5 мин.

Ad astra: феномен ТШТ. До и после. Девочка-дюймовочка

В 2016 году эта девочка прыгала 11 тройных прыжков (3Л3Т3Т, 3Ф3Т, 2А3Т, 3Р, 3С, 3Л3Т, 2А3Т) во второй половине! Ей было 12 лет.

А в комментариях тогда писали: "... какая чудесная, нежная девочка. Сегодня просмотрела катание еще и Камилы Валиевой и Алены Косторной. Теперь не могу понять, кто больше нравится? ВСЕ прекрасны и Юленька Липницкая, и Алина Загитова, и Алена Косторная, и Камила Валиева и Анечка Щербакова. Уже люблю всех деток Тутберидзе и ее соратников."

По прошествии некоторого времени диву даёшься, в какой райский сад фигурного катания открыли нам дорогу Этери и её команда. А мы? Что пишем, что ненавидим, о чём так заботимся мы? Зачем круглосуточно поливаем грязью и ненавистью лучшее, что есть в российском фигурном катании? Ведь именно ради того, чтобы увидеть рост и совершенствование спортивного мастерства этих девушек многие решили смотреть ФК.

А чудесная, нежная девочка выросла, ей 16 лет. Она взрослеет, вытягивается, хорошеет, а что-то и теряет. Но если в 12 лет она прыгала 11 тройных во второй половине, то сегодняшняя Аня говорит: "На следующих соревнованиях хочу прыгать больше четверных". Что с Аней всегда было и будет, это - упорное стремление сделать лучше, чем было.

В этом сезоне Аня предстала неузнаваемой, с новой девичьей грациозностью и хрупкостью, и такой знакомой в своём стремлении к усложнению, в проявлении чемпионского характера. Аня уже успела исполнить четверные прыжки на двух этапах Кубка России, и, как и раньше, сумела собраться в произвольной программе. И в Сызрани, и в Сочи она с помаркой выполнила каскад 3L3Lo в КП, но на следующий день превосходно прыгнула четверной флип в ПП.

В Сызрани Аня сказала в интервью газете "Маленькая Сызрань": «Прыгнула в начале произвольной программы флип, а не лутц, потому что он лучше получался. Этери Георгиевна предложила после одной из тренировок поменять - каждый второй флип на тренировке удается, лутц - хуже, но тренировала и то, и другое. Вариант программы без четверных я вообще не рассматриваю, всегда можно собраться и выдать хотя бы один».

В Сочи она вновь "собралась" и очень уверенно "выдала" 4F, а в интервью сказала, что прыгает и второй четверной. Значит, можно ожидать, что Аня подготовится к главным стартам как можно лучше.

Этот блог начинался с поста о незабываемой Мао Асаде и совсем юной Ане, "стойкой хрустальной льдинке".

"Иногда пишут, что, в отличие от мульти-квадистки Саши Трусовой, прекрасной катальщицы Алены Косторной, гуттаперчевой Камилы, у Ани Щербаковой нет "фишки", особой черты. Да, Аня - не "буря и натиск", не вихрь и космический взрыв. Она не плетет самые искусные кружева и вязи в плавном скольжении коньков. ... Я запомнила Аню с ее выступления в финале юниорского Гран При. В произвольной ой программе она очень больно упала с 4го прыжка. А программа должна была быть легкой, воздушной, окрыленной. И эта девчушка откатала ее до конца с улыбкой на лице, словно упасть на лед после бешеной крутки на острие конька - это всего лишь слегка споткнуться.

Вот такая она - хрупкая и стойкая, хрустальная и выдержанная, легкая и надежная. Фишка Ани, на мой взгляд, - в этом приятном устойчивом послевкусии, как будто бы вам провели по лицу невесомым пером, но вы успели заметить прекрасную россыпь драгоценных камней."

Самой эффектной программой Ани пост-юниорского периода была "Жар-птица", напоминавшая Дон-Кихота Алины искристостью, разноцветной яркостью. В Жар-птице уже был намёк на создание прекрасного ожерелья из россыпи драгоценных камней, но всё ещё было не совсем досказано, проявлено, поэтому в преддверии этого сезона я писала, что именно "программы Ани - самая большая загадка" для меня.

Если в отношении других фигуристок можно было с определённой долей уверенности предположить варианты их будущих программ, то в Анином случае из драгоценной шкатулки её возможностей можно было вытаскивать множество прекрасных камней. И какое ожерелье хочет сплести для Ани ТШТ в этом сезоне, сказать было трудно. И даже после презентации её программ некоторые любители ФК продолжают спрашивать: "О чём её программы?", а другие уверенно припечатывают словом "нудли".

Позвольте не согласиться. Сейчас у ТШТ есть фигуристка, не только владеющая техническим арсеналом большой сложности и обладающая артистическими способностями. Аня отличается как отличной пластикой, так и умением чувствовать музыку, передавать её нюансы. Поэтому и задачи перед ней можно ставить более трудные. Поэтому и музыку к КП можно выбрать грациозно-грустную, изящно-меланхоличную, завораживающе-изысканную ("Элегия" Массне). А в ПП - разнообразную и глубоко эмоциональную: от обманчивой простоты минимализма (Ф.Гласс) к холодной мощи оркестрового звучания (Пану Аалтио) и к драматично-философскому напряжению поп-роковой композиции (см. пост "Анечка Щербакова: музыка к новой ПП").

Для передачи всей музыкальной палитры нужны невесомый конёк, балетность рук, филигранность вращений, плавность приземлений, отточенность и значимость движений и жестов. Детали, детали... А к ним добавьте максимальную техническую сложность (в планах ТШТ и Ани - несколько четверных прыжков).

На мой взгляд, Анины программы нового сезона - одни из самых сложных, сложных не только для очень молодой спортсменки, но и для опытных мастеров льда (такие может катать Юзуру - да не посчитают это кощунством поклонники великого фигуриста). В них нет внешних эффектов (как у Жени), нет супер-знакомой яркой музыки (как у Даши), нет броской темпераментности (как у Лизы). Они, по-моему, рассчитаны на филигранное исполнение, на показ настоящего фигурного катания - неимоверно сложного и бесконечно прекрасного, а не его эрзац-модели. А для этого нужно очень много и упорно работать. Значит, ТШТ верит в способность Ани постичь эти нюансы и передать их языком конька, восклицательными знаками прыжков, поэзией вращений, песней спиралей и дорожек.

Это стихотворение о природе, но слова, по-моему, как будто бы об Аниных программах.

"Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёры,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно..." (Н.Рыленков)

Я уже упоминала, что совсем юная Аня откатала свою программу с улыбкой после падения с высоты четверного прыжка. И сегодня, даже больше чем её четверному флипу, я порадовалась тому, что после неудачи с каскадом она пролетела финальную часть программы с улыбкой на лице и только после окончания позволила себя огорчиться. Это всё та же стойкая Дюймовочка Хрустального.