный тренер.

Ориентиры

Я не считаю, что на современном этапе чемпионаты мира — ориентир для всей футбольной общественности. Разумеется, мундиаль — великий праздник мирового футбола, без него никак нельзя. Но к самому уровню первенств планеты я привык относиться скептически.

Мне кажется, что Лига чемпионов по уровню футбола превосходит чемпионаты мира и Европы.

Сегодняшние топ-клубы — «Реал», «Барселона», «Манчестер Юнайтед», «Арсенал» — это сборные мира, состоящие из лучших игроков планеты. А что такое, скажем, национальная сборная из Африки или Юго-Восточной Азии? Да, сейчас они укомплектованы достаточно серьезными игроками, но вот подготовить игроков к чемпионату мира они практически не могут, поскольку после клубных сезонов они приезжают в сборную абсолютно выжатыми. Тренерам сборных приходится больше думать о том, как восстановить игроков и привести их к общему знаменателю, нежели о том, как грамотно подготовиться к турниру.

Является ли современный футбол оборонительным или атакующим? Все это относительно. Проще играть от обороны. Если тренер зависит от результата, то лучше ждать на своей половине поля и надеяться на игроков вроде Форлана, которые сами могут создать атаку. А есть сборная Испании, которая всегда играет в атакующий футбол.

Можно ли выявить какую‑либо тенденцию, наблюдая за Лигой чемпионов? Нет. Что такое оборонительный футбол? Ну вот, например, играет «Томь» против «Зенита». У нас есть только две возможности. Первая — не позволить питерцам играть, нависнуть над каждым оппонентом, заставить атаку соперника остановиться, развернуться спиной к твоим воротам. Это так называемый оборонительный футбол.

Но есть и второй путь: попытаться разорвать игру соперника в линиях. Для этого надо заставить игроков «Зенита» защищаться. Теоретически это возможно, практически для такой команды, как сегодняшняя «Томь», — невозможно. Получается, что мы играем в оборонительный футбол, а «Зенит» — в атакующий. Но как все это обобщить? Так что единой тенденции я пока что не вижу.

Кроме того, читайте в мартовском номере:

- эксклюзивная беседа с полузащитником «Спартака» Эйденом Макгиди

- Лекция Моуринью о тренерской работе, прочитанная в Коверчано

- главные футбольные дерби российской глубинки

- Неко – первый герой «Коринтианса»

- левый полузащитник сборной России 2018

- рэпер Баста о своей любви к футболу

- что Аршавин дарил маме на Международный женский день?

- футбольный гид по Еревану для болельщика нашей сборной