6 мин.

Энигма: Болеро Камилы Валиевой (ч.3)

Часть 1: Болеро: энигма

Часть 2: Энигма Болеро: балет Бежара, Костнер и другие программы

Давайте начнём с костюма Камилы. Мне он очень нравится. Это самый замечательный костюм из всех, что я видела в последнее время. Я бы очень хотела думать, что придёт время и он войдёт в негласную копилку раритетов ФК, как красная пачка Алины. При всей своей разноцветности, он очень продуман и многозначен.

Часто говорят, что "Болеро" это пособие для школьников по изучению состава оркестра, так как в композиции участвуют все инструменты. А ведь у каждого музыкального инструмента в оркестре есть свой тембр и мелодия может восприниматься в определенной звуковой окраске.

Поскольку "Болеро" - это ритм и мелодическая линия, выводимая разными инструментами соло и вместе, то при смене инструмента меняется цветовая окраска восприятия звука. Например, по таблице В.Кандинского «Параллели цвета и звука»* синий светлого оттенка это флейта, зелёный - скрипка, а красный (яркий) - фанфары и т.д. В костюме Камилы, по-моему, есть отражение этой 'эстафеты' тембров, или звуковых красок.

Её костюм не банально-лаконичен, как мы привычно думали бы, помня о балете Бежара, а "болерично" красочен и, как я думаю, гармонирует со звуками и красками мелодии при переходе от инструмента к инструменту. Он, можно сказать, визуализирует 'течение' мелодической линии.

Костюм, к тому же, эстетически притягателен (автор Ольга Рябенко**), особенно в движении. А движения Камилы должны, как она сама сказала, "по пластике будто повторять движения змеи." И про костюм: "...если вы посмотрите на мой костюм, то сами всё поймете", т.е. другое значение костюма Камилы это - более однозначная отсылка к облику змеи, возможно, опасной, но очень-очень красивой змеи. Она может быть таинственной, даже роковой, но и неодолимо влекущей и гипнотизирующей. Даже в детских мультфильмах танцующие змеи часто являются чем-то самым таинственно-притягательным и пугающим одновременно (вспомните "Маугли" с музыкой Губайдулиной и буйством красок).

Если вы когда-либо трогали или гладили живую змею, то помните гладкую, шелковистую приятность прикосновения к мягкому и тёплому (они холоднокровны и потому быстро нагреваются от прикосновения). А если наблюдали их в природе, конечно, понимаете, насколько легки, бесшумны, текучи и стремительны они в движении, как быстро могут обволакивать и вовлекать в свой смертельный танец. И даже просто 'пряные' истории об экзотических странах с ароматом тропических цветов, тягучей музыкой флейты в руках факира, танцующими змеями с таинственными пятнами на коже могут повергнуть в гипнотический зачарованный сон, полный причудливых видений. А ведь такова музыка и магия "Болеро".

И вновь в двух словах о музыкальных особенностях "Болеро".

С одной стороны, это непрерывно отбиваемый барабаном ритм и постоянный, строго выдержанный умеренный темп. Ничто не ускоряется и для фигуристов-одиночников это - дополнительная проблема, нужно постоянно чувствовать этот ритм, жить в нём при всех технических сверхзадачах. Особенно в программе Камилы с 4ми прыжками, ведь до сих пор никто из одиночниц не катал "Болеро" с ультра-си. Чем не вызов? Чем не все прыжки во второй половине?

С другой стороны, это смена, добавление и объединение всё новых инструментов (от флейты к кларнету, затем к фаготу, к гобою и т.д.), т.е. драматичнейшее нагнетание напряжения с помощью оркестрового крещендо. Для фигуристов нарастание звука и мощи при включении всех инструментов означает постепенную смену и усиление хореографического языка, драматизацию движения (не мельтешение или "махание" руками).

При безошибочном исполнении эта программа будет иметь тот самый затягивающий эффект неотвратимого вовлечения в поток змеиного танца. Это не будет меланхолически-отрешённая и зачарованная полуденная сказка Каролины или постепенное и вдохновенное восхождение на вершину горы и судьбы, как у Торвилл-Дин. И, конечно, это не будет бравурно-внезапный, немузыкальный, совсем не 'равелевский' триумф, как у Плющенко. И мне нравится, что кроме некоторых реминисценций на хореографию Бежара, в программе Камилы нет стремления отразить балетно-бежаровское нарастание страсти (М.Плисецкая) или нагнетание экстатического истощения чувств (Х.Донн).

Это будет магнетический танец, тонко продуманный, почти математически просчитанный, как при настоящих атаках змей. Эта прекрасная, таинственная змея неумолимо и искусно втягивает в свой, только ей известный, план, манит и не отпускает, проверяет и держит. Это может быть завораживающий лабиринт из цепочек шагов, жестов, вращений в начале программы, которые постепенно, по мере нагнетания крещендо переходят в более широкие движения, дуги, тягучий кантилевер, махи ногами (не знаю, так ли это положено называть).

Напряжение будет неуклонно расти. Помните, змея нагревается от прикосновения? Так и зрителю будет передаваться это цвето-звуковое усиление, когда звучат карминно-красные фанфары и тёмно-бордовые саксафоны. А Камила вьётся в вихре цветов костюма и её неописуемых вращений и дорожек.

Красивая и искусная змея, знающая свою силу, ценящая искусство выдерживать долгие напряжённые противостояния, умеющая гипнотизировать и ввергать в транс. Прекрасная ворожба - и странная, и упоительная.

"Болеро" Камилы и ТШТ ещё будет оттачиваться - и технически, и хореографически. Но уже сейчас, даже со всеми огрехами, программа заставляет фантазировать, пересматривать и любоваться.

Конечно, это - не трактир и потому не совсем понятен комментарий Урманова: «Сложная программа, музыкальное сопровождение к ней выбрано сложное. Может, это рановато для Камилы, не знаю. Я пока не уверен, что она понимает, о чем катается». Если он имел в виду взрослую танцовщицу в трактире, то "Болеро" это не только балет Бежара, но и излюбленное дирижёрами оркестровое произведение, интерпретаций которого может быть множество, не обязательно взросло-страстных.

Существуют и мультфильмы (спасибо комментаторам за ссылки)

Гарри Бардина https://www.youtube.com/watch?v=HDT5QTP57MM

Ивана Максимова https://www.youtube.com/watch?v=L6DFGSY05IQ.

Многоуважаемая Е.А.Чайковская также сказала о том, что Камила - летящая, а музыка Болеро прибивает. В моём восприятии, это не совсем так, поскольку Болеро - о достижении кульминации, которая может пониматься по-разному: может постепенно (там-там-там) "прибивать", но может и вести и к полному опустошению или освобождению, и к возвышению, и к затягиванию в таинственный омут тайны.

*Таблица Василия Кандинского: жёлтый — высокое громкое звучание трубы синий светлого оттенка — флейта синий тёмного оттенка — виолончель тёмные цвета — контрабас, орган (низкие тона) зелёный — спокойные, растянутые звуки скрипки зелёный в жёлтое — повышающиеся тона скрипки зелёный в синее — альт с сурдинкой красный (яркий) — сильный звук фанфары красный холодного оттенка — средние и низкие звуки виолончели красный розового оттенка — свирель оранжевый — альт, средний колокол фиолетовый — английский рожок фиолетовый насыщенного оттенка — гобой, низкие звуки фагота

**«После «Девочки на шаре» Камиле приходится заново покорять зрителей чем-то новым. Идея выступления в образе змеи под музыку Равеля возникла у тренера Этери Тутберидзе. В движении рука Камилы напоминает змею, поэтому на рукаве я изобразила образ змеи, ползущей к запястью. Глаза расположены прямо на кисти», - приводит слова Рябенко японская версия издания Sputnik. (Большое спасибо комментатору за ссылку!)

Все ссылки и фотографии взяты из открытых источников только в целях иллюстрации. No copyright infringement is intended.