9 мин.

Об админресурсе во времена СССР

Когда спортивные специалисты рассказывают о принципиальности одних футбольных деятелей по отношению к договорным матчам и нечистоплотности других, нужно понимать, что не всегда всё так просто, очевидно и кристально чисто. Вот и в сегодняшнем номере Советского спорта напечатали воспоминания Евгения Ловчева о его сложных взаимоотношениях с Бесковым, в концовке которых есть такие слова:

Бесков был сложным человеком. Но при всем при этом важно понимать, что футболу Константин Иванович никогда не изменял. Не шел ни с кем в сговор, хотя многих подозревал.

Вспоминаю историю конца 77-го года. «Спартак» приехал в Ташкент играть с «Пахтакором», и Бесков на предматчевой установке говорит: «Нам предлагают ничью. Нас боятся. Я не согласился. Мы их и так обыграем».

И – обыграли. 3:1, как сейчас помню!

В общем-то всё сказанное верно. Действительно, общеизвестный факт, что Константин Бесков был максималистом и противником договорняков, что не мешало, к примеру, фактически сдать матч динамовцам Минска в последнем туре чемпионата 1982-го года. Верно и то, что на момент игры в 27 туре первенства первой лиги 1977-го лидером в таблице был Пахатакор, а Спартак буквально дышал ему в затылок, а следом за ними следовали минчане. Ташкентцы вовсе не против были сгонять ничью с москвичами, но надеждам не суждено было сбыться., те ответили категорическим отказом. Вот как описывал события той встречи С.Микулик в статье "Пахтакор": календарь судьбы", написанной к двадцатилетию трагической гибили "Пахтакора" в авиакатастрофе под Днепродзержинском:

" выбраться при опустившемся ”Спартаке” было, конечно, ох как непросто. Москвичи-то на второй сезон внизу задерживаться никак не намерены были.

Их кураторы всеми возможными средствами готовили заветное возвращение - так, в профсоюзные команды перед матчами с прямыми спартаковскими конкурентами подъезжали из столицы серьезные профработники и обещали за самоотверженное достижение результата честную премию: постсезонную загранпоездку в диапазоне - в зависимости от важности выполненной задачи, от Марокко с Тунисом до настоящих капстран. По нынешним футбольным временам, с их заработками и соответственно возможностями, такое поощрение выглядит граничащим с розыгрышем наивом, но тогда-то люди жили в другом несколько измерении, и за красоты и товары Северной Африки выходили натурально убиваться.

Да и судьи не сказать чтобы к ”Спартаку” не благоволили.

А ухватки у арбитров советских два десятка лет назад все те же, дай Бог памяти, были: как сейчас нынешние спартаковские руководители устали уже объяснять прошлогодний проигрыш ЦСКА происками Лом-Али Ибрагимова, технично оставившего команду без Титова с Цымбаларем (”клоунов из нас сделал”), так и перед матчем в Ташкенте нарывался вдруг на пропускную желтую Аширов, а чуть ранее, и, кстати, в городе Грозном, был пойман на общении с судьей на пять матчей Могильный...

Так что все якобы новое, применительно к доблестному российскому судейскому корпусу - это лишь не слишком забытое, не очень старое. И ”Пахтакор”, чуть тогда впереди ”Спартака” шедший, играл с ним без двух центральных защитников, и как ни намекали хозяева гостям роскошным приемом на возможность взяться за руки и так дуэтом красиво до верху и прошагать, услышаны они не были, и Гаврилов с Ярцевым посадили их на 3:1."

Что характерно, судя по всему, подобные "хитрости" применялись и в том году, и в последующих достаточно часто. Известный в прошлом арбитр Марк Рафалов в своей книге "Футбол оптом и в розницу" писал:

«Спартак», конечно, тянули в 77-м. Он за сезон пробил 13 пенальти! Как «Луч» в прошлом году… Характерный эпизод. «Шинник» в конце сезона в Москве сыграл со «Спартаком» вничью. После матча Сергей Васильевич Полевой, заведующий отдела футбола спортивных обществ профсоюзов, пробегая по коридору, крикнул одному из подчиненных: «Все выездные дела «Шинника» выброси в мусорную корзину! Будут знать, как у «Спартака» очки отбирать!» «Шинник» должен был ехать в Иран на товарищеские матчи, и выездные документы находились в профсоюзах. Но в последнем матче «Шинник» обыграл минское «Динамо», главного конкурента «Спартака», и получил индульгенцию…"

Но спартаковское начальство не только могло отобрать заветную загранпоездку. Но и наоборот, могло примировать таковой, особенно если Спартак встречался с профсоюзной командой. Про стимулирование игроков ростовского СКА поездками за границу перед последним туром в 1979-м вспоминал бывший игрок Шахтера Виктор Звягинцев

:

- Да, нас тогда подвел ростовский СКА, который сдал «Спартаку» решающую игру – в обмен на турне по Африке. Но в итоге СКА вылетел из Высшей лиги и никуда не поехал. Обидно было, хотя и «серебро» – тоже успех.

а про подобное стимулирование самого Шахтера Спартаком рассказывал журналистам уже зенитовец Сергей Дмитриев:

Особенно сильно в чемпионскую осень "Шахтер" против нас упирался, еле-еле 1:0 выиграли. А потом узнали: "Спартак" им отдавал коммерческую поездку в США, если хотя бы очко у нас отберут.

А вот небольшая главка из обзорной статьи Акселя Вартаняна "Антология договорных матчей. 80-е" , напечатанной в "Спорт-Экспресс Футбол":

Ознакомлю вас с фрагментом телефонного разговора журналиста Аркадьева (записанного им на диктофон) со специалистом из штаба знаменитого тренера:

- И все-таки в вашем родном виде спорта еще остались честные тренеры.

- Какие? - громко прозвучало в трубке.

- Честные, - повторил я. - Которые не покупают игры, не играют договорные матчи...

- Где он живет такой тренер? На Марсе?

- Нет, в Москве.

И я назвал фамилию одного из наших известных тренеров

. - Кто?!

Я снова повторил ту же фамилию и добавил:

- Он матчи не продает и не покупает: у его клуба просто нет для этого денег.

- Дэви Аркадьевич, вы не обидитесь, если я вам скажу, что вы абсолютно наивный человек. Помните, в прошлом году команда вашего московского тренера выиграла в Донецке у "Шахтера" - 2:0? Вы сидите?

- Да, да. И держусь за стул... я не упаду!

- Так вот, вы - человек, который еще во что-то и верит... "Шахтеру" в прошлом году в ту пору уже нечего было терять, а команда вашего честного тренера из Москвы еще пыталась нас достать. Они приехали и говорят тренерам "Шахтера": "Надо отдать два очка!" Те заупрямились. Как же, честные ребята! А им говорят: "Хотите поехать в Марокко?"

- Это молва или проверенный факт? спросил я.

- Это было известно нашим ребятам уже на следующий день после матча в Донецке... Игроки: же у нас - большие "хранители" производственных и государственных тайн. А чем же им еще де литься, как не такой информацией? Я сам все это пропустил тогда мимо ушей. Но через три недели открыл газету "Советский спорт" и глазам не поверил: донецкий "Шахтер" совершает поездку по Марокко... Так что вы уж меня простите за прямоту; но вы выбрали себе в качестве эталона не очень-то подходящую фигуру - одну из самых нарицательных в нашем футболе."

Так о каком же тренере шла речь и о какой команде?

Не о этом ли матче?

9.11.1980 Шахтер-Спартак Москва 0-2 0:1 Хидиатулин, 0:2 Черенков. На 87 Шахтер не забил пенальти.

В 80-е Шахтер на своем поле больше не проигрывал со счетом 2:0 другим московским командам. О поездке же в Марокко есть в воспоминаниях Старухина (С 1973 по 1981 - нападающий донецкого «Шахтера»)

Про красные или вторые желтые карточки (во времена СССР "горчичники" давали намного реже, чем сейчас, и уже получение второй ЖК вело к пропуску следующего матча) перед матчем со Спартаком тоже можно было бы многое рассказать. Например, в "золотом" для москвичей сезоне 1979 решающий матч в Москве футболисты Шахтера проводили без своего лучшего форварда Виталия Старухина, которому московский судья Валерий Баскаков (отец современного судьи Баскакова) дал вторую желтую в матче с Зенитом. Что интересно, в мае следующего года перед московским кубковым полуфиналом тех же Спартака и Шахтера тот же Баскаков удалил всё того же Старухина, на этот раз в матче против Кайрата.

Был в союзные времена такой футбольный судья Михаил Черданцев из Алма-аты, судивший в 70-е, а в 1981-м дисквалифицированный пожизненно, после того как в матче первой лиге между кутаисским Торпедо и московским Локомотивом назначил два необоснованных пенальти в ворота гостей и засчитал гол, забитый после остановки мяча рукой. Начинал он свою карьеру в Алма-Ате под руководством сосланного туда Николая Старостина.

Так вот в одном из интервью он рассказывал:

" Неужели, обратись к вам сам Николай Петрович Старостин, вы бы косвенно не помогли «Спартаку»?

— Как-то Николай Петрович, зная о том, что я буду судить встречу будущих принципиальных соперников москвичей, попросил меня: «Миша, если будет возможность, то дай карточку, желтую, а то и красную, центральному защитнику Н». Ладно, отвечаю, но только если он этого заслужит. «Ну, конечно же, дорогой», – сказал Николай Петрович.

— И что, наказали неудобного для спартаковцев защитника?

— Нет, он повода не дал, а придираться не по делу не в моих правилах, и я не смог удовлетворить просьбу Старостина, но знаю, что тот на меня не обиделся."

Еще в этом же интервью есть любопытная проговорка о нравах тех времен "Много лет спустя я судил матч «Спартака». И во время ужина в московской гостинице «Будапешт» с нами был и Старостин..."

Банкет в шикарном реесторане с руководством команды, которую судишь. Нормально.

И напоследок приведу отрывок из интервью с другим алма-атинским арбитром Виктором Абгольцем о событиях 1985-го года:

– А сколько раз за карьеру получали ”двойку”?

– Только один раз, за игру между московским ”Торпедо” и киевским ”Динамо”. Тогда выгоду от поражения ”Динамо” получал и ”Торпедо”, стремившийся в еврокубки, и московский ”Спартак”, боровшийся с киевлянами за чемпионство. Перед игрой мне звонили представители обоих московских клубов и говорили открытым текстом, кто должен победить, что инспектор в курсе всех дел. Но как я мог ”убить” Валерия Лобановского и его команду? Я не выполнил задание, и ”Динамо” выиграло тот матч.

– Такую своенравность вам Москва припомнила?

– Конечно, после той игры судейская карьера пошла на спад. Начали меня дергать – то назначат на игру, то снимут. В конце концов я написал заявление с просьбой отстранить меня от судейства матчей высшей лиги чемпионата СССР в связи с недоверием Всесоюзной коллегии судей. Начал судить первую союзную лигу и так потихоньку закончил в 50 лет.

К чему этот пост? Просто показать, что в советские времена существовала система и абсолютно честных команд попросту не было, у всех рыльце в пушку. Да иначе и быть не могло...