8 мин.

10 худших машин Формулы 1, выигравших Гран-При - часть 1

Большинство машин, которые побеждают в Формуле 1, особенные. Уровень конкуренции гарантирует, что слабые конструкторские работы редко добираются до подиума, особенно учитывая надежность современных гоночных машин.

Но иногда сочетание удачи, вдохновения и/или необычной погоды дает им шанс. Этот список субъективен и составлен с учетом общей скорости автомобилей, их надежности, сложности управления ими и обстоятельств их успеха.

10. Ferrari F60 

Победа: Гран-При Бельгии 2009, Кими Райкконен. 

Лучший финиш кроме победы: 2-ое место. 

Кубок Конструкторов: 4-ое место. 

Модель Ferrari для нового регламента 2009 года была так себе. Мало того, что команда «прозевала» двойные диффузоры, которые лучше всех приспособили в Brawn, F60 не хватало баланса в распределении веса из-за KERS, хотя длинная колесная база, представленная на Гран-При Великобритании в июне, помогла чуть-чуть улучшить положение. 

Ferrari считали двойной диффузор незаконным и из-за ограничений на тесты отреагировала не так быстро, как могла бы. Кроме того, было трудно получить максимум от шин Bridgestone. Кими Райкконену и Фелипе Массе потребовалось четыре гонки, чтобы «раскочегарить» Ferrari и заработать первые очки. 

Автомобиль безопасности и KERS позволили Райкконену вырвать победу в Спа у Джанкарло Физикеллы на Force India без KERS во время сильной серии из четырех гонок, но слабые выступления Луки Бадоера и Физикеллы (оба были вызваны в Ferrari в качестве боевых гонщиков после серьезной аварии Массы в квалификации в Венгрии) подчеркнули, насколько сложной в управлении была машина. 

«Нам не хватало прижимной силы и эффективности», — сказал Крис Дайер в официальном обзоре сезона 2009 года. «И Лука, и Джанкарло обнаружили, что машину трудно сбалансировать на торможении при наличии KERS». 

Если бы Toyota была получше и пободрее, возможно, Ferrari заняла бы пятое место в Кубке Конструкторов.

 

9. Shadow DN8 

Победа: Гран-При Австрии 1977, Алан Джонс. 

Лучший финиш кроме победы: 3-е место. 

Кубок Конструкторов: 7-ое место. 

Тони Саутгейт начал разработку DN8, а завершил ее Дэйв Васс в 1976 году. Их детище набирало очки в каждом из трех сезонов Ф1, но никогда не считалось быстрой машиной. 

В хорошие дни в 1977 году Shadow могли вывести одну из своих машин в шестерку лучших, обычно за ее рулем находился будущий чемпион мира Алан Джонс. В плохие дни, а таких было немало, случались двойные сходы, а Shadow были только седьмыми в Кубке Конструкторов. 

Это могло бы быть и восьмое место, если бы не один замечательный день в Австрии. Джонс стартовал 14-м, но дождливая погода в день гонки дала ему шанс. Большинство гонщиков стартовали на сликах, и Джонс добился впечатляющего прогресса на первых кругах в скользких условиях, отвоевывая места почти на каждом круге. После 16 из 54 кругов Джонс был вторым, впереди был только действующий чемпион мира Джеймс Хант. Хант держал гонку под контролем, пока на его McLaren не сломался Cosworth DFV за 11 кругов до финиша. Джонсу также повезло, что на Lotus Гуннара Нильссона отказал двигатель. 

«Я знал, что это была случайность. Иначе с этой машиной не могло быть», — рассказал Джонс в автобиографии. «Я знал, мы мало что можем сделать, разве что построить новую машину. Та, что у нас имелась, была тяжелой и медленной на прямых».

 

8. Toro Rosso STR3 

Победа: Гран-При Италии 2008, Себастьян Феттель. 

Лучший финиш кроме победы: 4-ое место. 

Кубок Конструкторов: 6-ое место. 

Несмотря на иногда успешные квалификации (часто из-за резины Pirelli), Minardi чаще всего финишировали позади всех. И, казалось, ничего не изменилось, когда Red Bull купили команду и переименовали ее в Toro Rosso (до ребрендинга в AlphaTauri) в 2005 году. 

STR3, появившаяся на шестом этапе сезона 2008 года, на самом деле была копией Red Bull RB4 с двигателем Ferrari вместо Renault. Это была неплохая машина, и Себастьян Феттель часто набирал очки в течение сезона, в котором доминировали McLaren и Ferrari. Но однажды все изменилось. Сочетание дождливой погоды, мастерства Феттеля, мощности Ferrari и оптимального распределения веса, сделало машину претендентом на победу в Монце. Феттель квалифицировался на поуле и лидировал всю дистанцию, кроме пит-стопов, и одержал блестящую победу – первую для команды и для самого гонщика. 

«Это был невероятный день для машины, которая и близко не должна быть на подиуме», — сказал Феттель. 

Тем не менее, Toro Rosso заняли шестое место в Кубке Конструкторов, а после этого больше десяти лет не поднимались на подиум.

 

7. Tyrrell 011B 

Победа: Гран-При Детройта 1983, Микеле Альборето. 

Лучший финиш кроме победы: 5-ое место. 

Кубок Конструкторов: 7-ое место (на некоторых гонках использовалась Tyrrell 012).

Одноименная команда Кена Тиррелла была апологетом безнаддувного двигателя Ford Cosworth DFV и соперничала с соперниками с турбомоторами в начале 1980-х. Назвать 011B плохой машиной было бы слишком резко, так как она всегда проигрывала по умолчанию из-за двигателя, но, по правде говоря, она все же была не самой быстрой. 

В 1982 была представлена достаточно конкурентоспособная модель 011 (версия B которой с плоским днищем имела на борту двигатель DFY – последнюю версию легендарного агрегата), но команде с трудом удавалось финишировать в топ-10 в тех случаях, когда она добиралась до финиша в 1983 году. 

Узкие уличные трассы, сводившие к минимуму преимущество турбин в мощности и подчеркивавшие их проблемы с турболагом, были последним местом, где у Cosworth все еще был шанс. В Детройте Микеле Альборето квалифицировался шестым и вторым среди гонщиков с Cosworth. Он обогнал Марка Зурера на первом круге, отыграл еще одно место, когда у Lotus Элио де Анджелиса вышла из строя машина, а затем потерял его, когда мимо пролетел Williams Кеке Росберга тоже с двигателем Cosworth. Альборето обошел Alfa Romeo Андреа де Чезариса и снова занял четвертое место, но Росберг, Нельсон Пике (Brabham) и Рене Арну (Ferrari) казались недосягаемыми. 

Итальянец опередил Росберга, когда Williams позвали финна в боксы, и затем переместился на второе место, когда проблемы с топливной системой вывели из строя лидера Арну. Хотя Альборето продолжал оказывать давление на Пике, только когда Нельсон получил прокол за 10 кругов до финиша, несломленный Tyrrell 011 впервые вышел вперед. 

Помимо победы Альборето — последней для команды — лучший результат 011B в 1983 году было пятое место, и до конца сезона была представлена модель 012.

 

6. Ferrari 126CK 

Победа: Гран-При Монако и Гран-При Испании 1981, Жиль Вильнев. 

Лучший финиш кроме победы: 3-е место. 

Кубок Конструкторов: 5-ое место. 

Первая Ferrari с турбонаддувом была оснащена мощным двигателем, установленным на шасси далеко не таким хорошим, как у большинства его конкурентов. Ferrari, пережившая один из своих худших сезонов в 1980 году, в конечном итоге заняла пятое место в Кубке Конструкторов и завоевала всего три подиума. Но два из них были победными. 

Примечательно, что победы были добыты на двух из трех самых медленных трасс сезона. Первая стала возможной благодаря одному из величайших квалификационных кругов в истории Формулы 1, когда Жиль Вильнёв показал второе время и был на 2,5 секунды быстрее своего товарища по команде (и победившего в Монако 1980 года) Дидье Пирони. Нельсон Пике, стартовавший с поула, оторвался от Вильнёва на первых кругах, и вскоре Ferrari пришлось уступить место Williams Алана Джонса. Джонс приближался к Пике, который все еще был на 3,4 секунды впереди, но в этот момент Нельсон попал в аварию в трафике. Джонс захватил лидерство, оторвавшись от Вильнёва на 32,9 секунды, но у Алана были проблемы с топливной системой, и он решил остановиться на дозаправку. Джонс вернулся с гораздо меньшим отрывом и обнаружил, что двигатель все еще не в порядке. Вильнев пронесся мимо за четыре круга до финиша, опередив Пирони, занявшего четвертое место, на круг. 

В Испании Вильнев квалифицировался седьмым, «всего» на 0,7 секунды опередив Пирони и на 1,2 секунды отстав от поула. На этот раз у него был невероятный старт, который в сочетании с проблемами Джонса помог Ferrari снова выиграть. Вильнёв сорвался с места и достиг первого поворота уже на третьем месте, а затем в начале второго круга проехал мимо Williams Карлоса Ройтеманна. Тем не менее, действующий чемпион Джонс выглядел вне досягаемости, пока он необъяснимым образом не вылетел с трассы на 14-м круге. До конца гонки из 80 кругов Вильнёв защищал лидерство, сдерживая группу более быстрых машин благодаря грамотному позиционированию Ferrari на трассе. В результате пятерка лучших финишировала с отставанием от победителя на 1,24 секунды. 

Ни одна из побед не могла укрыть тот факт, что Ferrari в целом уступала машинам Brabham и Williams. 126CK также была ненадежной: 10 из 15 сходов Ferrari в 15 гонках были связаны с механическими проблемами.

 

Продолжение в следующей части...

 

Это перевод статьи Кевина Тернера с сайта motorsport.com от 4 февраля 2023 года.

Фото: MotorSportImages.com, LatImages.

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал