4 мин.

А вас и не ждали - о том какие препятствия можно встретить на пит-лейн

Не в первый раз хочется, чтобы рядом был Ники Лауда, чтобы услышать его мнение по какому-нибудь событию. Снова об этом подумалось после Азербайджана и случая с Эстебаном Оконом, когда тот заехал на пит-лейн на последнем круге, ожидая там увидеть чистую дорогу к своей команде, а не уличную ярмарку. Лауда, вероятно, выругался бы как следует в адрес FIA, а потом бы заметил, что тому повезло, что он смог продолжить гонку.

Ники бы припомнил Гран-При Великобритании 1974 года. После замены резины австриец направился к концу пит-лейна трассы Брэндс-Хэтч и обнаружил там толпу и машину, перекрывшую ему путь. Момент был важный, ведь Лауда и Ferrari на тот момент (10-й этап чемпионата) лидировали в обоих зачетах. В итоге оба чемпионата они проиграли. Лауда бы все равно не выиграл из-за прокола шины, но это не остановило Луку ди Монтедземоло от гневной тирады в адрес официальных лиц той гонки.

В этом разница между тем временем и сегодняшним днем. Гонка была организована Королевским автомобильным клубом с штаб-квартирой в Лондоне. В числе гоночных судей был британский пэр, лидер эскадрона королевских воздушных сил и глава международной топливной компании. Присутствие гонщика и директора команды Porsche Хушке ван Ханштайна было единственным напоминанием о том, что здесь планируется Гран-При, а не собирание «хороших ребят». Важность этого всего станет понятна к концу «Главной гонки в мире автоспорта», как говорилось в официальной программке. До этого момента все шло, как надо.

Лауда уже освоился в Ferrari, он выиграл две гонки, в Испании и Нидерландах. В Брэндс-Хэтч он взял поул, и довольно уверенно лидировал в гонке. Оставалось 20 кругов, когда австриец почувствовал проблемы с управляемостью. Также это заметил и Джеки Стюарт. Трехкратный чемпион мира только недавно закончил карьеру, и он еще помнил многие часы, проведенные на шинных тестах Goodyear. Шотландец, комментируя гонку для BBC, заметил повреждение профиля правой задней шины у Лауды и предположил, что Ники придется заезжать и менять ее. Когда Лауда сам осознал причину, он прикинул, что замена займет около 15 секунд. Большинство поворотов на трассе правые, так что он решил продолжать, так как ситуация была контролируемая. Джоди Шектер быстро сократил восьмисекундное отставание от Лауды, а вот еще двое преследователей были больше чем в полуминуте. Все остальные были в круге позади, а всего в гонке было 11 сходов (а мы еще жалуемся на скучные гонки в наши дни).

За четыре круга до конца Эмерсон Фиттипальди вышел на второе место. А на последнем круге надежды Лауды на подиум растворились после того, как задняя правая шина развалилась. Лауда доковылял до боксов, где механики поменяли колесо за 14 секунд. Шектер пересек черту и выиграл гонку. Зная, что отсечка находится за пит-лейном, Лауда поспешил выехать обратно на трассу, надеясь заработать два очка за пятое место. Но один из ответственных на пит-лейне вообще не вдавался в такие подробности, так что Лауда на выезде встретил не только его, но и стоящий поперек дороги Ford Cortina, который должен был проехать круг почета после окончания заезда. Что еще хуже, маршал с красным флагом встал прямо перед Ferrari, показывая Лауде, что он не проедет дальше. Как будто у того оставался выбор…

Шектер выигрывает гонку, а на заднем плане скрыт Лауда, проезд которому напрочь заблокировали...

Редактор колонки журнала Autosport возмущался, что система выдачи пропусков абсолютно не поддавалась логике: нормальным журналистам пропуска не давали, а всякие проходимцы, получая заветные карточки, нарушали все правила. Таким образом, пит-лейн был заполнен людьми, которые не имели права там находиться. Официальные лица, вагончик которых находился прямо у стартовой линии, совершенно не осознавали, что происходит.

И, конечно, стюарды совсем не знали, что делать, когда к ним в ярости обратился ди Монтедземоло с требованием вернуть Лауде пятое место. Официальный протест был отклонен через девять дней. Организаторы гонки, признавая, что Лауду блокировали без надобности, считали, что не могут менять результат международной гонки. Ferrari подали апелляцию FIA, и в итоге Лауде отдали пятое место.

Как выяснилось, два очка ничего не меняли для Лауды по итогам сезона, он стал четвертым в личном зачете. В Ferrari же говорили, что у Лауды был стресс после этого происшествия и что это сказалось на оставшихся гонках чемпионата и его выступлениях. Будь он с нами, Ники бы сказал, что это все абсурд. Как и если бы судьи в Азербайджане пытались сказать, что не ожидали Окона в боксах на последнем круге.

Это перевод статьи Мориса Хэмилтона из журнала GP Racing UK за июль 2023.

Фото: MotorSportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал