4 мин.

Полёт нормальный: ‘пассионарность’ иссякает? (Часть 1)

Я уже писала ("Ad astra: Постскриптум"), что Камила Валиева, может быть, лебединая песня ТШТ, да и не только ТШТ. Даже и в болельщиках ощущается снижение накала страстей: уже несколько по инерции оскорбляют друг друга «медвефаны», «загифаны», «косторофаны» и т.д. Без особого задора встревают в «дискуссии» всё новые "сеятели раздора" и уже не так регулярно выходят 'штампуемые нейросетью' морально устаревшие посты бесчисленных ботов (программы/инструкции устаревают на ходу или уже безнадёжно устарели?).

Первой ласточкой этой всё ещё проявляющейся (как при устаревшей процедуре фотографирования) тенденции стал уход от ТШТ Саши Трусовой. И даже всплеск прежней страстности реакций стал затухать с уходом Алены Косторной - уходом по причинам, вероятнее всего, самого тривиального характера.

И только Алина Загитова всё ещё будоражит сознание как противников, так и поклонников. Все последние новости об Алине немедленно набирают огромное количество отзывов, вытесняя всех, кто являлся 'news maker'ом только вчера. Отошёл сразу же на второй план панегирик Плющенко, интервью и комментарии свежеиспечённых юниорок и их тренеров набирают от силы 50+ комментариев. Зато обсуждение любой новости об Алине буквально "трещит" от непомерной экзальтации (500+ отзывов). Впрочем, даже с яростных хулителей олимпийской чемпионки начинают спадать ‘демонические’ одежды поборников справедливости. Пакость, приправленная бездной языковых ошибок, остаётся пакостью, в какие бы одежды правдоборцев она ни рядилась.

В изначальном варианте шестой части "Ad astrа: феномен ТШТ" я привела цитату из известного стихотворения, которую позже убрала из соображений излишней пафосности. Приведу её сейчас:

Так, Поэт, ты паришь под грозой, в урагане,

Недоступный для стрел, непокорный судьбе,

Но ходить по земле среди свиста и брани

Исполинские крылья мешают тебе.   (Перевод В. Левика)

Есть ощущение, что очередное нерядовое явление теряет ‘непокорность и недоступность’ под давлением обыденности. Перемешивание высокого и низкого, создание новой интертекстуально-виртуальной реальности не означает победу элитизма духа, скорее, наоборот. 

«Пассионарность» часто понимается как «страстное стремление к цели и способность» совершать экстраординарные действия ради достижения этой цели. Я бы сказала, что в последние годы таким коллективным движением к цели и отличался тренерский штаб во главе с Этери. Почти мифическая заманчивость действа, сбивающая с толку восторженность реакции и мелочная ярость контр-реакции... Думается, что в какой-то степени это и есть проявление пассионарности, назовём это «мини-пассионарностью», поскольку речь идёт об одной разновидности определенного вида спорта.

Я не знаю, что явилось основным фактором, повлиявшим или вызвавшим некое снижение того полёта новаторства и стремления к эстетическому абсолюту, смелости и вечной женственности, точнейшего расчёта и загадочности, который и привлёк к женскому ФК огромное количество поклонников в последнее время. Усталость "лазера" Этери от "свиста и брани"? Истощение творческого запала? Просто снижение планки требований? Уходы/"предательство" учениц? – вспомните цветаевское у Этери «...Гляжу на след ножовый: Успеет ли зажить До первого чужого, Который скажет: «Пить». 

На мой взгляд, сейчас в женском ФК в России происходит, с одной стороны, истощение мини-пассионарности, а с другой стороны, начинается рутинное построение нового порядка. Об этом можно судить даже по первым прокатам юниорок, прошедшим в Новогорске.

После первых просмотров многие вздохнули - кто разочарованно, кто растерянно, кто с радостью потирая руки: "хрусталята" не так хороши, как раньше. Во-первых, их всего две - Майя Хромых и Дарья Усачева (Камила Валиева - в другой лиге). Во-вторых, по мнению многих, у них нет (и, возможно, не будет) ультра-си, попытка исполнить 4ой сальхов не получилась, музыка привычная, хореография стандартная. Я не со всем согласна в этих выводах, но нельзя не заметить, что, на самом деле, исчез вау-эффект, потерялось ожидание чего-то необычного.

Но в этом, я полагаю, нет ничего радостного и для противников ТШТ. 

Прежде всего потому, что фигуристок легких, стремительных, порхающих, как Елизавета Осокина, было, есть и будет достаточно много. В Европе, Азии и Америке можно найти и невесомых, и быстрых, и 'хореографичных' девочек. Фигуристок с тройным акселем, как Софья Самоделкина, прибавляется все больше. Где-то в недрах китайских, корейских катков растут, я думаю, не только трикселистки, но и квадистки. Юниорок уровня Анны Фроловой и Софьи Муравьевой, боюсь, больше, чем можно подумать.

Одним словом, с одной стороны, это событие - своего рода индикатор процесса истощения передового женского ФК. Даже с учетом появления некоего подобия соперничества школ, невозможно не заметить вторичность происходящего. Мы возвращаемся в стандартное, привычное женское фигурное катание, пусть и более сложное, более трудное, более 'ультрасишное', но не способное захватить так, как это делалось раньше.

С другой стороны, можно сказать, что "революция" в женском ФК, начатая ТШТ, совершилась и теперь начинается достаточно ровный процесс утверждения нового порядка: будут усваиваться сложные элементы (заходы, выходы, дорожки и т.д.) и сложнейшие прыжки (3й аксель, каскады, квады и мультиквады) и цениться традиционно-дамские качества: легкость, изящество, артистичность.

Но, если станет совсем скучно (покинет лёд Алина, потускнеют ультрасишницы, музыка приестся, а элементы будут без конца повторяться), то, посмотрев Аню и Камилу, всегда можно уйти в "колыбель" техники и артизтизма - мужское ФК.

Далее:

Полёт нормальный: битва титанов (Часть 2)

Чемпионат мира по фигурному катанию. Финальная шестерка - имена-легенды, короли четверных, волшебники льда. Что они тогда сделали?