6 мин.

Даше Усачёвой: «До воцаренья новой тишины...»

На прошедшем турнире Первого канала Дарья Усачёва была одной из главных героинь. Выступала последней и не дрогнула, принесла очень важные, можно сказать решающие, очки своей команде. От её выдержки, уверенности, мастерства во многом зависел исход этого состязания. В целом, девочки Тутберидзе в очередной раз показали, что все спортивные баталии должны начинаться и заканчиваться на спортивной арене и нигде более. И Камила, открывавшая соревнования девушек потрясающей программой, и Аня, продолжившая свою традицию держаться несмотря ни на что, и завершившая этот этап победной точкой Дарья, были на высоте.

Этот пост посвящается Дарье и её программе.

ТШТ не стали особо усложнять "либретто" Дашиной произвольной, не претендуя на особую трактовку или хореографические находки. Если в хореографии Б.Ришо программа Брэди Теннелл была своего рода прорывом к обобщённому, абстрактному воплощению этой темы, то Даша просто рассказывает историю самой известной литературной героини. Я приведу в подписях к скринам Дашиной программы цитаты из текста "Ромео и Джульетты" в переводе Б.Пастернака. Они иллюстрируют нарративно-театральную основу этой постановки.

Даша Усачёва (2020): "Коль подарите нас своим вниманьем, Изъяны все загладим мы стараньем..."

А история этой короткой судьбы известна настолько, что само упоминание этой темы уже вызывает если не скуку, то ожидание обычного линейного развития "драмы-лирики-трагедии", или конфликта-встречи-кульминации/смерти.

Привычен и выбор музыки. Самые популярные музыкальные фрагменты (в комбинации), используемые обычно фигуристами, конечно, из киноклассики**. И в большинстве случаев фигуристы следуют лирико-драматической интерпретации. Особняком стоят программы Гордеевой-Гринькова и Д.Такахаши под увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта" П.И.Чайковского.

Собственно говоря, выбор музыки и интерпретаций в ФК достаточно ограничен. Любители могут вспомнить сколько угодно случаев использования в разных видах ФК одних и тех же музыкальных фрагментов. Да и интерпретации зачастую не отличаются особой трактовкой темы и, в лучшем случае, подчёркивают индивидуальность спортсмена/ов. Примерами могут служить приведённые выше и ниже (в ссылке) программы разных фигуристов. На мой взгляд, среди одиночниц только Брэди Теннелл вышла за рамки романтически экзальтированной трактовки этой музыки.

Даша же своей программой ярко и немелодраматично (это важно) рассказала о силе и слабости чувств. Безусловно, это - совсем неоригинальная интерпретация привычной музыкальной и сюжетной темы. Но если выбирать между вторичной претенциозностью и ясным пересказом сюжета, я предпочту второе.

Главная "фишка" программы Даши - это выразительность и артистичность фигуристки. Это был театр одного актёра, причём театр ярких миниатюр, и Дарье удалось лаконично и экспрессивно выделить главное и самое важное.

Итак, драматичная "О Верона" К.Армстронга в начале напоминает о противостоянии двух кланов, определившем судьбу "злосчастных любовников".

"...если б это повторилось, Вы жизнью мне заплатите за все"

Это драматичное начало программы в обрамлении ломанно-красивых позиций сложного захода на 2А с лёгчайшим выездом и переходом в незаметную подготовку к 3Lz2Т, сделанную на большой скорости и с не менее эффектными жестами - руки то взлетают, то сжимаются в кулаки, то резко опускаются. Вообще-то, Даша владеет языком рук, как артистка владеет лицом.

"Под страхом пыток Бросайте шпаги из бесславных рук"

Посредством этих позиций и скорости незаметно и неотвратимо нагнетается ощущение тревоги, грозовой прелюдии к истории невозможной любви и обречённости чувств.

"...Итак, под страхом смерти, разойдитесь"

Из этих же выразительнейших позиций, летящего шпагата, лёгких шагов искусно и как-то незаметно возникают 3Lo и 2A - настолько, на мой взгляд, затягивает Дашино лицедейство посредством движения, скорости, жестов.

"На этот раз пусть люди разойдутся"

С заключительным вращением, заканчивающимся максимально вытянутым вверх вертикальным шпагатом, меняется даже выражение лица Даши: она готова ко второй театральной миниатюре - романтической.

"Но тот, кто направляет мой корабль, Уж поднял парус. Господа, войдемте!"

На краткий миг грезится возможное счастье под лирико-драматичную "Сome, gentle night" А.Корженёвски. Даша начинает с лёгких, эфемерных движений рук, почти невесомого передвижения по льду.

"Светлый ангел, ...

Ты реешь, как крылатый вестник неба

Над головами пораженных толп,

Которые рассматривают снизу,

Как он над ними по небу плывет." (пер. Б.Пастернака)

Но вскоре они переходят во впечатляющие дОлгие спирали (Y-спираль, спираль-бильман, Ина Бауэр), тянущиеся туда, куда, возможно, дороги нет и не будет. И все они делаются, "не склоняя стана". Это, конечно, юная влюблённая Джульетта, но и сильная, повзрослевшая за несколько часов девушка, не привыкшая склоняться.

"Склоните слух ко мне, святая мать... - Склоненье слуха не склоняет стана..."

Эта часть программы лирична, но с более звучным вкраплением струнных возникает почти незаметный переход от девичьих грёз и влюблённой отрешённости к тревожному ожиданию. Именно в этой части Даша прыгает сложные каскады (3LZEu3S, 3F3T), дополняя заходом с бильман-спиралью на 3F и вращением 4 уровня. А затушёванное звучание струнных и комбинированное вращение незаметно ведут к завершению трагедии.

"А там хоть смерть..."

Итак, финальная миниатюра - трагическая. Она вызывает реминисценции театра высокой трагедии и даже площадного театра с его утрированными масками, экзальтацией жестов. Здесь Даша - артистка во плоти. В её исполнении даже за звуками грозной темы рокового противостояния "Монтекки и Капулетти" С.Прокофьева порой слышится трагический смех и льются затаённые слёзы Арлекина.

"Будь весела и дай отцу согласье На свадьбу с графом ..."

На финальной дорожке Даша демонстрирует размашистые, акцентированные движения, повороты, твизлы, как приглушённый крик, как скрытое отчаяние, как неуклонное приближение к финалу:

"На взгляд такое щупленькое тело,

А борется, как на море корабль,

С пучиной слез и ураганом вздохов

До воцаренья новой тишины..."

Если учитывать, что Даша катала свою ПП на ЧР-2021 после 'крышесносных' прокатов главных претенденток на пьедестал, после потрясения тренеров и публики, когда её прокат, пожалуй, ни на что не влиял, то можно согласиться, что и сама Даша "сделана из вещества того же", что и героиня её программы, юная и сильная Джульетта. Это она доказала и прокатом на прошедших командных соревнованиях.

**музыка Нино Рота из фильма Ф.Дзеффирелли (Тотьмянина-Маринин, С.Коэн, Ю.Липницкая, Ю.Ханью); К.Армстронга из фильма "Ромео+Джульетта" (Ю.Ханью, Чжун Хван Ча); А.Корженёвски из фильма Карло Карлея (А.Губанова, С.Ламбьель); С.Прокофьева из балета "Ромео и Джульетта" (Волосожар-Траньков, Анисина-Пейзера, М,Сотскова).