8 мин.

КХЛ стала быстрее и жестче. Топ-клубы хоть сегодня можно отправлять в НХЛ

В 1990-х, 2000-х и 2010-х у русского хоккейного фаната были совсем разные выражения лица, но его можно было безошибочно узнать по ответу на один и тот же вопрос.

– Чем МХЛ/Суперлига/КХЛ отличается от НХЛ? – спросили бы вы у него.

– В НХЛ тупые канадцы играют в тупой хоккей на маленьких площадках. А у нас красиво играют в умный хоккей на больших, – ответил бы он.

На этот миф работала мощная служба техподдержки. Волну запускали ветераны, которые вживую сталкивались с канадцами в 1970/80-х – и которым тогда действительно больно прилетало. Их подачу принимали самые оголтелые перья страны и через серию рикошетов шайба улетала к довольно большой аудитории, в которой этот миф размножался, как вредные микробы.

И в итоге – лег в основу народной хоккейной идеологии. Мы годами вматывали чемпионаты мира, наблюдали как наши лучшие (и просто хорошие, и даже хотя бы нормальные) игроки пачками переезжают в Северную Америку, терпели разгромные и обидные поражения на олимпиадах, но в пивном кухонном споре легко размазывали соперников об борт: «Да в НХЛ так любят наших игроков, потому что наши – творцы! А их – играют в примитивный хоккей. Я тебе говорю, Серега, там сплошной бей-беги, смотреть тошно!».

Отдельные островки адекватности не влияли на общую картину. Еще один штрих к величию Сергея Гимаева-старшего – он, честный абонент NHL Gamecenter (так в середине десятых называлась платная подписка на матчи НХЛ), реально смотрел НХЛ и не позволял себе пинать уровень и смысл хоккея в ней – даже наоборот. «Вот приедет Гецлаф на пятак, что Рясенский с ним может сделать?», – рассуждал он перед Сочи-2014.

В 2020-м найти следы этого мифа почти нереально – он растворился в разных интервью и газетных колонках. Обнаружить его можно только как следует прочесав сетевые архивы. Редкая свежая реплика на эту тему принадлежит не газетному перу, а тренеру-легенде.

«Канадские площадки делают игру прямолинейной, силовой, с меньшим количеством импровизации и выдумки, – говорил полтора года назад Вячеслав Быков про переход КХЛ на площадки меньшего размера. – А наш хоккей всегда строился на творчестве и нестандартных действиях игроков, их способности комбинировать».

Что интересно, именно Вячеслав Быков – такой Гвардиола нашего хоккея, одновременно и философ, и самый яркий практик, постановщик одновременно зрелищного и сложного хоккея, команду которого всегда можно было узнать по игре, а не по цвету формы или названию – наверное, последний наш тренер, для которого «творчество и нестандартные действия игроков» не были общим местом в рассуждениях о хоккее. От этого строились все его команды – «Салават»-2010 и СКА-2015 мощно поддерживали теорию о том, что в России, наперекор НХЛ, рулит комбинационный хоккей.

После Быкова пульс самой идеи хоккея от передачи (а не от броска, как в Северной Америке) поддерживали его напарник Игорь Захаркин в «Салавате», Илья Воробьев в «Магнитке» (где команда в основном играла довольно просто, но тройка Мозякин-Коварж-Зарипов регулярно улетала в космос) и отчасти в СКА, а так же, как ни странно, Олег Знарок в том же СКА – это на самом деле тема для отдельного исследования: уровень исполнителей и отдельные схемы Быкова + мотивация и схемы Знарка на выходе дали уникальную команду, которая выстраивала конверт в большинстве и очень любила сминать соперников минуте к шестой.

Все это время – до прошлого плей-офф, в котором даже воробьевский СКА заиграл довольно просто – с разными оговорками можно было утверждать, что русский хоккей – это комбинации на большой площадке.

С осени-2019 у нас объявили войну большим площадкам – а из лиги окончательно испарились флагманы творчества и нестандартных действиях игроков. И я уверен, что это несвязанные процессы: играть от передачи можно и на маленькой площадке (пример Шелдона Кифа в «Торонто»).

То, что происходит в КХЛ – это естественная эволюция хоккейной мысли. 

Во-первых, доказательства. Посмотрите на стиль четырех топ-клубов КХЛ. Современные ЦСКА, СКА, «Ак Барс» и «Авангард» с точки зрения структуры хоккея – это готовые команды НХЛ. ЦСКА стал таким еще при Квартальнове – хотя Никитин добавил к этой базе несколько своих фишек. Про «Авангард» мы много писали в прошлом сезоне – это довольно классическая североамериканская организация. Про «Ак Барс» было совсем недавно – там работает Квартальнов и там все довольно просто. СКА перешел на эту модель, потому что оттуда окончательно ушли все исполнители, на которых держалась творческая надстройка – а так, силовой и прямолинейной командой армейцы были еще при Знарке; просто многое маскировали Шипачев, Гусев, Дацюк и Ковальчук.

В общем, на прошлой неделе я посмотрел подряд зеленое и армейское дерби – и понял, что мы (хоккей в КХЛ), находимся в той точке развития, когда вообще не можем говорить ни о каком «комбинационном хоккее на больших площадках» – и дело вообще не в площадках.

«Почти все играют по одной системе, — говорил Андрей Мартемьянов, главный тренер «Автомобилиста». – Готовишься к игре, смотришь на видео – многие по одному и тому же шаблону построены. Бывает, перед собранием смотришь, что скажешь парням – одно и то же говоришь. Однако это право каждого тренера и руководителя – если это приносит результат, то почему нет? Такой стиль же приносит успех. Хоккей в целом становится более механическим. Вообще если говорить про креатив – я его не приветствую. Он может привести публику в восторг, а может привести к твоему концу».

Во-вторых – как это происходило. Не думаю, что у этого вопроса есть один простой ответ, но одна из веток – апгрейд систем игры без шайбы. 

Десять лет назад КХЛ была лигой отката. Команды атаковали в основном комбинационно и обороняться, собрав всю пятерку за красной линией, было легче: финалист Кубка Гагарина-2013 «Трактор» – наверное, самый яркий пример на эту тему; с ним работал классический тренер старой школы Валерий Белоусов.

Тогда же в лигу приходили новые имена – Знарок, Скудра, Квартальнов, Скабелка – у которых был другой план по игре без шайбы. Вместо статики они предложили динамику – много движения, давление по всей площадке, строго вертикальный хоккей. Играя так, Знарок дважды подряд выносил в финале конференции СКА – а еще тогда самым грозным нападающим в составе «Динамо» был словак по фамилии Квапил. Хоккей этого «Динамо» смотрелся так же монументально, как конвейер большого автомобильного завода.

Новый формат распространялся со скоростью атипичной пневмонии и к концу десятых окончательно захватил КХЛ: теперь среднестатистическая команда лиги без шайбы играет активно, а если и откатывается, то для того, чтобы выстроить ловушку в средней зоне – и выстрелить быстрой атакой. Лига заиграла быстрее и жестче – чтобы быть в ней успешным, нужно быть быстрее и жестче соперника. Ровно как и в НХЛ.

Новый уровень игры без шайбы в КХЛ предъявил новые требования к созиданию. Как и в НХЛ быстрая атака стала намного более эффективным оружием – чем больше число игроков в твоей атаке, тем выше шансы получить гол в свои. 

Так КХЛ заиграла в «примитивном» североамериканском стиле, который, разумеется, не был примитивным даже тогда, когда его у нас поливали особенно жестко. Это просто более эффективная игра, которая меньше зависит от настроения ключевых исполнителей.

Разумеется, не вся лига играет одинаково – просто для создания креативной надстройки нужны исполнители, а их не хватает даже СКА. В «Динамо» феерит Шипачев. В «Магнитке» выжимают последние голы/очки из Мозякина. В Уфе есть Умарк, который сам по себе человек-позиционная атака. В Нижнем Новгороде Немировски переизобретает «Торпедо».

Но все эти примеры – островки и исключения за пределами топовой четверки чемпионата, которая и символизирует самый важный. С КХЛ произошла очень простая штука – немного потеряв в таланте и мастерстве, она вышла на новый уровень скорости и жесткости. Это фатальный удар по мифу про исключительность нашего чемпионата в сравнении с североамериканским, но вообще-то – новость отличная. Средний уровень стал выше, предсказуемых результатов меньше, отличных матчей – больше. 

И «Спартак» против «Куньлуня» может оказаться отличным боевиком.

11 друзей Овечкина. Собираем суперкоманду для похода в бар

«Ак Барс» попал в реальность Квартальнова: играет очень быстро, почти без звезд и постоянно побеждает

Поговорили с тренером, который собирает новый топ-клуб на Урале. Он уважает контратаки и когда ловят шайбу на себя

Фото: Gettyimages.ru/Christian Petersen; hc-avto.ru; vk.com/torpedonn; РИА Новости/Владимир Астапкович, Игорь Руссак