5 мин.

«Доход 500 миллионов евро – это смешно». Мегамозг «Сити», придумавший мировое господство в футболе

Ферран Сориано строит глобальную корпорацию с миллиардным оборотом.

Начало нулевых – один из мрачных периодов в истории «Барселоны», которая четыре сезона подряд оставалась без трофеев и жила не по средствам. В 2003-м новый президент Жоан Лапорта подхватил клуб с убытком в 73 миллиона евро. «Барса» отвалила 30 миллионов евро на Рошембака и Джованни, трансферы провалились, а я услышал убийственную фразу от бывшего президента Жоана Гаспара: «Не повезло», – офонарел новый финансовый директор каталонцев Ферран Сориано.

За пять лет работы в «Барселоне» Сориано добился потрясающих результатов – выручка выросла со 123 миллионов евро до 308, а прибыль составила 92 миллиона. Менеджер провел большую работу по продвижению бренда «Барсы», начиная с международных футбольных лагерей и заканчивая соглашением с UNICEF. Благодаря размещению логотипа благотворительной организации на футболках каталонцы прорвались на международный рынок и на 30 миллионов увеличили поступления от спонсорских контрактов. Оздоровление финансовой деятельности клуба благотворно повлияло на результаты – в 2006-м «Барса» во второй раз в истории взяла Кубок чемпионов.

Спустя два года на «Камп Ноу» приехал Жозе Моуриньо, который должен был сменить Франка Райкарда. «Барселона» могла пойти по другому пути, но вмешался Сориано – Ферран убедил Лапорту блокировать назначение португальца и доверить команду Гвардиоле. «Для «Барселоны» важна идентичность, сохранение стиля, поэтому я настоял на кандидатуре Пепа», – рассказал менеджер в книге «Мяч не влетает в ворота случайно: менеджмент в мире футбола».

За способность просчитывать ходы наперед в каталонском клубе Феррана прозвали Компьютер. Финансист планировал вывести родной клуб на космический уровень. Еще в 2006-м Сориано выступил с лекцией в Биркбекском университете Лондона, на которой заявил: «Футбольная индустрия развивается сумасшедшими темпами. Чтобы преуспеть, большие клубы должны трансформироваться из локальных организаций в глобальные развлекательные компании, такие как Walt Disney». Ферран планировал учредить в США клуб, играющий по учению «Барселоны», но столкнулся с категорическим неприятием сосьос и покинул кресло руководителя каталонцев.

Новатор ушел из футбола и несколько лет работал в авиакомпании Spanair, пока ему не позвонили из Манчестера. Компания шейха Мансура вбухала больше миллиарда евро в «Сити», благодаря чему команда впервые за 44 года выиграла чемпионат Англии. Однако УЕФА внедрил финансовый фэйр-плей и миллиардеру понадобился человек, который бы нашел выход. «При всем размахе английский футбол поразил меня слабым уровнем концептуализации бизнес-модели, – удивился Ферран. – Понятие менеджер устарело, но Венгер и Фергюсон все еще держали власть в руках».

Убеждение Сориано подтвердила история с его предшественником на посту исполнительного директора «Манчестер Сити» – Гари Кук потерял работу, когда в оскорбительно-шутливой манере ответил на электронное письмо больной раком матери защитника Недума Онуохи. С помощью денег шейхов Ферран реализовал идею, которую не оценили в «Барселоне». Он вступил в должность 1 сентября 2012 года и спустя два дня полетел в США, чтобы создать новый футбольный клуб – «Нью-Йорк Сити». Янки первыми вошли в глобальную компанию City Football Group, которая за пять лет работы объединила уже шесть клубов с одинаковыми цветами, стилем, философией и вектором развития.

Помощники Сориано проанализировали, что в странах Южной Америки крупнейший экспортер профессиональных футболистов на душу населения – Уругвай. Так на карте City Football Group появился «Атлетико Торке», призванный отслеживать, перехватывать и обкатывать талантов в стране. По похожей схеме глобальная компания выкупила австралийский «Мельбурн Сити», японскую «Йокогаму Ф. Маринос» и испанскую «Жирону». Кроме этих клубов, специализирующихся на мониторинге талантов для главного клуба в иерархии, в компанию входят центры подготовки в Англии, Японии, Сингапуре и Китае.

«Цель организации – создать структуру для будущего, а не просто команду звезд. В стратегическом плане это бесценная инвестиция. Сейчас мы словно Apple скупаем стартапы по всему миру, рассчитывая на увеличение капитализации», – гордится помощник Сориано Скотт Мэнн. Когда в 1880 году дочь священника Анна Коннелл основала «Манчестер Сити» в одном из самых неблагополучных районов города, чтобы безработным, пьяницам и ворам было чем заняться, она не предполагала, что спустя полтора века Восточный Манчестер превратится в Кремниевую долину футбола.

Наиболее перспективными рынками команда Сориано считает Индию и США. В ближайших планах у City Football Group основать академию в Гане, приобрести клуб в Китае и расширить к 2020 году компанию до двух-трех клубов на каждом континенте. «Меня удивляет ситуация, когда клубы с 500 миллионами поклонниками по всему миру зарабатывают 500 миллионов евро в год. Один евро за каждого болельщика – это смешно. Я вижу в этом направлении огромную перспективу», – потер руки Сориано.

City Football Group – это шесть клубов, контракты с 240 профессиональными футболистами, двумя десятками футболисток и тысячи воспитанников по всему миру. Талантливый финансист придумал для «Сити» способ не только обойти «Реал», «Барселону» и «Манчестер Юнайтед», но и стать глобальной франшизой, которая оставит конкурентов далеко позади. Сегодня стоимость CFG в сравнении с Apple и Google (730 и 570 миллиардов евро соответственно) составляет всего пять миллиардов, но команда Сориано движется в правильном направлении, чтобы однажды приблизиться к этому космическому уровню.

Eurosport.ru