12 мин.

Суперлига отложена, но всё равно неизбежна

Новость о создании Суперлиги была сравнима с новостью о начале пандемии коронавируса: так велико было её влияние на футбольную общественность и умы людей. При этом реакция на её создание стала, как правило, резко отрицательной. Похвалить эту идею не осмелился почти никто, кроме создателей самой Суперлиги — Флорентино Переса и Андреа Аньелли. Даже руководство других клубов-членов нового турнира сначала промолчало, а потом пошло на попятную. Давайте попробуем разобраться, что же стоит за огульной критикой этого проекта и так ли он плох (и, главное, опасен для будущего футбола), как об этом принято говорить.

Основной способ потребления футбола © Krot.info

Начать придётся несколько издалека, а именно с теории Джона Урри. Этот британский социолог является автором книги под названием «Офшоры», в которой он комплексно рассматривает феномен офшоризации (offshoring) всех общественных процессов. Дж.Урри понимает офшоризацию в широком смысле — это далеко не только регистрация капитала на территории налоговых убежищ. Любая услуга, оказываемая человеку удалённо, может быть рассмотрена как пример офшоризации (посмотрите на сам термин off shore — от англ. «вне берега», т.е. где-то далеко, за горизонтом). Что это значит простыми словами? Раньше, чтобы купить одежду, нужно было выйти из дома и пойти на ближайший рынок или в магазин. Сама одежда была произведена либо в этом же городе, либо в этой же стране, либо в одной из ближайших стран (зависит от того, как глубоко в историю мы заглянем). Теперь мы можем заказать одежду и обувь из любой страны мира, а не только ту, что доступна человеку территориально. Заказать кроссовки в США, потому что они лучше? Пожалуйста. Это лишь вопрос желания и денег. Другой пример (их может быть бесконечно много): получение знаний. Местные газеты, местные библиотеки, местное ТВ и радио уже давно перестали быть основным каналом получения информации. Заходи на сайт любого СМИ любой страны — и ты получишь какую угодно информацию на всех языках мира. Всё это касается и футбола. Когда-то не так давно, если человек хотел посмотреть футбол, выход был один — идти на стадион в своём городе. Для разнообразия можно съездить на выезд с любимой командой, но речь, скорее всего, шла о путешествиях по родной стране. С распространением телевидения и интернета нам стал доступен футбол почти из любой точки мира. Если раньше условному «Энергетику» из города N попросту не было альтернативы в сердцах местных болельщиков, то сейчас тот же самый человек может выбрать просмотр чемпионата Испании дома, а не поход на стадион. Скорее всего, у местного клуба нет ни внятной стратегии по работе с фанатами, ни амбиций выйти на самоокупаемость, ни хорошего стадиона и поля, ни красивой игры. Если же речь идёт о крупном городе с богатыми клубами, то проблема будет в другом: слишком велика конкуренция со стороны других способов досуга. Конечно, и сегодня есть те, кто предпочтут поход на матч второго дивизиона на поле-огороде, если играют «свои»; те, кто «пробивают выезды» и следуют за родной командой повсюду независимо от результатов; те, кто окажут родной команде по-настоящему горячую поддержку (с песнями и баннерами), а не будут вяло созерцать происходящее на поле. Такие люди достойны огромного уважения. Но горькая правда такова, что сегодня их всё меньше и меньше, а главным качеством футбола всегда была его массовость. Массовый способ потребления футбола сменился и уже никогда не будет прежним. Рядовой болельщик выберет просмотр высококлассного футбола дома, а не просмотр футбола сомнительного качества в некомфортных условиях только потому, что он «свой». Теперь мы можем вернуться к идее Суперлиги. Клубы, которые должны были стать её постоянными членами, уже давно являются глобальными брендами. Встретить человека в футболке «Барселоны» можно не только в Барселоне, но даже в глухой южносуданской деревне. Слова «Реал» и «Манчестер Юнайтед» слышали все футбольные болельщики на всех континентах. Наблюдать за этими командами готова подавляющая часть людей, интересующихся футболом: вопрос лишь в доступе к ТВ и интернет-трансляциям. Но мировых брендов с высокой степенью узнаваемости не может быть бесконечно много. 10-15-20 — это предел, который совпадает с примерным количеством клубов-участников Суперлиги. При этом каждый из этих клубов получит возможность закрепиться в статусе глобального бренда благодаря доходам от продажи прав на трансляции нового соревнования, интерес к которому будет прикован по всему миру. Именно права на трансляцию уже давно являются основным источником прибыли в футболе. Услуга «футбол» поставляется удалённо и является неотъемлемой частью офшоризации жизни. Потребитель может жить где угодно, но он хочет получить лучшие мировые образцы этой услуги, а не только то, что доступно ему территориально. Теперь такая возможность есть. Более того, участники суперлиги обречены стать суперклубами. Именно поэтому Флорентино Перес не стесняется упоминать «Ланс» в своих интервью: если условный «Челси» откажется от места в Суперлиге (ещё раз, когда эта идея вновь возникнет), то его место займут другие клубы, которые, при правильном использовании сверхдоходов от участия, впоследствии сами станут топ-командами. Конечно, отказ от участия в Суперлиге со стороны клубов АПЛ можно понять: сама АПЛ, существующая в современном виде с 1992 года (кстати, после реформы распределения доходов от ТВ-прав), сейчас наиболее близка к понятию «суперлиги» (неслучайно 6 из 12 первоначально объявленных постоянных членов турнира представляли Англию). Однако АПЛ всё равно останется предыдущей ступенью эволюционного процесса в футболе и в обществе: в своё время она сама была революционной (само создание АПЛ в начале 90-х преподносилось как создание... суперлиги!), но теперь необходимости быть запертыми в границах отдельной страны уже нет: перемещение как клубов, так и их болельщиков по всей Европе может быть осуществлено предельно быстро и дёшево (оставим за скобками ситуацию с коронавирусом: рано или поздно путешествия вернутся). Идея создания Суперлиги не взялась из ниоткуда: она продиктована логикой развития футбола как общественного явления. Вопрос лишь в том, что попытка её реализации в форсированном, революционном виде не удалась. Тем не менее, сама идея никуда не денется: предлагаемая УЕФА реформа Лиги Чемпионов (36 клубов, швейцарская система, допуск команд на основе рейтинга за предыдущие года: читай подстраховка от неучастия топ-клубов и, следовательно, финансовых потерь) это движение в абсолютно том же самом направлении, но более мягко. Является ли при этом модель УЕФА более подходящей, чем Суперлига, — вопрос открытый. Так в чём же состоят основные претензии к Суперлиге? 1. Причина создание турнира — жадность Переса и Аньелли. Спорить с этим тезисом конструктивно невозможно, поскольку он сам абсолютно неконструктивен. Да, Перес и Аньелли рассматривают футбол как бизнес: но разве они одни? Разве то, что большой футбол стал бизнесом (хотим мы этого или нет), для кого новость? Кроме того, разве деятельность УЕФА и ФИФА чиста как слеза младенца? В период гонений на идею Суперлиги быстро забылись и скандалы с Платини и Блаттером, и критика расширения Чемпионата Европы (с 2016 года) и Чемпионата мира (с 2026 года). УЕФА и ФИФА в одночасье стали «хранителями ценностей игры», защитниками модели развития европейского футбола. Не стоит забывать, однако, что хранимая ими «модель европейского футбола» тоже является бизнес-моделью. Флорентино Перес, один из самых успешных предпринимателей современности, считает эту модель недееспособной, и у меня нет оснований ему не верить. По крайней мере, никто не пытается доказать обратное, хотя заработок денег — основная цель УЕФА и ФИФА, что ничем не отличает их от Переса.

Мишель Платини

Расширение числа стран-участниц Чемпионата Европы и Чемпионата мира находится в русле той же самой логики, что и создание Суперлиги. Главная цель одинакова — увеличение прибыли. Разница лишь в том, что футбол сборных и клубный футбол функционируют по-разному. В футболе сборных реформы носят инклюзивный характер. Стран, в отличие от клубов, не так много, и стоит за ними, как правило, всё население страны, мало-мальски интересующееся футболом. Затянуть на Чемпионат мира Индию и Китай с суммарным населением 2,8 млрд человек — вот что принесёт ФИФА прибыль. Реформа в клубном футболе, напротив, направлена на эксклюзивность: клубов с большой фан-базой по всему миру не так много, так почему бы не сосредоточиться только на них? 2. Создание Суперлиги — плевок в душу болельщикам и смерть футбола. Этот тезис тоже вызывает удивление. Очевидно, болельщики не будут лишены футбола: домашние матчи всё так же будут играться на их домашних стадионах хотя бы потому, что такие дорогие сооружения не могут простаивать. Разница была бы лишь в том, что вместо домашних матчей ЛЧ болельщики посещали бы домашние матчи Суперлиги. Можно ли считать это большим поводом для беспокойства? Думаю, нет.

Фанаты «Челси» против Суперлиги © cbssports.com

Что же касается «смерти футбола», как её понимают противники Суперлиги, то у меня для них плохая новость: если смотреть на футбол в системе координат, где на одном полюсе находится «дух игры», равенство, спортивный принцип, а на другом полюсе — тотальное неравенство, бизнес и гегемония богачей, — футбол уже давно мёртв. Дело Босмана в 1995 году перевернуло трансферную систему в европейском футболе, поставив бедные клубы в подчинённое положение к богатым, и пропасть между ними только растёт. 12 клубов, которые должны были стать постоянными участниками Суперлиги, и так чаще всего участвуют в Лиге Чемпионов (хотя англичанам не хватает мест, а «Интер» и «Милан» в последние годы штормило), поэтому здесь нет тотального нарушения спортивного принципа: это лишь «законодательное» закрепление фактической ситуации. Да, оно может кому-то не понравиться, но это хотя бы честное признание реального положения дел (от чего так усиленно бежит УЕФА и пытается завуалированно реализовать в виде нового формата ЛЧ). Конечно, создание Суперлиги отторгнуло бы часть фанатов от клубов-участниц, но и в этом нет ничего нового, если смотреть на футбол в широкой исторической ретроспективе: точно так же часть болельщиков «Манчестер Юнайтед», недовольная покупкой клуба семьёй Глейзеров, в знак протеста в 2005 году создала новый клуб — «Юнайтед оф Манчестер». Мы можем только искренне симпатизировать этим людям, но, положа руку на сердце, на мировой бренд «МЮ» это вряд ли оказало хоть какое-то влияние. Олдскульные фанаты, к сожалению, сегодня составляют лишь крошечную часть глобального рынка потребления футбола (в отличие, к примеру, от рынка Китая), и их потеря для участников Суперлиги пройдёт почти незамеченной. «Камп Ноу» и «Сантьяго Бернабеу» уже давно заполняются преимущественно туристами, и клубы от этого ничуть не страдают. В этой тенденции, опять же, нет ничего нового. Каким же путём мог бы пойти футбол после создания Суперлиги? Очевидно, что выйдя из-под контроля УЕФА, клубы Суперлиги смогли бы более активно влиять на эволюционные процессы в игре. По сути, и Перес, и Аньелли уже очерчивали примерный круг возможных реформ. 1. Повышение зрелищности Футбол становится всё менее популярен среди молодёжи: это не домыслы, а лишь сухая статистика. Поколение Tik-Tok сложно представить за просмотром 90-минутного действа, зрелищность которого едва ли гарантирована, поэтому Перес прямо говорит о возможности сокращения продолжительности матчей. Легко представить себе и желание увеличить количество голов: 0-0 тоже бывают интересными, но что тогда включать в хайлайты? Медийность игроков также будет только возрастать, а их активность в социальных сетях всячески поощряться. 2. Постепенное вымирание национальных турниров (или нет?)

На данный момент Суперлигу корректно рассматривать именно как замену ЛЧ, а не национальным турнирам. Неслучайно матчи Суперлиги планировали играть в середине недели: по выходным, как обычно, будет возможность играть в чемпионате. Тем не менее, очевидно, что чемпионаты перестанут быть приоритетной целью для участников Суперлиги. Во-первых, место в ЛЧ нужно было подтвердить, а теперь такой задачи не будет. Во-вторых, Суперлига (в текущем формате) подразумевала как минимум 18 матчей для каждой команды: потянуть их, играя основой ещё и в чемпионате, просто невозможно. В то же время, 18 матчей за сезон для основы тоже мало. Таким образом, мы бы увидели промежуточную ситуацию: бо́льшая часть игр в чемпионате — полуторным составом, часть игр — вторым составом, часть — основной (в зависимости от календаря). В этом можно увидеть благотворное влияние Суперлиги: тренеры топ-клубов уже давно жалуются, что календарь сезона чересчур перегружен, и игроки работают буквально на износ (а в год Чемпионата мира или Чемпионата Европы нагрузка на игроков совсем запредельная). Теперь же эту нагрузку будет легко отрегулировать: в теории можно придержать уставших звёзд только для игр Суперлиги и избранных матчей чемпионата. По всей видимости, вымирание национальных турниров неизбежно, но в заголовке данного пункта всё же содержится небольшое сомнение. Дело в том, что чисто теоретически можно ожидать ренессанс института национальных кубков. Судите сами: кубок — это максимум 10 игр (а то и меньше), которые вполне реально сыграть основой (к примеру, 18 матчей Суперлиги + 10 матчей кубка = 28 матчей за сезон для основы. Вполне посильная нагрузка: меньше просто нельзя, будет утрачена интенсивность). Ни Перес, ни Аньелли о таких планах не заявляли, но это могло бы стать удачным ходом, который слегка усмирил бы всех недовольных: любой клуб страны, даже из 4 дивизиона, получил бы шанс встретиться с основой клуба Суперлиги. Нужно будет лишь перенаправить внимание (и, главное, доходы) с чемпионатов стран на их кубки. Выводы Скажу честно, от данного текста у меня самого мурашки по коже. Признавать некоторые вещи сложно и неприятно, но это реальность. Мы живём в эпоху больших перемен и глобальных шоков (от пандемии коронавируса до создания Суперлиги), осознать которые бывает очень тяжело. Однако, как было показано выше, идея Суперлиги не взялась из ниоткуда — она лишь является следствием того пути, которым футбол идёт уже много лет. Футбол имеет репутацию очень консервативного вида спорта, но даже он меняется (пусть и со скрипом). Когда-то в него играли свиной головой и без ворот. Не было сеток на воротах, офсайдов и пенальти. До 1970-го года на Чемпионатах мира не было замен. Да можно хотя бы вспомнить, какие споры вызывало (и вызывает) внедрение VAR. В 1955 году создание Кубка европейских чемпионов (будущей Лиги чемпионов) было революционной идеей. Проект Чемпионата мира в 1930 году казался нежизнеспособным. Точно так же сейчас сложно поверить и в необходимость Суперлиги, но всё-таки придётся. Человек болезненно принимает любые новшества, и это нормально. Но нужно понять одну вещь. Если деду дороги любимые «Жигули», это не значит, что его внук будет с таким же трепетом и интересом к ним относится. Да, дед проехал на них много километров. Да, он провёл много часов в гараже, копаясь под капотом. Да, он знает в них каждый винтик. Но любовь человечества к «Жигулям» уйдёт вместе с уходом его поколения. Это тяжело признавать, но давайте признаем. Футбол нашего детства умер. Это не хорошо и не плохо, это просто закон жизни. До нас не дошёл футбол в том виде, каким его любили болельщики в конце XIX века. До нас не дошёл футбол середины XX века. До наших детей и внуков не дойдёт футбол конца 90-х и 00-х. Так давайте же ради будущего футбола не будем цепляться за наши «Жигули». Хотя ничего дороже в нашей любимой игре уже никогда не будет.