16 мин.

Тараканы. 10 самых влиятельных агентов в НБА

Блог «Фонарь» рассказывает о тех, кто управляет НБА из-за кулис.

10. Дэвид Фэлк

Компания: FAME

Профиль: Родился в 1950, окончил экономический факультет в Сиракьюз (1972) и юридический факультет университета Джорджа Вашингтона (1975), с 1974 работал в компании ProServ’s, в 1992-м создал собственную компанию FAME, участвовал в заключении четырех из пяти самых больших контрактов в истории НБА

Самые известные клиенты: Майкл Джордан, Джеймс Уорти, Сэм Перкинс, Патрик Юинг, Аллен Айверсон, Стефон Марбэри, Дикембе Мутомбо, Кенни Андерсон, Антуан Уокер, Алонзо Моурнинг

Самые известные клиенты в настоящее время: Элтон Брэнд, Рой Хибберт, Джефф Грин, Эван Тернер, Грег Монро

Репутация: Фэлк – человек, приложивший максимум усилий для создания той НБА, которую мы знаем сейчас. Самый влиятельный агент 90-х не ограничивал свою деятельность исключительно заключением выгодных контрактов для своих подопечных: именно он стоял за внебаскетбольной индустрией, начинавшийся с создания бренда Майкла Джордана, именно он выторговывал многомиллионные контракты для звезд с производителями кроссовок, а затем и другими известными компаниями, именно он изменил структуру зарплат в лиге и сделал так, что сами игроки могли в большей степени пожинать плоды своих трудов. За тридцать лет работы с игроками НБА Фэлк добился очень многого и пробовал те вещи, которые никто не делал для него: например, он стал одним из продюсеров Space Jam, с которого официально начиналось превращение Джордана в баскетбольную икону.

Активность Фэлка не заканчивалась исключительно маркетингом. Второй по влиянию человек в лиге после Дэвида Стерна был серым кардиналом, стоявшим за локаутами 95-го и 98-го – через своих игроков (Юинга, Моурнинга) Фэлк лоббировал свою политическую линию. При этом его всепроникающее влияние чувствовалось не только в ключевые моменты существования лиги. В мирное время Фэлк всеми правдами и неправдами выбивал колоссальные контракты, раскручивал своих клиентов уже с первых сезонов (здесь можно вспомнить договор Айверсона с Reebook), ну и не стеснялся давить на руководство клубов – именно он заставил «Миннесоту» обменять Стефона Марбэри в «Нетс». Отношение к Фэлку, этому «Распутину со скамейки», тех многих людей, которым он перешел дорогу, сложно сформулировать в приличном виде, но Кевину Макхэйлу это удалось лучше всех: «После ядерного взрыва на земле останутся только тараканы и Фэлк».

Сейчас Фэлк отошел на второй план. Как говорит он сам, «я вижу себя скорее в роли учителя». Это, впрочем, не мешает ему время от времени тряхнуть стариной – то обеспечить Рою Хибберту максимальный контракт, то навести шороху заявлениями о том, что сможет закончить локаут за пару минут.

Сумма контрактов: 52,238,074

9. Билл Даффи

Компания: BDA Sports Management

Профиль: окончил гуманитарный факультет университета Санта-Клара, играл за Университет Миннесоты (вместе с Кевином МакХэйлом) и Университет Санта-Клара (вместе с Куртом Рамбисом), задрафтован «Наггетс» под 109-м номером в 1982-м, занимается агентской деятельностью больше 27 лет, в 1998 году основал собственную компанию

Самые известные клиенты: Яо Мин, Майкл Оловоканди

Самые известные клиенты в настоящее время: Рэджон Рондо, Стив Нэш, Андрис Биедриньш, Тэйшоун Принс, Трэвис Аутло

Репутация: Билл Даффи, один из немногих агентов-афроамериканцев, всегда позиционировал себя человеком, который воплощает ценности, не совсем характерные для профессии – религиозность, честность, искренность. «Я никогда не хотел быть просто баскетболистом. Знал, что могу предложить гораздо большее», – Даффи делает акцент на дружеских отношениях со своими клиентами, заботится об их постоянном развитии и отказывается работать с теми, кто не приемлет его методов.

Вот только репутация Даффи сильно пострадала после истории с О Джей Майо: когда защитник попал в лигу и выбрал Билла своим агентом, оказалось, что тот через подставных лиц давал многообещающему игроку деньги на протяжении всего обучения в университете. В итоге историю замяли, а Майо поменял агента, но недоброжелатели утверждают, что это далеко не единственный случай в практике Даффи.

Главное, что отличает Даффи это то, что он не боится рисковать и в случае чего может показать зубы. Он не ограничивает свою работу исключительно Штатами и всегда старается найти алмаз там, где его никто не ищет – наиболее показательна в этом смысле история с Яо Мином, которого Билл протащил в лигу через великую стену скепсиса. Он едва ли не околдовывает генменеджеров и владельцев, заставляя их по собственной воле прыгать с крыши – контракты Биедриньша и Аутло, а также таинственный выбор Оловоканди из этой серии. Он совершенно не боится выйти из тени и вступить в открытый конфликт с работниками клуба – это мы видели в прошлом году, когда Даффи публично раскритиковал Дэнни Эйнджа.

Сумма контрактов: 68,032,730

8. Джим Тэннер

Компания: Williams & Connolly

Профиль: 40 лет, окончил юридический факультет в университете Северной Каролины и университете Чикаго, работал корпоративным юристом в компаниях Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom, принимал участие в предвыборной кампании Клинтона в 1996-м, с 97-го работал под началом Лона Бэбби

Самые известные клиенты: Брюс Боуэн

Самые известные клиенты в настоящее время: Хидо Тюркоглу, Тим Данкан, Марвин Уильямс, Рэй Аллен, Грант Хилл, Джереми Лин

Репутация: Тэннера можно воспринимать по-разному. Можно – как агента новой волны, можно – как сугубо подставную фигуру.

Выпускник Северной Каролины и не думал о карьере спортивного агента, сосредоточившись на юридической практике. Так получилось, что с 97 года он начал работать вместе с Лоном Бэбби, а когда последний стал генеральным менеджером «Санс», занял его место в качестве первого лица компании.

Williams & Connolly позиционирует себя как фирма, уделяющая своим клиентом максимальное внимание, а потому намеренно ограничивающая число клиентов. Помимо шокирующих всех историй с заключением контрактов: Джоша Чилдресса, где остался совершенно не замечен конфликт интересов, или Хидо Тюркоглу, в последний момент променявшего «Портленд» на «Торонто» – компания занимается также активным глобальным продвижением брендов своих игроков. До прошлой зимы наиболее известным был Шейн Баттье, лицо китайских кроссовок PEAK, но сейчас ему на смену уже пришел Джереми Лин с неотъемлемой Линсэнити и испугавшим Джеймса Долана контрактом.

Сумма контрактов: 69,935,060

7. Энди Миллер

Компания: ASM Sports

Профиль: основал компанию в 1995-м, общая сумма контрактов превысила 800 миллионов

Самые известные клиенты: Кевин Гарнетт, Эрсан Ильясова, Брэндан Хэйвуд, Андрэй Блатч, Чонси Биллапс, Омер Ашик, Серж Ибака

Репутация: За 20 лет работы в лиге Энди Миллер зарекомендовал себя одним из самых неуступчивых бойцов: едва ли не все его клиенты подходят под определение «плохой контракт», про роль Кевина «Биг Тикета» Гарнетта в истории революции цен вообще говорить не стоит.

Насколько Миллер является заметным среди игроков, настолько же ненавистным для всех остальных участников рынка. Количество скандалов с участием Энди не сосчитать на пальцах рук. Среди самых заметных – громкий конфликт вокруг подписания нового соглашения Чонси Биллапса с «Пистонс», судебные разбирательства по поводу его прав на 16 игроков (в том числе Гарнетта и Биллапса), штраф в 40 тысяч за попытку сманить у Кита Гласса Куинси Дуби, демарши с участием Руди Фернандеса времен «Портленда» и Брэндана Хэйвуда в «Далласе», запрет сразу четырем командам NCAA участвовать в летних мероприятиях Ассоциации за связь с Миллером – это только то, что приходит на ум в первую очередь. Миллер выбивает для своих игроков наилучшие условия и не чурается время от времени нарушать правила. Иногда его за этим занятием ловят. Не случайно, одна из самых известных фраз о спортивных агентах: «Это бизнес предпринимателей и пиратов, и каждый агент решает для себя, кем он хочет быть. Порой они являются и теми, и другими» – брошена именно на счет Энди.

Сумма контрактов: 103,951,954

6. Марк Бартельстейн

Компания: Priority Sports & Entertainment

Профиль: окончил факультет делового администрирования в Северо-западном университете (1984), в 1985 основал компанию Priority Sports & Entertainment

Самые известные клиенты: Джон Уильямс

Самые известные клиенты: Дэнни Грэйнджер, Дэвид Ли, Хосе Мануэль Кальдерон, Ник Янг

Репутация: Едва окончив университет, Бартельстейн бросил работу в банке и посвятил себя своей мечте. Чтобы заявить о себе, ему потребовалось пять лет: успех пришел в 1990, когда до сих пор не понятно каким образом Марк умудрился выбить пятилетний контракт на 26 миллионов для «Хот Род» Уильямса, который стал на тот момент самым высокооплачиваемым игроком лиги. Пока Джордан, Юинг, Мэджик, Оладжувон утирали слезы, а генеральные менеджеры повторяли фразу «Это безумие», Бартельстейн оказался замечен и востребован. За прошедшие с тех пор 20 лет он стал одним из самых заметных агентов НФЛ и вошел в пятерку самых влиятельных в НБА.

Свой статус Бартельстейн в который раз доказал в прошлом году, фактически став рупором группы самых влиятельных агентов. Не стесняясь в выражениях по отношению к Стерну и владельцам, Марк и его товарищи спровоцировали роспуск профсоюза и в принципе сделали все, чтобы стороны не договорились. Лишь разлад среди игроков и понимание того, что принципиальность в данном вопросе лишь вредит, со стороны Дэвида Стерна обезоружили провокаторов. Подписание нового коллективного соглашения, правда, не помешало Бартельстейну напоследок преподать комиссионеру пару уроков бизнеса.

Сумма контрактов: 110,706,183

5. Леон Роуз

Компания: Creative Artists Agency

Профиль: родился в 1961, окончил Dickinson School of Law и Temple University School of Law, играл в баскетбол на школьном уровне (входит в зал славы Cherry Hill), затем выступал в еврейской лиге центра Klein Jewish Community Center в Филадельфии, работал помощником тренера в Cherry Hill и Rutgers University, а также тренером в лигах Junior Maccabi Leagues

Самые известные клиенты: ЛеБрон Джеймс, Дуэйн Уэйд, Крис Бош

Самые известные клиенты в настоящее время: Кармело Энтони, Крис Пол, Ричард Хэмилтон, Андреа Барньяни, Тай Лоусон

Репутация: Роуз тоже подходил к локауту едва ли не как самый влиятельный агент в лиге. Фактически именно его клиенты в какой-то степени и спровоцировали эту заварушку: Бош, Уэйд и Джеймс объединились в «Майами», ЛеБрон при этом еще публично вытер ноги о каждого болельщика «Кливленда», Кармело Энтони вынес мозг почти всем, кто следит за НБА, ну и после всего этого с Крисом Полом никто и связываться не захотел. Роуз тоже подписал то самое письмо, в котором агенты призывали игроков распустить профсоюз и пойти по сценарию НФЛ, но частично все это ударило и по нему. Еще прошлой осенью, сразу после письма, взбунтовался Ричард Хэмилтон, который не оценил усилия своего агента по достоинству. Затем с Роузом решил расторгнуть соглашение ЛеБрон Джеймс. Ну и вдобавок ко всему Энтони Дэвис предпочел Роузу Теллема.

Хотя Джеймс, объясняя свой поступок, отметил, что никаких претензий к Роузу у него нет, это все равно стало сильным ударом по агентству. Когда-то Дэвид Фэлк говорил, что Джеймсу далеко до того, чтобы стать брендом, подобным Джордану, «потому что он слишком сильно хочет им стать». Решение Джеймса во многом ответ на те последствия, которые имело злополучное «Решение».

Сумма контрактов: 125,267,961

4. Дэн Феган

Компания: Lagardere Unlimited

Профиль: окончил юридический факультет Йельского университета

Самые известные клиенты: Гилберт Аренас

Самые известные клиенты в настоящее время: Дуайт Ховард, Нене, Кевин Мартин, Шон Мэрион, Джон Уолл, Рикки Рубио

Репутация: Дэн Феган не только один из самых влиятельных, он еще и самый ненавидимый агент прямо сейчас. Стоило Ховарду расстаться с Аароном Гудвином и найти нового агента, как началась вся эта утомительная история с переходом из «Орландо» и каждый день новыми капризами. Капризы, собственно, были не самого Ховарда, капризы рассказывал всему миру Феган, пытавшийся изо всех сил раскачать руководство «Мэджик». Пытливые болельщики «Орландо» даже вычислили связь между Lagardere Unlimited и «Бруклином», так что история с Дуайтом еще может обрести продолжение. Правда, в любом случае вряд ли кто-то скажет, что Феган не добился многого.

Феган занялся агентской деятельностью, когда начал вести дела своего друга Криса Дадли. И за 15 лет утвердил себя в качестве одного из наиболее авторитетных представителей агентского бизнеса. Помимо собственно работы с игроками и продвижения невероятных обменов (щепотка волшебства, и опа – Шон Мэрион оказывается в «Далласе») Феган пытается влиять и на законы лиги: правила «сайн-энд-трэйд» и выхода из последнего сезона по контракту (плюс само собой правило Гилберта Аренаса) развивались при его активном участии.

Феган, с одной стороны, старается не рисковать с игроками: даже от Аренаса он умудрился отказаться очень вовремя – как раз чтобы потом сказать все, что думает, о самом главном раздолбае лиги. С другой, история с Ховардом не случайна и иллюстрирует стиль Фегана: он позиционирует себя как шахматист и потому намеренно организовывает утечки, которые помогают ему достигать своих целей. Вот сейчас он, например, пишет книгу. К чему бы это?

Сумма контрактов: 139,328,065

3. Роб Пелинка

Компания: Landmark Sports Agency

Профиль: окончил юридический факультет Мичиганского университета, четыре сезона выступал за университет Мичигана

Самые известные клиенты в настоящее время: Кобе Брайант, Кевин Дюрэнт, Карлос Бузер, Андре Игудала, Эрик Гордон, Джеральд Уоллес, Джеймс Харден, О Джей Майо

Репутация: Пелинка обязан был связать свою жизнь с баскетболом. Сын тренера, баскетбольное дарование в школе, шестой игрок в команде легендарных «Фэб Файв» – у Роба была возможность поехать после университета в Европу, но он предпочел остаться, поучиться еще, а затем воспользовался приглашением Арна Теллема и стал работать вместе с ним.

Из тени Пелинка вышел в 2003-м: тогда весь мир узнал не только то, что Кобе Брайант не изменяет древним привычкам голливудских звезд, но еще и заучил имя его агента: Роб был для согрешившей звезды практически всем тогда – спутником, другом, адвокатом, советником. Из таких переделок не выходят просто так: имя Брайанта с тех пор неразрывно связано с Пелинкой, а грандиозный контракт (самый большой в лиге на данный момент) лишь приятное дополнение для Кобе ко всему, что сделал для него его соратник.

Определяющим же для его карьеры стала работа с Карлосом Бузером и скандал, связанный с уходом последнего из «Кливленда». Тогда Буз вроде как пообещал продлить контракт, но в последний момент соскочил и переехал в «Юту» на гораздо большие деньги. Агент взял ответственность на себя, ушел из компании Теллема и организовал собственную – видя, как Пелинка блюдет интересы своих клиентов, люди к нему начали тянуться все охотнее. Если учесть, что из семи лучших его игроков, как минимум, у шести завышенные контракты, понять их вполне возможно.

И еще – понятно, что влияние – вещь весьма абстрактная, но, если учесть, что именно сторонники компромиссного варианта решения локаута (среди которых – какой сюрприз – значились Дерек Фишер и Кобе Брайант) праздновали относительный успех, то становится понятно, что Пелинка занимает столь высокое место совершенно не случайно. И наличие среди клиентов Кобе и Дюрэнта лишь дополнительная реклама, которая только подчеркивает суть.

Сумма контрактов: 155,065,812

2. Джефф Шварц

Компания: Excel Sports Management

Профиль: окончил Майамский университет в Оксфорде и Temple University Law School в Филадельфии, работал адвокатом и судьей, с 92-го начал агентскую деятельность в International Management Group, в 2002-м основал собственную компанию, в 2011-м расширил ее, объединившись с крупными агентами, занимающимися бейсболом и гольфом

Самые известные клиенты: Дерон Уильямс, Эл Джефферсон, Кевин Лав, Тайсон Чендлер, Ламар Одом, Эмека Окафор, Джейсон Кидд, Пол Пирс

Репутация: За последний год Шварц сделал пару шагов, не только подтвердив свой статус, но и укрепив свою команду суперзвездой. Во-первых, он оказался неминуемым образом вовлечен в реалити-шоу Ламара Одома: отрезанный от голливудских сладостей чудо-человек с трудом пытался понять, куда он вообще попал, и его агенту на протяжении всего сезона пришлось выпрыгивать из штанов. Со своей задачей он справился блистательно: когда на Ламара махнула рукой его же жена, Шварц умудрился найти для подопечного идеальный вариант. Во-вторых, его коллекцию пополнил Дерон Уильямс, получивший не только максимальный контракт, но и материальную поддержку амбиций клуба. Здесь Шварц тоже сыграл блистательно – известная доля неуверенности, заигрывания с «Далласом» и совсем простое безболезненное решение. Мат паникующему Билли Кингу поставил бы и ребенок, но так уж придираться не стоит.

Единственная проблема вышла с Дэвидом Каном: Лав получил 4-х, а не 5-летний контракт, но тут Шварц еще, конечно, отыграется.

Хороший сезон, вознесший Шварца практически на вершину.

Сумма контрактов: 192,472,071

1. Арн Теллем

Компания: Wasserman Media Group

Профиль: окончил Haverford College (1976) и юридический факультет университета Мичигана (1979), преподавал право в Университете Южной Калифорнии, с 80-х годов занимался спортивным правом, с 1982 по 1988 был исполнительным вице-президентом «Клипперс», в 1989-м основал Tellem & Associates, которая затем была преобразована в Wasserman Media Group

Самые известные клиенты: Кобе Брайант, Реджи Миллер

Самые известные клиенты в настоящее время: Деррик Роуз, братья Газоли, Расселл Уэстбрук, ЛаМаркус Олдридж, Эл Хорфорд, Тайрик Эванс, Кендрик Перкинс, Брук Лопес, Брэндон Рой, Трэйси МакГрэйди, Джо Джонсон

Репутация: Теллем успевает выбивать катастрофические контракты сразу в двух лигах – в НБА и МБЛ, а потому последние лет семь считается одним из самых влиятельных спортивных агентов в мире. Хотя сам он старается держаться в стороне и не выходить из тени, в США его, понятно, все ненавидят, а вот в Японии он давно легенда: про Теллема сняли целый сериал, и говорят о нем исключительно с придыханием как о omoiyari no aru dairinin, «сострадательном агенте», кому не понятно – «агенте, который понимает нужды японского народа».

Нужды небольшой части американского народа Теллем тоже понимает очень неплохо. 60 миллионов Бена Уоллеса, 123,6 – Джо Джонсона, 126 – Джермейна О’Нила, 87,8 – Брэндона Роя, 93 – Трэйси МакГрэйди – Теллем может оставаться в тени сколько его душе угодно, его дела говорят сами за себя. Его вы являетесь клиентом Теллема, то в любом случае получите хоть немного, но больше, чем заслуживаете. Все зависит от стойкости генерального менеджера: но Теллем с «его умом и хваткой Алана Дершовица и невротическим поведением Вуди Аллена» может залезть под кожу любому. То, что в НБА для него нет секретов, Арн продемонстрировал в 96-м, когда умудрился обойти все правила и протащить Кобе Брайанта в «Лейкерс»: Теллем не показывал школьника тренерам, и все устроилось само собой. Спустя 16 лет Теллем уже встречал новый локаут в качестве самого влиятельного агента и преуспел в главном – профсоюз все же был распущен. Остальное было уже ему не подконтрольно: самым влиятельным человеком в лиге по-прежнему остается Дэвид Стерн.

Сумма контрактов: 257,402,988