7 мин.

Деян Бодирога: «Сейчас талант – заложник результата»

Деян Бодирога – кумир четырех баскетбольных держав Старого Света: Сербии, Греции, Италии и Испании. Играя в этих странах, он не просто выиграл множество титулов, но и был ключевым исполнителем, задававшим уровень соревнования. По окончании карьеры игрока провел два сезона в римском «Виртусе» в качестве технического директора. В настоящий момент 38-летний Бодирога живет в Белграде. Недавно был назван лучшим игроком Евролиги последнего десятилетия. Трехкратный чемпион Европы, двукратный чемпион мира, трехкратный победитель Евролиги играл в трех клубах из тех восьми, что оспаривают в эти дни путевки в Финал Четырех («Реал Мадрид», «Панатинаикос» и «Барселона»), поделился с журналистами «El País» своими воспоминаниями, мыслями и впечатлениями.

 - Чем занимаетесь в настоящее время?

– После римского опыта и после 20-ти лет скитаний по миру решил вернуться домой в Белград, чтобы лучше следить за бизнесом и посвящать больше времени моей семье.

- Как изменился баскетбол с тех времен, когда Вы дебютировали в «Задаре» 20 лет назад?

– Эволюционировал. Стало больше уделяться внимания физике и тактике. В то же время меньше ставят на индивидуальное мастерство и креативность. Хорошо, когда игрок набирает 20 очков, плохо, если в следующих играх он остается с двумя. Нестабильность мешает таланту развиваться и повышать качество игры. В погоне за результатом зачастую губятся таланты.

- Не хватает фантазии?

– Раньше по игре игроков можно было опознать клуб. Теперь команду комплектуют из 10-ти или 12-ти сильных игроков, но редко случается, чтобы большинство из них играло хотя бы на 50 % своих способностей. Креативность разбавляется необходимостью. Раньше играли, следуя системам, а побеждали благодаря блеску таланта и творческим озарениям.

- Что привлекает ваше внимание в нынешней Евролиге?

– Было много хороших матчей, и сейчас 10-12 команд способны бороться за титул. Не хватает баскетболистов, которые своей манерой действовать на площадке определяли бы портрет команды. Но сами игры проходят на высочайшем уровне.

- Какая-то из команд выделяется качеством игры?

– В прошлом году мне нравилась «Барса». Они разработали свою систему, которая им позволяла играть быстро, когда надо было играть быстро, или контролировать ритм, когда это необходимо было делать. Кроме того, у них была великолепно выстроена игра в обороне. Они играли в лучший баскетбол и победили. В этом году не все так очевидно, и вопрос о победителе остается открытым. Считаю, что все восемь команд имеют примерно равные возможности попадания в Финал четырех. Все. И мне особенно приятно, что среди них есть мой большой друг Пешич, который проделал невероятную работу в Валенсии. Во время его назначения никто не поставил бы и 1 евро на него.

- У него есть волшебная палочка?

– Здесь речь идет о человеке очень особенном. Ты либо принимаешь его таким, каков он есть, либо отвергаешь. Ты его либо обожаешь, либо ненавидишь. Он – огромный работяга и всегда верен своему стилю. Умеет извлечь все самое лучшее из игрока. Он это продемонстрировал, например, в «Жироне», когда заблистали Сада, Сан Эметерио и Марк Газоль… В «Валенсии» он делает все примерно так же. Он спрашивает с каждого игрока по максимуму, но и дает каждому очень много. Он самолюбив, но умеет уважать других. И он один из немногих, кто позволяет игрокам самовыражаться на площадке.

- Кто-либо из игроков привлекает особое внимание?

– Трудно выделить одного. Есть высококлассные и опытные игроки, как Наварро или Теодосич, которые всегда делают что-то интересное, но сложно их поставить выше других.

- А кто-то смог удивить чем-нибудь?

– Миротич. Я его видел в соревнованиях других уровней. В эти последние недели с «Мадридом» он выглядит очень интересно и многообещающе.

- Присутствие в плей-офф четырех испанских команд неслучайно?

– Это говорит об уровне национального первенства. Хотя некоторые из клубы сейчас немного сдали позиции, Лига ACB значительно превосходит остальные национальные чемпионаты континента. По некоторым очень больно ударил кризис, как это произошло в Италии, но некоторые, например, Турция, прогрессируют, и им нужно время для выхода на новый уровень.

- Как вы можете объяснить, что «Мадрид» столько лет не может пробиться в Финал Четырех?

– Трудно разобраться, когда ты не внутри. Удивительно, конечно. Возможно, покупая шесть-семь качественных игроков, они все же не очень четко представляли, как будут распределяться между ними роли, кто будет выходить со старта, кто – со скамейки. Может быть, им не хватает всего одного игрока, но такого, который способен тащить команду на своем горбу в сложные моменты. Это было в «Барсе» в наше время. Казалось, в клубе было все, что душе угодно: отличная организация, великолепный руководитель Сальвадор Алемани, высококлассные игроки… Но и было огромное давление, потому что нам во что бы то ни стало надо было побеждать. И мы в конце концов добились побед, сумели сделать так, что каждый внес в достижение этого успеха свою лепту.

- Что можете сказать о работе Мессины в «Мадриде»?

– Постоянные изменения состава сильно сказываются на команде. Раньше, в «Мадриде» всегда играли ведущие испанские баскетболисты, Корбалан, Мартин, затем Эррерос… Сейчас пара игроков, Льюль и Суарес, способны стать буксиром, который может привести команду к успеху.

- Можете объяснить ситуацию, когда ведущие игроки сборной Сербии, Величкович («Реал Мадрид»), Бьелица («Каха Лабораль») или Тепич («Панатинаикос») становятся «баночниками» в клубах?

– Меня очень удивляет, что Величкович не играет. Он переходил в «Мадрид» как лучший 4-й номер Европы. Он очень талантлив. Про остальных, не могу ничего сказать. Но если вернуться к теме игровых систем, то при их построении случается, что кто-то выпадает из состава.

- Величковича пытаются приспособить на позиции 3-го номера…

– Думаю, что он чистый 4-й номер. Кому-то может напоминать форварда, но он классический 4-й и исключительно полезен в передней линии, может метко зарядить три очка с дуги, очень цепкий на подборе и способный быстро переправить мяч в контратаку.

- В Сербии есть сейчас игрок, подобный Клаверу?

– Испания сделала огромный шаг вперед в формировании молодых игроков. Они растут заметно быстрее, чем это было раньше. Мы уступаем в этом аспекте. Вовлекаем много молодежи в баскетбол, но талантливых игроков стало меньше.

- Способна нынешняя «Барселона» стать символом эпохи, как это было в ваше время?

– Сейчас преждевременно говорить о символе эпохи, но для того, чтобы стать им, «Барселона» имеет все необходимое: структуру, команду, укомплектованную 12 конкурентоспособными игроками, баланс по позициям и баланс между передней и задней линиями… Играя дома, они станут одним из главных претендентов на титул.

- Но это и добавит давления…

– Я пережил это давление. Никогда не испытывал ничего подобного в других местах, потому что тогда речь шла о первом титуле Евролиги в истории клуба. Давление было чрезмерным. Того титула ждали слишком долго. Но мы справились с этим. Добились исторического триплета, и это было невероятно. Нынешние игроки – действующие чемпионы. Давление конечно будет велико, но все же меньше, чем в наше время.

- Каким будет противостояние «Панатинаикос» – «Барса»?

– В этом году в 1/4 их соперник посерьезней. Но у «Барсы» есть все необходимое для победы. Марич – очень сильный центровой, но он только-только оправился от травмы. Это минус для «Пао». Не уверен, что им удастся противопоставить что-то передней линии «Барселоны». Но у них есть такой тренер, как Обрадович, опытный и находчивый, всегда способный удивить.

- В свое время вы отказались играть в НБА. Многие указывали на то, что с таким медленным стилем игры, шансы преуспеть там были невысоки. В наше время приняли бы такое же решение?

– Некоторые очень любят, не вникая в суть, выдумывать истории, выдавая их за что-то интересное. Помню, когда сократили время на владение с 30-ти до 24-х секунд, некоторые пророчили мне уход из баскетбола. А я в ответ на это выиграл еще больше титулов, чем раньше. Мне приходилось играть против американских игроков в составе сборной, и мой стиль не стал для меня проблемой. Я бы не изменил ничего. Не знаю, как бы поступил сейчас. Но я счастлив тем, что мне удалось сделать в баскетболе. Я оставил достаточно большой след, узнал многие страны и культуры, у меня много друзей повсюду, где я побывал… И меня это очень обогатило.